Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение и развитие науки об организации труда




Организация труда как наука, отрасль знаний и функция управления

Сущность организации труда составляют определенные действия, связанные с объединением, согласованием, упорядочением, систематизацией деятельности человека, самого труда в производственном процессе, его взаимодействия с применяемыми техническими средствами.

Научная организация труда – это организация труда, основанная на достижениях науки и передовом опыте.

Наука Организация труда изучает проявление экономических законов в области общественной организации труда, распределения общественного продукта, воспроизводства рабочей силы и определяет методы их использования в практической деятельности для обеспечения неуклонного роста производительности общественного труда.

Дисциплина «Организация труда» изучает основные категории организации труда, методы их исследования и изучения, показатели оценки уровня организации труда и основные направления совершенствования.

Задачами курса являются систематизированное изложение методологических вопросов и основных теоретических положений организации труда на предприятиях, овладение теоретическими знаниями и практическими навыками оценки уровня организации труда, применения полученных знаний при решении конкретных вопросов организации труда.

Организация труда реализуется через функции управления и включает:

-По созданию системы организации труда;

-По совершенствованию существующей системы организации труда;

-Процесс управления системой организации труда.

Как функция управления организация труда предполагает определение оптимальных пропорций работающих, выбор рациональных форм организации на основе нормирования труда различных категорий работающих.

Организация труда является составной частью производственной деятельности. Организация труда на предприятии, ее отдельные элементы непосредственно взаимосвязаны с организацией производства.

Организация труда представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих рациональное использование рабочей силы. Она включает соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию, приемы и методы, нормирование и стимулирование труда, организацию и обслуживание рабочих мест, необходимые условия трудовой деятельности.

организация труда представляет систему рационального взаимодействия работников со средствами труда и друг другом, основанную на определенном порядке построения и осуществления трудового процесса, направленную на получение высоких конечных социально-экономических результатов.

 

Возникновение и развитие науки об организации труда

Наука об организации труда формировалась в конце XIX в. в период интенсивного увеличения выпуска товара, механизации труда, необходимости экономии времени и ресурсов.Начало организации труда как науки связывают с американским инженером Фредериком Уинслоу Тейлором (1856-1915). Тейлор был первым, кто объединил замыслы и попытки в области рационализации трудовых процессов в систему знаний. Основные положения теории Тейлора изложены в работах «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911). Тейлор впервые применил хронометраж с целью рационализации работы, использовал разложение труда по элементам. Тейлор разработал методы анализа трудовых процессов, нормирования труда и его оплаты, принципы организации труда и управления предприятием.

1) изучение трудовых процессов следует проводить на основе их расчленения на операции, приемы и движения;

2) каж­дому рабочему должно быть установлено конкретное напряженное задание;

3) рабочих необходимо обучать рациональным методам и приемам выполнения работ;

4) для изучения трудовых процессов отбираются рабочие, наиболее подходящие по своим пси­хофизиологическим и антропометрическим показателям для выпол­нения конкретного задания, так называемые «рабочие-чемпионы»;

5) труд «рабочих-чемпионов» тщательно изучается с помощью спе­циальной регистрирующей аппаратуры, из трудового процесса ис­ключаются лишние или нерациональные приемы и движения и на этой основе разрабатывается инструкционная карта для всех рабо­чих, выполняющих данную операцию (так называемый «тейлоров­ский урок») и устанавливается жесткая норма времени;

6) за вы­полнение установленной жесткой нормы вводится повышенная опла­та труда, за невыполнение—штраф;

7) рабочие должны быть только исполнителями, предусматривается освобождение их от всех функций, связанных с обдумыванием, расчетами, подготовкой к работе, — эти функции полностью осуществляет аппарат управления;

8) предусматривается полное использование рабочего времени, ликвидация всех его потерь и отклонений от хода производственного процесса; рабо­чий не должен отвлекаться на различные виды обслуживания, кото­рое по всем функциям (снабжение, ремонт и др.) выполняют специальные работники.

Генри Форд (американец предприниматель автомобиль­ной индустрии)

НЭП: Богданов Александр Александрович (1823-1928) был одним из первых российских теоретиков науки об организации. Гастев Алексей Капитонович (1882-1941). Организатор ЦИТа (центрального института труда). Керженцев Платон Михайлович (1881 -1940). Работы: «НОТ», «Принципы организации», «Борьба за время», «Памятка организатора», «Организуй самого себя» и др. Ерманский Осип Аркадьевич (1866-1941). «Научная организация труда и система Тейлора», «Легенда о Форде», «Теория и практика рационализации». В.И. Иоффе разработал основы отечественного микроэлементного нормирования, создав систему микроэлементных нормативов времени для технического нормирования труда.

 

 

Содержание, задачи, функции и принципы организации труда

Организация труда на предприятии есть определенный порядок построения и осуществления трудового процесса, образующий систему взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом для достижения заранее поставленной цели трудовой деятельности.

Элементы организации труда являются составными частями, составляющими организационную систему: Разделение труда, Кооперация труда, Организация рабочего места, Процесс труда, Условия труда на рабочем месте, Нормирование труда, Стимулирование труда, Подготовка и расстановка кадров.

Задачи организации труда:

* технико-технологические – совершенствование организации труда в связи с внедрением оптимальных вариантов технологических процессов, нового оборудования, материалов, технологии, оснастки.

* экономические – максимально возможная экономия живого и овеществленного труда;

* психофизиологические – создание благоприятных условий труда на рабочих местах, применение физиологически обоснованных режимов труда и отдыха, оптимизация темпа работ;

* социальные – обеспечение удовлетворенности трудом на основе повышения его содержательности, профессионального роста работников в соответствии с требования технического прогресса.

Основным содержанием работы по организации труда, направленной на решение ее задач, является проектирование и внедрение комплекса мероприятий по следующим направлениям: * разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда, * улучшение организации подбора, подготовки и повышения квалификации кадров, * совершенствование организации и обслуживания рабочих мест, * рационализация трудового процесса, внедрение передовых приемов и методов труда, * улучшение условий труда, * укрепление дисциплины труда и развитие творческой активности работников, * совершенствование нормирования труда, * внедрение эффективных форм и методов материального и морального стимулирования труда

Функции организации труда:

Ресурсосберегающая (трудосберегающая) функция направлена на экономию ресурсов, устранение непроизводительного труда, повышение качества продукции.

Оптимизирующая функция проявляется в обеспечении полного соответствия уровня организации труда передовому уровню технического оснащения производства.

Функция формирования эффективного работника означает осуществление на научной основе профессиональной ориентации и профессионального отбора работников, их обучения, систематического повышения их квалификации.

Трудощадящая функция проявляется в создании благоприятных, безопасных и здоровых условийтруда, в установлении рационального режима труда и отдыха, в использовании режимов гибкого рабочего времени, в облегчении тяжелого труда до физически нормальной величины.

Функция гармонизации труда направлена на обеспечение согласования умственных и физических нагрузок, создание полноценных условий для гармоничного развития человека на производстве.

Функция повышения культуры производства обеспечивается созданием эстетически благоприятной производственной среды, рациональной организацией рабочих мест, развитием демократического стиля управления и др.

Воспитательная и активизирующая функции направлены на выработку дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы.

Принципы организации труда:

Принцип системности означает проведение работы по совершенствованию всех направлений организации труда постоянно, по определенной системе. Должны быть также учтены все взаимосвязи организации труда с уровнем техники и технологии производства, с другими организационными подсистемами.

Принцип комплексности означает одновременное осуществление всех направлений, всесторонний подход с точки зрения многих наук, занимающихся вопросами организации труда, функционирования человека в производственной среде, в трудовом коллективе.

Принцип научности предполагает научное обоснование принимаемых решений, в основе которых лежат достижения науки и передового опыта.

Принцип эффективности (экономичности) предполагает достижение максимальных результатов на всех стадиях разработки и внедрения мероприятий по организации труда, минимизацию приведенных затрат при выборе варианта решений вопросов организации труда.

Принцип гуманизации труда предполагает учет человеческого фактора при организации труда, т.е. создание таких условий на предприятии, когда бы в наибольшей степени учитывались психофизиологические и социальные потребности работников, что обеспечивает в конечном итоге высокую производительность и дисциплину труда.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...