Глава I. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Оглавление логопедический интеллектуальный аграмматизм речь Введение Глава I. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекция Анализ специальной литературы по проблеме исследования Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников Характеристика речи детей с нарушением интеллекта Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида Вывод к главе I Глава II. Экспериментальное изучение особенностей письма у учащихся младших классов школы VIII вида Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента Методика констатирующего эксперимента Анализ результатов констатирующего эксперимента Вывод к главе II Глава III. Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению аграмматизмов письменной речи школьников с интеллектуальным недоразвитием Теоретические обоснования методики коррекционно-логопедической работы Программа логопедического воздействия по преодолению аграмматизмов в специальной (коррекционной) школе VIII вида Анализ результатов контрольного эксперимента Вывод к главе III Заключение Список литературы Приложения
Введение
Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.
Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Между тем у школьников с нарушением интеллекта отмечается органическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств. В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора такие дети долго не различают звуки речи, не разграничивают слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимают речь окружающих. Развитие моторики, в том числе и речевой, у детей с нарушением интеллекта, протекает замедленно. Как слуховой, так и кинестетический контроль за речевыми движениями оказывается неточным. Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи. Впервые на нарушение чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877г.
Современная психология, рассматривая письмо как один из видов речевой деятельности, представляет его как более сложный психический акт, нежели устная речь. Психофизиологическую структуру процесса письма изучали А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. Зависимость между нарушениями письма, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой, изучали: Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, М.Е. Боскис, Р.Е.Левина. Нарушение письменной речи у младших школьников изучали: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев и другие. В настоящее время этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Особую значимость вопрос о нарушениях письма приобретает в практике обучения детей со сниженным интеллектом. На основе изучения специальной литературы выявлены противоречия между широкой распространенностью и разнообразием нарушений письма у учащихся младших классов школы VIII вида и ограниченным количеством коррекционных технологий, направленных на устранение его нарушений. В связи с этим возникает проблема исследования: устранение нарушений письма учащихся младших классов школы VIII вида. Объект исследования - особенности нарушений письма у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предмет исследования - способы и приемы коррекции нарушений письма у младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Гипотеза исследования: процесс преодоления нарушений письма у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида будет более эффективен, если коррекционную работу строить с учетом структуры нарушения, с использованием игровых методов и приемов. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: . Определить степень разработанности в теории и практике логопедии проблемы нарушений письма учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. . Изучить и выявить характерные особенности нарушений письма у учащихся со сниженным интеллектом.
. Подобрать специальные методы и приемы коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление дисграфии младших школьников с нарушением интеллекта. . Экспериментально апробировать эффективность логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников с нарушением интеллекта. Методы исследования определялись в соответствии со спецификой предмета и объекта, целью, задачами и гипотезой исследования: организационные (изучение учащихся начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида); теоретические (анализ литературы по общей и специальной педагогике, логопедии, психолингвистике, методике русского языка); эмпирические (анализ педагогической документации, анамнестических данных, индивидуальные беседы с учащимися; констатирующий и обучающий эксперименты); анализ полученных данных. Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа на базе Клеменовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида. Первый этап был посвящен изучению специальной литературы, посвященной проблеме развития речи и формирования письма у учащихся младших классов школы VIII вида. В задачу данного этапа входила также разработка методики констатирующего эксперимента. Основной целью второго этапа являлось проведение констатирующего эксперимента по выявлению у учащихся 4-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида нарушений письма, определение характера испытываемых детьми трудностей; анализ полученных результатов. Третий этап. Проведение обучающего эксперимента и анализ эффективности экспериментальной логопедической работы.
Глава I. Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции
1. 1 Анализ специальной литературы по проблеме исследования
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности не только определенных речевых, но и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Несформированность какой-либо из указанных функций вызывает нарушение процесса овладения письмом - дисграфию. Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877г. В конце XIX в. существовали две противоположные точки зрения: нарушение чтения и письма рассматривалось как один из компонентов умственной отсталости; авторы другой точки зрения подчеркивали, что патология чтения и письма представляет собой изолированной нарушение, не связанное с умственной отсталостью. Согласно второй точке зрения, механизмом нарушений письма является дефективность зрительных образов слов и отдельных букв. В связи с этим нарушения письма стали называть «врожденная словесная слепота». Постепенно понимание природы нарушений письма менялось. Большое значение в развитии учения о нарушениях письменной речи имела точка зрения невропатолога Н.К. Монакова. Он впервые связал дисграфию с нарушениями устной речи, с общим характером речевого расстройства. В 30 годах XX столетия нарушение письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи. В этот период подчеркивается определенная зависимость между этими нарушениями, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха - с другой (Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, Р.М. Боскис, Р.Е. Левина). Авторами высказываются несколько различные взгляды на механизмы нарушений письма. Вопросами дисграфий у детей много занимался М.Е. Хватцев. Сначала он рассматривал их как прямое отражение недостатков произношения. В своих более поздних работах он рассматривает нарушения письма более дифференцировано, с учетом сложной структуры процесса письма, и выделяет различные формы дисграфии. Р.Е. Левина в своих ранних работах недостатки чтения и письма считала результатом фонематического недоразвития.
В дальнейшем определение методологических подходов к преодолению нарушений письма строилось на изучении психологического строения речевой функции в целом и процесса письма. В основу понимания механизмов письма и организации коррекционно-логопедической работы были положены учения о функциональных системах, представления о психических процессах как функциональных системах, о деятельности мозга в процессе психической деятельности (А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|