Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие биоэтики и социокультурные предпосылки ее формирования.




Биоэтика в качестве особого междисциплинарного направления оформляется в последней трети ХХ века. Впервые термин «биоэтика» предложил в 1970 г. американский врач-онколог В.Р. Поттер. Автор работы «Биоэтика: мост в будущее» определяет ее как науку о выживании, призванную соединить «две культуры» – естественнонаучное (прежде всего биологическое) и гуманитарное знание; стать своеобразным мостом между научными представлениями о жизни человека и общечеловеческими ценностями, идеалами, целями. На основе философского интереса к будущему человеческого прогресса, оценки значения нового знания и потенциальной его опасности биоэтика, по мнению исследователя, должна обеспечить выживание и улучшение жизни человечества. Такое понимание сущности и назначения биоэтики сближает ее с этикой экологической (экоэтикой), предметом изучения которой является нравственное отношение человека к живой и неживой природе. Признание ценности жизни и этический принцип благоговения перед жизнью, сформулированный А. Швейцером лежат в основе как эко-, так и биоэтики.

Однако термин «биоэтика» в научной и учебной литературе чаще используется в ином значении. БИОЭТИКА выступает как область междисциплинарных исследований философских и этических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения. В этом смысле она сближается с медицинской этикой и для обозначения ее содержания употребляют равнозначный термин «БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА». Биомедицинская этика отличается от традиционной медицинской этики более широким проблемным полем, а также тем, что она выходит за рамки профессионально-корпоративной этики и предполагает общественное обсуждение проблем, связанных с развитием медицинской науки и практики.

Возникновение и интенсивное развитие биоэтики было обусловлено рядом факторов:

- стремительным прогрессом науки и появлением новейших технологий, в т. ч. биомедицинских, которые изменяют традиционные представления о жизни, смерти, телесности человека, границах человеческого существования;

- осознанием возможных негативных последствий научно-технического прогресса, особенно широкого использования технологий, которые трансформируют основания природы человека и жизни в целом (репродуктивные технологии, клонирование, генная инженерия и др.);

- становлением постнеклассической рациональности, которая предполагает соотнесение целей научного поиска и знаний об объекте с ценностными ориентирами социума и культуры, а также необходимость междисциплинарного подхода для практического решения проблем, связанных с развитием современной науки. Объектом постнеклассической науки становятся человекоразмерные, исторически развивающиеся системы. Знание и практическое освоение таких объектов может быть потенциально опасным для человечества. Поэтому возрастает роль этической составляющей в деятельности ученого. Этика науки предполагает бескорыстный поиск истины, запрет на фальсификацию результатов научного поиска, социальную ответственность ученого и др.;

- вниманием к правам человека, в т.ч. утверждением права индивида на автономное свободное волеизъявление в отношении своей жизни и здоровья;

- изменением роли медицины, которая в настоящее время выступает не только как элемент социума, но и как активный фактор его преобразования. В ХХ веке возрастают темпы медикализации общества – практически каждый человек включен в пространство медицины и имеет доступ к медицинским знаниям и информации;

- тенденциями дегуманизации медицины, обусловленной тем, что медицина все чаще рассматривается как сфера услуг, а также усиливающейся специализацией и дифференциацией медицинской практики. Эти процессы приводят к машинизации мышления врача и разрушению целостного восприятия больного человека и его индивидуальности;

- необходимостью нравственной оценки моральных коллизий и дилемм, возникающих в современной медицине на основе общечеловеческих принципов и ценностей.

В середине 90-х гг. ХХ века проблемы биоэтики начинают привлекать внимание философов, богословов, врачей, политиков, журналистов в постсоветских странах. Биоэтика становится академической дисциплиной, создаются исследовательские и образовательные центры биоэтики, формируются этические комитеты.

Современная парадигма биоэтики характеризуется радикальным поворотом от способов эмпирического описания врачебной морали к обостренной философской рефлексии над основаниями нравственности в биомедицинских исследованиях, расширению проблемного поля биоэтики с включением в нее не только нравственных, философских, но и правовых компонентов. Происходит объединение различных видов системы ценностей: биологические (физическое существование, здоровье, свобода от боли и т.д.), социальные (равные возможности, получение всех видов медицинских услуг и т.п.), экологические ценности (осознание самоценности природы, ее уникальности, коэволюции), личностные (безопасность, самоуважение и т.п.).

 

Особенности биоэтики. Биоэтика как социальный институт.

Как любая область знания биоэтика имеет свои особенности:

- междисциплинарный характер биоэтики определяется тем, что она существует на пересечении философского, медицинского, естественнонаучного, гуманитарного, теологического, юридического, обыденного дискурсов;

- публичность биоэтики предполагает участие в биоэтических дискуссиях не только профессионального сообщества ученых и медиков, но и философов, юристов, теологов, политиков, экономистов, пациентов и членов их семей, других представителей общественности;

- нормативность биоэтики предполагает исследование специфики общечеловеческих моральных ценностей в их приложении к медицинской практике и новым ситуациям, возникающим вследствие прогресса в области биомедицинских технологий;

- институциональность биоэтики заключается в том, что она выступает не только как область знаний, но и как социальный институт. Для решения биоэтических проблем, сопровождения биомедицинских исследований создаются этические комитеты, которые представляют собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских учреждениях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах, международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.).

 

Проблемное поле биоэтики.

К числу основных проблем биоэтики можно отнести следующие:

общетеоретические проблемы: выявление специфики общечеловеческих моральных ценностей добра, сострадания, долга, совести, свободы в деятельности ученого и врача; разработка этических принципов и норм биоэтики; определение сущностных характеристик жизни и смерти;

«открытые» проблемы: определение статуса эмбриона, этический анализ новых репродуктивных технологий, искусственного аборта и контрацепции, эвтаназии, реанимации, паллиативной помощи, трансплантологии, биомедицинских экспериментов с участием человека и животных, генных технологий и др. Поскольку биоэтика представляет собой этическую рефлексию над достижениями биомедицинской науки и практикой, круг «открытых» проблем постоянно расширяется;

деонтологические проблемы: разработка этических регулятивов отношений в медицине по вертикали («врач-пациент») и горизонтали («врач-врач»), моделей взаимоотношений медицинских работников и пациента; этический анализ врачебных ошибок и ятрогений, прав пациентов, специфики моральных проблем в онкологии, психиатрии, наркологии, помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИД;

институциональные проблемы: анализ деятельности этических комитетов, моральных аспектов функционирования и развития современных систем здравоохранения и др.

Темы рефератов и докладов:

1. Наука и нравственность: творческая свобода и социальная ответственность ученого.

2. Этика науки и нормы научного этоса.

3. Биомедицинские технологии и будущее цивилизации.

4. Понятие «биоэтика» в работе В. Р. Поттера «Биоэтика: мост в будущее».

5. Мировоззренческие основания биоэтического знания.

6. Стратегии био-власти и человеческая природа.

7. Статус медицины в современной культуре.

8. Биоэтика как междисциплинарное знание.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими факторами обусловлено появление и интенсивное развитие биоэтики в последней трети ХХ века?

2. Как соотносятся между собой понятия «биоэтика», «биомедицинская этика», «медицинская этика»?

3. Перечислите достижения биомедицинской науки и практики, которые изменяют представления о телесности человека, его жизни и смерти, перспективах существования.

4. Американский мыслитель А. Тоффлер в работе «Метаморфозы власти» отмечает следующее: «Долгие годы врачи в Соединенных Штатах сохраняли недоступную для посторонних власть над медицинскими знаниями. Рецепты выписывались на латыни, обеспечивая эту профессию, так сказать, полусекретным кодом, который держал в неведении большинство пациентов. Медицинские журналы и тексты были адресованы только профессиональным читателям. Медицинские конференции носили закрытый характер. Врачи контролировали учебные планы и прием студентов в медицинских школах и высших учебных заведениях.

Сегодня у пациентов поразительный доступ к медицинским знаниям. Имея персональный компьютер и модем, кто угодно может войти в базы данных, такие как Index Medicus, и получить научные статьи обо всем, начиная с болезни Эдисона и заканчивая зигомикозом, и, в сущности, собрать больше информации по конкретному недугу и его лечению, чем обычный врач из-за нехватки времени в состоянии прочитать[…] едва ли не каждая выходящая в эфир передача новостей в Америке содержит медицинскую информацию или сюжет. Пресса рассказывает о случаях преступной небрежности врачей при лечении больных. Недорогие книги в мягких обложках рассказывают рядовым читателям, от каких медикаментов какого эффекта ожидать, какие лекарства нельзя смешивать, как повысить или понизить уровень холестерина с помощью диеты. Кроме того, крупные достижения в области медицины, даже впервые опубликованные в специализированных журналах, передаются в вечерних теленовостях едва ли не раньше, чем доктор медицины, сделавший открытие, вытащит журнал из своего почтового ящика.

Короче говоря, монополия на знания в области медицинских профессий полностью разрушена. И врач уже больше не бог». Как изменяется статус медицины, врача и пациента в современной культуре? Какие процессы способствуют медикализации общества? Оцениваете ли вы эти процессы как положительные или отрицательные?

5. Какие опасности для человечества несет научно-технический прогресс? Должны ли научные знания соотноситься с нравственными ориентирами социума и культуры?

6. Назовите этические принципы и нормы, которыми должен руководствоваться в своей деятельности ученый. В чем заключается социальная ответственность ученого?

7. Перечислите особенности биоэтики. Что означает междисциплинарный характер биоэтического знания?

8. Какое значение имеет биоэтика как социальный институт?

9. Назовите основные проблемы биоэтики.

 

Тексты для обсуждения.

Сущность биоэтики.

Поттер В.Р.

Биоэтика: мост в будущее

Глава 1. Биоэтика – наука выживания.

Биология и мудрость в действии

Человечеству срочно требуется новая мудрость, которая бы являлась «знанием о том, как использовать знание» для выживания человека и улучшения его жизни. Концепция мудрости как руководство к действию и знание, необходимое для достижения социального блага и улучшения качества жизни, называется Наукой выживания. Я считаю, что эта наука должна строиться на знании биологии и в то же время выходить за границы ее традиционных представлений; включать в сферу своего рассмотрения наиболее существенные элементы социальных и гуманитарных наук, среди которых особое значение принадлежит философии, понимаемой как «любовь к мудрости». Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения новый термин – «Биоэтика».

В век специализации мы, похоже, редко вспоминаем истину, которая ежедневно постигалась нашими предками: человек не может жить без сбора растений или убийства животных. Если растения высохнут и погибнут, а животные не смогут размножаться, то и человек вскоре заболеет и умрет, не сможет продолжить свой род. Мы, как уважающие себя личности, не можем доверить нашу судьбу ученым, инженерам, технологам и политикам, забывшим (или никогда не помнившим) эту простую истину. Большинство современных ученых-специалистов, например, в области ботаники, изучающей растения, или зоологии, исследующей животных, не стремятся к расширению своих ограниченных знаний. В то время как сегодня мы нуждаемся в биологах, не только уважающих хрупкую ткань жизни, но и расширяющих свои знания вплоть до понимания природы человека и его отношения к биологическому и физическому миру[...].

Новая этика может быть определена как междисциплинарная этика, где под междисциплинарностью подразумевается объединение естественных и гуманитарных наук[…].

 

Глава 4. Общество и наука.

Рост неуправляемого знания

В связи с усложнением и стремительным увеличением объема знаний, ученые были вынуждены специализироваться в какой-то одной, выбранной ими сфере науки. Они стали знать гораздо больше, но в пределах узкой области знания и ученый теряет, присущую ему ранее, способность рассматривать специальное знание в более широком социокультурном контексте. Он перестал тратить свое время на решение космических проблем и стремиться к поиску окончательной истины, ибо убедился, что она недостижима, а знание универсума не может быть полезным и потому не представляет никакой практической важности или интереса. Было высказано предположение, что все новые знания большей частью представляют собой благо для человечества и их вклад в развитие общества рано или поздно станет очевидным.

К началу XX века среди ученых почти не осталось тех, кто мог или хотел заняться решением космических проблем, и, напротив, философы, последователи Декарта, уже не надеялись овладеть всеми известными к тому времени знаниями. Произошло фактически полное разделение образованности и науки, хотя образ Луи Пастора, как эрудита, еще долгое время жил в общественном сознании. Знания стали силой, а ключом к ней стала наука. Ученые придумали искусственный шелк, нейлон, орлон и дакрон. Появились на свет пылесосы, транзисторные приемники, полупроводники. Вместе с тем, был изобретен фосген, горчичный газ и другие отравляющие вещества.

Я думаю, что после применения отравляющих газов в Первую мировую войну, образ «опасного знания» стал реальностью. В период Второй мировой войны было разработано много других боевых отравляющих веществ, появилась на свет концепция биологической войны, изобретены химические вещества, уничтожающие посевы, а также газы нервно-паралитического действия и стали говорить о возможности бактериологической войны. Была создана и применена атомная бомба. Как во время, так и после войны с помощью науки были произведены тысячи видов различных химических веществ для уничтожения сельскохозяйственных посевов, сорняков, насекомых[…].

Революция, направленная против науки, достигла своего пика в области биологического знания, когда Рашель Карсон, автор книги «Море вокруг нас», опубликовала свой бестселлер под названием «Безмолвная весна», в котором предъявила обвинения химической промышленности, и обратила внимание общественности на побочные эффекты применения инсектицидов и гербицидов. Вскоре в Америке произошел случай с талидомидом. Талидомид – свободно продававшийся препарат против бессоницы, стал причиной рождения многих детей с нарушениями физического развития у женщин, которые принимали его значительные дозы во время беременности[…].

Глава 5. Опасное знание: дилемма современной науки.

Одна из дилемм современного общества – феномен опасного знания. Поэтому задачей любого образованного человека, где бы он ни работал, является оценка значения новых знаний и потенциальной возможности злоупотребления ими. Сегодня это требование жизни, всего лишь полстолетия назад, ставшее очевидным[…]

Хочется обратить внимание на то, что никто и никогда не сможет обладать всем необходимым для оценки скрытого потенциала новых знаний. Лучшее, на что можно надеяться – это развитие мультидисциплинарного подхода при планировании будущих научных проектов и установление постоянного контроля (на основе принципа предусмотрительности) за теми проектами, которые находятся в стадии реализации[…]

Когда мы говорим об опасности знания, то мы должны тотчас признать, что знания, сами по себе, не могут быть ни хорошими, ни плохими. Эта идея заслуживает доверия, поскольку знание – это сила, которая доступна, поэтому всякий раз, когда это возможно, они будут использоваться людьми для увеличения могущества человека. Приобретенные человечеством знания никогда не будут пылиться в библиотеке или заперты в сейфе. С другой стороны, никому не интересны знания, которые нигде не применяются. Знание становится опасным или полезным только в процессе реализации тех практических целей, которые ставит перед собой человек.

Часто знание не считается опасным в момент его открытия. Например, какой-то определенный химический препарат, возможно, разрабатывался с целью лечения рака, затем была обнаружена его эффектность в борьбе с сорняками и, наконец, он используется как гербицид, отравляющий продовольственную базу целого государства. Аналогично, исследования ядерного синтеза первоначально не предполагали создание атомной бомбы, способной разрушить целый город или уничтожить население страны; или же, создатели снотворного средства талидомида не учли его побочного действия на организм беременной женщины и ее будущего ребенка, который может родиться без рук. К сожалению, мы слишком поздно узнаем об опасности знания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...