Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Природа этического знания (2 часа).




Практикум

Допущено Министерством образования

Республики Беларусь

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

по медицинским и биологическим

специальностям

Под редакцией

С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич

 

Минск 2011


УДК 614. 253 (075.8)

ББК 51.1 (2Б) я 73

Б 63

Авторы:

профессор Денисов С.Д. (Предисловие, темы 2.2, 10.3, 10.4, словарь терминов);

профессор Яскевич Я.С. (Предисловие, темы 1, 3.1, 8.3, 9, 10.1, 10.2, 12.1, словарь терминов);

доцент Луйгас Н.Е. (Темы 9, 10, 11, 12.1, 12.2, 12.3);

ст. преподаватель Тарасевич Т.С. (Темы 6, 7, 8, 12.4);

ст. преподаватель Хацанович И.Г. (Темы 1, 2.1, 3.2, 3.3, 4, 5).

 

Под общей редакцией:

Денисова С.Д., профессора Белорусского государственного медицинского университета; Яскевич Я.С., профессора Белорусского государственного экономического университета.

 

Рецензенты:

кафедра философии Белорусского государственного экономического университета

(Лукашевич В.К., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии);

Мишаткина Т.В., профессор кафедры философии, социологии и экономики

Международного государственного экологического университета им. А.Д. Сахарова, региональный эксперт ЮНЕСКО по биоэтике;

Лаптенок А.С., доктор философских наук, заведующий лабараторией проблем воспитания личности Национального института образования;

Усс А.Л., доктор медицинских наук, профессор, руководитель Республиканского центра трансплантации и клеточных биотехнологий;

Ермишин А.П., доктор биологических наук, заведующий лабораторией Института генетики и цитологии Национальной академии наук Республики Беларусь.

 

Утверждено Научно-методическим советом университета в качестве учебно-методического пособия для подготовкик семинарским занятиям

по курсу «Биомедицинская этика»,

протокол №

 

Биомедицинская этика: Практикум /Под общ. ред. С.Д.Денисова, Я.С.Яскевич – Мн.: БГМУ, 2011. – 2 с.

 

В практикуме в конспективной форме излагаются вопросы курса «Биомедицинская этика», раскрывающие морально-этические, организационные и нравственные аспекты жизни и смерти, трансплантологии, психиатрической помощи, применения новых генно-инженерных технологий, манипуляций со стволовыми клетками, клонирования человека, регулирования биобезопасности и биомедицинских исследований с участием человека и животных. Приводятся тексты для обсуждения, нормативные документы, ситуационные задачи и словарь терминов.

Для преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов медицинских, биологических и других специальностей высших учебных заведений, а также всех тех, кто интересуется проблемами биоэтики, этикой современных научных исследований.

 

УДК 614. 253 (075.8)

ББК 51.1 (2Б) я 73


 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Предисловие………………………………………………………………………….

Тема 1. Природа этического знания………………………………………………

1.1. Этика как философская дисциплина

1.2. Сущность и специфика морали. Ее структура и функции.

1.3. Структура современного этического знания.

Место биомедицинской этики в структуре этического знания.

Тема 2. История профессиональной этики врача……………………………….

2.1. Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как

разновидность профессиональной этики.

2.2. История медицинской этики. Медицинская этика в Беларуси.

Тема 3. Теоретические основания биоэтики……………………………………..

3.1. Понятие биоэтики и социокультурные предпосылки ее формирования.

3.2. Особенности биоэтики. Биоэтика как социальный институт.

3.3. Проблемное поле биоэтики.

Тема 4. Моральные ценности, принципы и правила биомедицинской

этики…………………………………………………………………………………..

4.1. Высшие моральные ценности в медицине.

4.2. Принципы биомедицинской этики.

4.3 Правила биомедицинской этики.

Тема 5. Деонтологические проблемы в контексте биоэтики…………………

5.1. Основные понятия и проблемное поле современной медицинской деонтологии.

5.2. Врач и пациент: этические модели взаимодействия. Деонтология и права пациента.

5.3. Этика взаимоотношений в медицинском коллективе.

5.4. Врачебные ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников.

Тема 6. Биоэтика, культура, религия……………………………………………

6.1. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма.

6.2. Проблемы биоэтики в свете христианской морали. Христианские ценности в медицине.

Тема 7. Жизнь как высшая ценность. Моральные аспекты репродукции

человека……………………………………………………………………………...

7.1. Проблема определения начала человеческой жизни. Моральный статус эмбриона.

7.2. Этико-медицинские проблемы аборта.

7.3. Этические проблемы новых репродуктивных технологий.

7.4. Моральные проблемы пренатальной диагностики.

Тема 8. Моральные аспекты смерти и умирания……………………………

8.1. Проблема критериев смерти человека и морально-мировоззренческое понимание

личности. Биологическая и клиническая смерть. Проблема «смерти мозга».

8.2. Психология терминальных больных. Право на правду о последнем диагнозе.

8.3. Понятие эвтаназии. Пассивная и активная эвтаназия.

8.4. Паллиативная медицина. Хосписная помощь.

Тема 9. Моральные, правовые и организационные аспекты

трансплантологии………………………………………………………………….

9.1. Трансплантология: история и современность.

9.2. Моральные проблемы трансплантологии.

9.3. Юридические модели забора органов от трупных доноров.

9.4. Правовые основы трансплантации органов и тканей человека в Республике Беларусь.

Тема 10. Этические и правовые основы регулирования биомедицинских

исследований………………………………………………………………………….

10.1. Международные документы по регулированию биомедицинских исследований.

10.2. Этические комитеты: статус, механизмы создания, функции и задачи.

10.3. Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с телами умерших и анатомическими препаратами.

10.4. Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях.

Тема 11. Этические проблемы применения генно-инженерных

технологий…………………………………………………………….......................

11.1. Биотехнология, биобезопасность и генная инженерия: история вопроса.

11.2. Генно-инженерные организмы на службе у медицины.

11.3. Основные факторы риска генно-инженерной деятельности для здоровья человека и окружающей среды. Принцип принятия мер предосторожности.

11.4. Биобезопасность: структура и правовые основы регулирования.

11.5. Этические аспекты создания и использования трансгенных растений и животных.

11.6. Манипуляции со стволовыми клетками, клонирование человеческих органов и тканей и духовно-нравственная природа человека.

Тема 12. Этические проблемы психиатрии и наркологии.

Моральные аспекты оказания помощи онкологическим больным и

ВИЧ-инфицированным………………………………………………………………

12.1. Этико-правовые проблемы современной психиатрии.

12.2.Этические проблемы в наркологии.

12.3.Этико-деонтологические принципы в онкологии.

12.4.СПИД и требования медицинской этики.

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу «Биомедицинская этика»..

Литература……………………………………………………………………………..

Словарь терминов…………………………………………………………………….


Предисловие

Сегодня все более актуальным становится утверждение о том, что ХХI век будет веком гуманизации науки и культуры. Этическое знание занимает одно из центральных мест в гуманитарной и мировоззренческой подготовке современного студента. Особое значение в профессиональном становлении студента-медика принадлежит прикладным сферам этического знания – биомедицинской этике, экологической этике, медицинской этике. Основное предназначение биомедицинской этики как интегративного междисциплинарного направления в современной науке заключается в систематическом анализе действий человека в медицине и биологии в свете нравственных ценностей и принципов, разработке новых гуманистических и моральных ориентиров научного исследования в таких «тонких» сферах, как генная инженерия, клонирование человека, защите прав и достоинств человека при проведении биомедицинских исследований, нравственном контроле над экспериментальной деятельностью с животными, формировании морально-правовых и социально-этических основ решений в области трансплантации органов, эвтаназии, психиатрии и др.

Биомедицинский дискурс со свойственной ему инновационностью и парадоксальностью, новыми этическими стандартами аккумулирует в себе подлинную междисциплинарность, стремительно внедряясь не только в различные науки, но и современную культуру. Обозначив медицинские возможности изменения телесной природы, современная биомедицина задает новые ракурсы исследования человека, расширяет границы философской рефлексии, инициирует дальнейший критический взгляд на инвариантность телесно-природной сущности человека. В результате происходит переосмысление и принципов классической европейской этики с ее утверждением самодостоверности существования человека, бинарными оппозициями «добро – зло», «должное – сущее», «хорошо – плохо» и т.п. Универсальные принципы и аксиологические критерии, линейные координаты и измерения, императивные правила и требования перестают определять характер принимаемых в современной биомедицинской этике решений, требуя радикальной плюральности, нелинейной и гибкой аргументации, альтернативных подходов, учета конкретных практик жизненного мира и синергетической необратимости исходного морального выбора в биомедицинских исследованиях.

В рамках традиционной врачебной этики были выработаны принципы и нормы, регулирующие отношение врача к пациенту, своим коллегам и профессии. Однако прогресс биомедицинской науки и внедрение новейших технологий в практику здравоохранения порождают новые ситуации морального выбора, которые нуждаются в нравственной оценке и нравственном контроле. Биомедицинская этика разрабатывает современное морально-этическое обеспечение медицинской науки и практики, помогает осознать моральные коллизии и дилеммы, которые характерны для медицинской деятельности в современных условиях, защищает фундаментальные человеческие ценности – право человека на жизнь, автономию и свободу выбора.

Данный практикум разработан на кафедре философии и политологии Белорусского государственного медицинского университета и предназначен для подготовки студентов к семинарским занятиям по курсу «Биомедицинская этика». В практикуме раскрываются основные темы и понятия курса, цель которого состоит не только в изучении и усвоении студентами в систематизированном виде содержания морально-этических аспектов врачебной деятельности, но и в формировании нравственной культуры будущего врача как важнейшего показателя его профессиональной компетенции.

Практикум ориентирует студентов на творческое приобщение к этическому знанию в процессе самостоятельной работы, что соответствует специфике этики как «практической философии».

В структурном плане практикум содержит краткий план-конспект семинарского занятия, темы докладов и рефератов, вопросы для самоконтроля, тексты для обсуждения, нормативные документы, ситуационные задачи, список литературы по теме семинарского занятия и словарь терминов.

Отдельные разделы практикума подготовлены следующими авторами:

Денисов Сергей Дмитриевич – канд. мед. наук, профессор, Белорусский государственный медицинский университет (Предисловие, темы 2.2, 10.3, 10.4, словарь терминов);

Яскевич Ядвига Станиславовна – док. филос. наук, профессор, директор Института социально-гуманитарного образования Белорусского государственного экономического университета (БГЭУ) (Предисловие, темы 1, 3.1, 8.3, 9, 10.1, 10.2, 12.1, словарь терминов);

Луйгас Наталья Евгеньевна – канд. ист. наук, доцент кафедры философии и политологии Белорусского государственного медицинского университета (БГМУ) (Темы 9, 10, 11, 12.1, 12.2, 12.3);

Тарасевич Татьяна Степановна – ст. преподаватель кафедры философии и политологии Белорусского государственного медицинского университета (БГМУ) (Темы 6, 7, 8.1, 8.2, 8.4, 12.4);

Хацанович Инна Геннадьевна – ст. преподаватель кафедры философии и политологии Белорусского государственного медицинского университета (БГМУ) (Темы 1, 2.1, 3.2, 3.3, 4, 5).

Профессор С.Д. Денисов

Профессор Я.С. Яскевич


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА»

№ раздела и темы   Наименование раздела и темы Кол-во учебных часов
Семинарские занятия
1. Природа этического знания.  
2. История профессиональной этики врача.  
3. Теоретические основания биоэтики.  
4. Моральные ценности, принципы и правила биомедицинской этики.  
5. Деонтологические проблемы в контексте биоэтики.  
6. Биоэтика, культура, религия.  
7. Жизнь как высшая ценность. Моральные аспекты репродукции человека.  
8. Моральные аспекты смерти и умирания.  
9. Моральные, правовые и организационные аспекты трансплантологии.  
10. Этические и правовые основы регулирования биомедицинских исследований.  
11. Этические проблемы применения генно-инженерных технологий.  
12. Этические проблемы психиатрии и наркологии. Моральные аспекты оказания помощи онкологическим больным и ВИЧ-инфицированным.  
  Итого учебных часов:  

 


ТЕМА 1. ПРИРОДА ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (2 часа).

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

И. Кант

План-конспект семинарского занятия.

1.1. Этика как философская дисциплина.

1.2. Сущность и специфика морали. Ее структура и функции.

1.3. Структура современного этического знания.

Место биомедицинской этики в структуре этического знания.

 

Ключевые понятия: этика, мораль, свойства морали: императивность, всеобщность, универсальность, оценочный характер; структура морали: моральные нормы, нравственные качества личности, моральные принципы, моральные идеалы, моральные ценности; концепции происхождения морали: натуралистическая, социологизаторская, антропологическая, религиозная; прикладная этика, медицинская этика, биоэтика, биомедицинская этика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...