Учителя и опора преподобного Максима.
Учителя и опора преподобного Максима. В аскетике и мистике Святой Максим опирался на Евагрия*.
Евагрий (406) – ученый диакон из Понта, ученик Святого Вселенского учителя Церкви Григория Богослова, подвижник Нитрийский, много писал о монашеской жизни.
Примыкал к Ареопагитикам. Святой преподобный Максим Исповедник всю жизнь продолжал идти путем древних Александрийцев*.
В богословии древней христианской Церкви допускался метод толкования Священного Писания в различении Александрийской* и Антиохийской школ. Факт этот мало известен современным христианам, а потому остановлюсь на нем подробней. Александрийцы* пользовались имеющим глубокую традицию (Филон Александрийский (28/21 до н. э. – 41/49 гг. н. э. )) методом аллегорического последовательного истолкования текста доступного лишь посвященным. Встречая в Библии описания обыденных сторон человеческой жизни, александрийские толкователи искали за ним другой, более сокровенный и глубокий смысл, жертвуя иногда общей связью целого с частью текста. Антиохийская школа ( Лукиан Самосатский ( 120– ок. 190 ) наоборот отрицательно относилась к аллегоризму, полагая, что он может привести к отрицанию буквы Писания. Вместо аллегоризма антиохийцы начинали познание Библии с буквального осмысления текста, который соответствовал историческому положению вещей, и лишь потом они переходили к возвышенному осмыслению Писания. При таком строгом подходе антиохийцы во многих местах Ветхого Завета не видели доказательств для подтверждения новозаветных истин. Поэтому не случайно, что Александрийскую церковную цензуру (экзегетику) называли искусством, а в Антиохийской ей придали характер науки. В итоге ни те, ни другие не были правы; Александрийской школе могла угрожать опасность сочинить свою Библию, а Антиохийской, остановившись на букве закона – забыть, что за историей должна следовать теория. Кроме того, между школами существовали и другие различия. Так, Александрийцы при обсуждении богословских вопросов использовали язык философии Платона. В Антиохийской же тяготели к Аристотелю, чтопослужилопричиноймногихдогматическихспоров в 4-5 веках н. э. Однако, как мудро заметил русский философ Лев Платонович Карсавин (1852-1952): “Истина Церкви раскрывается в борениях и спорах, насыщая и освобождая всякого, кто по-христиански ее ищет, пребывая выше его индивидуальных заблуждений, преодолеваемых Церковью в сознании соборности и Христовой любви” (“Святые Отцы и учители Церкви”., 1926 ).
Труды Святого преподобного Максима. Читать труды преподобного нелегко, но, как говорил Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский (891) (память 6 (19) февраля), «повсюду светится его благочестие и чистая, искренняя любовь ко Христу». В ряду творений Святого преподобного Максима прежде всего нужно назвать его экзегетические * очерки – размышления по поводу отдельных «трудных мест».
* Экзегетика- раздел богословия, занимающийся трактовкой и истолкованием библейских текстов, смыслов аллегорических текстов в Библии. Екзегетика изучает особенность библейской космологии, антропологии; событий и чудес необъяснимых научным представлением людей. В переводе с греческого слово это означает – разъясняющий. Во всех Церквях, всех конфессий есть богословы, какие изучают участие в написании «священных» книг не только Бога, но и людей, какие включили в тексты, в том числе и Библии полуфантастические сюжеты любого характера. По христианской традиции существовало мнение, что чем ближе экзегет стоит ко времени откровения, тем больше у него возможности проникнуть в тайну Священного Писания, и, наоборот, чем дальше он стоит этого времени, тем больше вероятности его ошибки. Отсюда – традиция толкования не только Библии, но и произведений Отцов Церкви.
На мнение богословов изучающих экзегезу оказывают влияние традиции и каноны Церкви. В Православной экзегетике преобладает правило сочетания буквального понимания библейских текстов с его аллегорической и символической интерпретацией, а также признание участия в создании Священных книг не только Бога, но и людей, включивших в ряд библейских текстов полу-фантастические сюжеты бытового, любовного и нравоучительного характера. Все разночтения, ошибки, неточности в Библии считаются делом ее составителей и редакторов, само же содержание – Божественный акт, не подлежащий какому-либо пересмотру. Православные экзегеты полностью исключают получившее распространение в протестантизме использование символического языка логического позитивизма для интерпретации библейских рассказов.
Таковы «Вопросы и ответы» к Фалассию, еще особые Вопросоответы, послание к Феопемпту схоластику, объяснения 59 псалма, краткое изложение молитвы Господней и другие произведения Святого. Преподобный Максим в объяснении текстов всегда пользуется иносказанием и «возвышением». Ко Святому Писанию Максим Исповедник подходит как истинный александриец. Такими представляются читателю схолии к Ареопагитикам и особый трактат о трудных местах у Священномученика Дионисия Ареопагита и у Святого Григория Богослова. Много оставлено трудов Святым по вопросам духовной жизни, - «Слово подвижническое», ряд сборников афоризмов или «глав» разного содержания: «четыре сотницы глав о любви», «243 иных главы», двести «глав богословских и домостроительных» и проч. Эти сборники до сих пор не вполне изучены богословами и почти не изданы для широкого круга читателей. Сюда же можно отнести обширный сборник «Общих мест» - выборки из Писания, из Отцов. Особенно нужно отметить труд Святого «Тайноводство» - мистико-аллегорическое объяснение таинственного смысла священнодействий, в духе Ареопагитик. Эта книга имела исключительное влияние в позднейшей литургической письменности в Византии. Здесь мы также узнаем метод Святого Максима символического тайнозрения, что и в толковании Святого Писания.
Совершенно другой характер имеют догматическо-полемические сочинения Святого Максима Исповедника. В одних он спорит с монофизитами вообще и раскрывает учение о двух природах: письмо к «знаменитому» Петру, к Александрийскому диакону Косьме, одно из писем к Иоанну Кубикуларию, письма к Юлиану, схоластику Александрийскому, к отшельницам, отпавшим от веры. В других – развивает учение о двух волях и действиях. Это знаменитый «Диспут с Пирром», ряд догматических посланий: «О двух волях Христа, Бога нашего», другое послание к Стефану, ряд писем к кипрскому пресвитеру Марину и к других лицам послания. В этих письмах Максим Исповедник начинает с анализа монофелитских определений и доводов и в противовес им раскрывает систему правых христологических понятий, и все это в соотношениях и связи. При этом он подробно останавливается на объяснении трудных и спорных текстов Священного Писания и отеческих свидетельств. Отеческий материал собран и объяснен с большой полнотой, что подтверждает начитанность и славную образованность преподобного. Во всех своих произведениях Святой Максим стремился только раскрыть и утвердить предание веры. Более всего говорит он о Воплощении. В его внутреннем опыте этот догмат был всегда основным. О Троическом догмате Святой пишет в объяснениях к Григорию Богослову, в диалогах о Святой Троице, в одном из писем к Марину (об Исхождении Святого Духа). Нельзя забыть и письма в Архиепископу Иосифу о безтелесности души и к пресвитеру Иоанну о загробной жизни. В произведениях преподобного видится цельность, и хотя писал он всегда по частным случаям, слова его всегда не случайны. Они, как писал протоиерей Григорий Флоровский, «выкованы в долгом и молчаливом раздумье, в мистическом молчании вдохновенного опыта». Православная Церковь чтит память Святого преподобного Максима Исповедника дважды в году: 21 января (3 февраля) и 13 (26) августа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|