Анализ результатов контрольного эксперимента
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
С целью преодоления аграмматизма в письменной речи было проведено экспериментальное обучение младших классов с несформированностью грамматического строя речи.
Экспериментальная группа детей
Целью обучающего эксперимента являлось определение эффективности выбранных методов и приемов коррекционной работы, направленной на преодоление аграмматизма в письменной речи у младших школьников с нарушением интеллекта. Эксперимент проходил в двух видах письменной работы: диктант - выявить особенности операционной стороны письменной речи; изложение - выявить наличие аграмматизма письменной речи и оценить их параметры. Занятия с экспериментальной группой проводились с учетом психолого-педагогического исследования и специально подобранных игровых методов и приемов. Текст для диктанта. АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «ЛЕНИН». В морском порту готовился в далекий рейс ледокол. Могучие руки подъемных кранов переносят с берега и опускают в трюмы грузы. Здесь есть все для плавания, кроме угля и нефти. Корабль дает прощальный гудок. Как же так? Не было еще на свете корабля, который мог бы отправиться с места без топлива. Обычно ледокол берет с собой целый железнодорожный состав угля. Топливом этого чудесного корабля служит не уголь. На ледоколе есть атомный котел. Атомная энергия приводит в ход машины. Слова для справок: ледокол, железнодорожный, энергия.
Оценка: 5 баллов - записано правильно, ошибок не допущено; 4 балла - записано правильно, встречаются единичные аграмматизмы; 3 балла - отдельные предложения записаны неверно, пропущены слова, допущены орфографические ошибки; 2 балла - грубые аграмматизмы и множественный орфографические ошибки; 1 балл - отказ от выполнения задания. Текст для изложения. ГРОЗА. Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всем кругом стало радостно! План изложения. ) Засуха. ) Пыль. ) Роса, речка. ) Листочки. ) Туча. ) Гром. ) Дождь. Оценка: 5 баллов - правильно передал содержание, допустил при этом 2 ошибки; 4 балла - наблюдаются неточности в содержании и имеется более 4 - 6 орфографических ошибок; 3 балла - в значительной степени отступил от авторского текста, имеет более 8 орфографических ошибок, работа выполнена с помощью; 2 балла - прослеживается нарушение последовательности, пропуски эпизодов, множественные орфографические ошибки, работу выполнял с помощью; 1 балл - отказался от выполнения работы.
Диктант. Ошибки на изученные правила
Изложение. Аграмматизмы.
В процессе обучающего эксперимента решалась основная задача - определить эффективность выбранных методов и приемов коррекционной работы, направленной на преодоление аграмматизма в письменной речи младших школьников с нарушением интеллекта. В начале учебного года дети показывали разные результаты по всем разделам исследования. После обучающего эксперимента существенно повысились показатели развития психологической базы речи - с непонимания инструкций до и низкого, среднего уровня: учащимися усвоены понятия вверх, вниз, влево, вправо, что важно для работы по совершенствованию артикуляционной моторики, для умения ориентироваться на листе бумаги, усвоения навыков письма; отмечается положительный результат развития всех видов памяти, но уровень долговременной и слуховой памяти остается еще достаточно низким; увеличился объем, концентрация и устойчивость внимания. Дети научились более внимательно слушать словесную инструкцию и стали более самостоятельны в выполнении заданий. Результаты обследования письменной речи учащихся младших классов школы VIII вида выявили, что во время выполнения письменных заданий у детей данной категории быстро наступает утомление, резко снижается внимание, в работах появляется множество ошибок и исправлений. Специфические ошибки, обусловленные несформированностью операций анализа и синтеза, обобщения. Словарный запас беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой. В словаре преобладают существительные с конкретным значением. Отмечается малая распространенность предложений. Дети с нарушением интеллекта пользуются простыми, короткими конструкциями. Редко второстепенные члены предложения выражались качественными прилагательными для характеристики признака предмета. У исследуемых детей наблюдались пропуски слов, словосочетаний необходимых для построения фразы, что приводило к искажению смысла высказывания. Учащимися допускались ошибки при выделении границ предложения.
Ошибки, связанные с лексико-грамматическим недоразвитие проявлялись на уровне словосочетания, предложения, текста. Большое количество ошибок связано с нарушением согласования и управления.
Вывод к главе III
В основу формирующего обучения были положены современные теоретические положения и принципы: системности в обучении, наглядности и доступности материала, комплексности, анализа речевых нарушений (онтогенетический принцип, принцип обходного пути, деятельностного подхода), а также принципы коррекционной педагогики. Основополагающим явился методический принцип последовательного формирования письменно-речевой деятельности, который базируется на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) и реализуется в постепенном усложнении заданий и видов работ с учетом предыдущего опыта школьников. Проведя коррекционно-логопедическую работу по формированию грамматического строя речи у умственно отсталых учащихся младших классов, мы осуществили контрольный эксперимент для выявления эффективности коррекционно-логопедической работы по преодолению аграмматизма в письменной речи у умственно отсталых детей с помощью игровых приемов. При анализе результатов мы констатировали положительную динамику в показателях у умственно отсталых детей.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило, что расстройства письменной речи учащихся младших классов школы VIII вида проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального развития в целом, вследствие органического поражения центральной нервной системы. Общее нарушение интеллектуальной деятельности ребенка, нередко осложненное недоразвитием речеслухового, речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении устной речью. Зависимость между нарушениями письма, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой, изучали: Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, М.Е. Боскис, Р.Е. Левина.
Современная психология, рассматривая проблемы письма как один из видов речевой деятельности, представляет его как более сложный психический акт нежели устная речь. Психофизиологическую структуру процесса письма изучали: А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. Нарушения письменной речи у школьников изучали: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев и другие. Разными авторами высказываются несколько различные взгляды на причины и механизмы нарушения письма. В настоящее время этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Особую значимость вопрос о нарушениях письма приобретает в практике обучения детей с нарушением интеллекта. Речевые нарушения данной категории детей носят системный характер, то есть речь страдает как целостная функциональная система. Нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй речи. В различной степени нарушены уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения. Оценивая значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи, исследователи указывают, что фонематическая организация звуков речи предполагает наличие четких схем не только в слуховой, но и в артикуляционной деятельности. Чтобы различать звуки речи в словах, необходим предшествующий речевой опыт, накопление определенной системы акустико-артикуляционных связей. При этом большую роль играет аналитико-синтетическая деятельность, благодаря которой ребенок обобщает признаки фонемы, отграничивая ее тем самым от других. Правильное развитие фонематических процессов лежит в основе усвоения фонетики, лексико-грамматического усвоения письма. Развитие образовательных систем на современном этапе характеризуется повышенным вниманием к проблемам нарушения письменной речи, что обусловлено возросшей педагогической и социальной значимостью задачи успешности обучения школьников. Данное исследование было направлено на изучение особенностей формирования письменной речи у умственно отсталых школьников, а также на создание методических приемов по коррекции аграмматизмов в письменной речи детей. Констатирующая часть исследования, в которой проводилось изучение состояния письменной речи у умственно отсталых школьников, позволила выявить недостаточно развитую письменную речь у данной категории детей.
Анализ и сравнение грамматических средств у умственно отсталых школьников позволили нам сделать вывод, что у части детей группы были отмечены некоторые своеобразные черты и особенности овладения грамматическим строем речи. Они проявлялись в неправильном согласовании существительных с прилагательными, глаголами, числительными, одновременно у них были обнаружены ошибки и в использовании падежных и предложно-падежных форм существительных, употреблении простых и сложных предлогов. Данные обследования показали, что дети после проведения коррекционной работы значительно лучше справились со всеми заданиями. Следовательно, предложенная коррекционная программа является эффективной. Полученные экспериментальные данные позволили сформулировать следующие выводы: . На основе анализа литературных источников и собственных наблюдений определены особенности письменной речи у умственно отсталых детей. . Экспериментальным путем выявлены особенности и недостатки в развитии письменной речи у детей с интеллектуальным недоразвитием. . Были определены преимущественные направления и приемы коррекционно-логопедической работы по коррекции аграмматизмов у детей с нарушением познавательной деятельности. . Результаты контрольного эксперимента показали высокую эффективность предложенного подхода, приемов и индивидуально-дифференцированных упражнений по развитию компонентов письменной речи у умственно отсталых детей. . Эффективность внедрения в логопедические занятия с детьми упражнений по коррекции аграмматизмов письменной речи (чтения и письма) выражаются в следующем: улучшается качество устной и письменной речи у умственно отсталых детей за счет личностно-ориентированного подхода; улучшается качество письменной речи умственно отсталых детей о чем свидетельствуют положительные результаты контрольного изучения детей младшего школьного возраста в последующем их обучении чтению и письму в условиях образования в школе. Таким образом, можно считать, что цель работы достигнута, а выдвинутая гипотеза доказана. Список литературы
1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников. - СПб: «Детство-пресс», 2003. - 40 с. . Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1991. - 70 с. 3. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. . Блейхер В.М., Крук И.С., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 448 с. 5. Брудный А.А., Семантика языка и психология человека. О соотношении языка, сознания и действительности. Фрунзе.: Илим, 1972. - 234с. 6. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: Астрель, 2005. - 384 с. 7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с. . Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа - Пресс, 1994. - 416 с. . Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. т.2. - М., 1982. - 361 с. . Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Антология гуманной педагогики. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 222 с. . Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с. . Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. - М., 1983. - 275 с. . Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471 с. . Гришвина А.В. Игры - занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. - М., 1987. - 91 с. . Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 190 с. . Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей / Сост. Шматко М.Д. - М.: Аквариум, 2001. - 127 с. . Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. - Киев.: Вища школа, 1985. - 327 с. . Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с. . Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972. - 227 с. . Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. - М.: Просвещение, 1970. - 335 с. . Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 370 с. . Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов // Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменной речи. - М.: Изд-во Акад. Пед. Наук РСФСР, 1956. - 251 с. . Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 2004. - 144 с. . Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М.: Педагогика, 1990. - 55 с. . Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М., Воронеж.: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с. . Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. Селиверстова В. И. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с. . Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 220 с.: ил. . Каше Г.А., Никашина Н.А., Шуйфер Р.И., Евлахова Э.А. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Учпедгиз, 1960. - 416 с. . Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 1965. - 129 с. . Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 532 с. . Корнев А.П. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб.: «Гиппократ», 1995. - 224 с. . Корнев А.П. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: изд. «Дом М и М», 1997. - 280 с. . Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). - Санкт- Петербург.: Издательский Дом «М и М», 2004. - 218 с. . Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова - 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с. . Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Изд. 2-е, дополн. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с. . Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - Санкт- Петербург: Изд-во «Союз», 2003. - 224 с. . Лалаева Р.И. Дисграфия. // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т 2 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 656 с.: ил. . Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 223 с. . Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. // Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 423 с. . Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 311 с. . Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы порождения речевого высказывания. - М.: Наука, 1969. - 307 с. . Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с. . Логопедическая работа в коррекционных классах / Лапаева Р.И. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 224 с. . Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 704с.: ил. . Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002. - 352 с. . Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания // Теория речевой деятельности. - М., 1968. - 233 с. . Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: «Феникс», 1998. - 416 с. . Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 304 с. . Методическое наследие. Книга IV Нарушения письменной речи / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 304 с. . Методы обследования речи детей / Под ред. Чиркиной Г.В. - М.: АРКТИ, 2005. - 240 с. . Мухамедрахимов Р.Ж. Игротека для детей с риском отставания в развитии: опыт русско - шведского сотрудничества // Вопросы психологии, 1997, №4. - С.13 - 20. . Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.- М., 1968. - 368 с. . Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - Санкт-Петербург.: Изд-во «Союз», 2003 - 189 с. . Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. - СПб.: «Дельта», 2001. - 208 с.: ил. . Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития. //Хрестоматия. - М.: Изд-во МПА, 1995. - 309 с. . Петрова В.Г. Обучение учащихся I - IV классов вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1982. - 285 с. . Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2003. - 272 с: ил. . Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПБ.: Образование, 1992. - 140с. . Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. - М.: Медгиз, 1971. - 674 с. . Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи. - М.: Айрис пресс, 2006. - 240 с. . Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология". - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с. . Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 256 с. . Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов. // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т 2 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 656 с.: ил. . Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М.: Классик Стиль, 2003. - 160 с.: ил. . Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т 2 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 656 с.: ил. . Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. - М.: Рольф, 2000. - 160 с. . Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - 378 с. . Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: «Гном и Д», 2000. - 128 с. . Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М.: АРКТИ, 2002. - 136 с: ил. . Хватцев М.Е. Логопедия в 2 книгах. Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 272 с. . Хватцев М.Е. Логопедия в 2 книгах. Книга 2. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 296 с. . Хрестоматия по логопедии. Т. 2 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 656 с.: ил. . Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.: ил. . Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность. - Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М., Воронеж.: «Модэк», 2004. - 420 с.: ил. . Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.; ВЛАДОС, 2000. - 240 с. . Шахнарович А.М. Психолингвистический анализ языкового значения. Синтаксическая семантика в онтогенезе / В сб. Детская речь: проблемы и наблюдения. - Л.: Изд-во ГПИ им. А.И. Герцена, 1989. - 160 с. . Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983. - 64 с. . Шиф Ж.И. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. - М.: Педагогика, 1980 - 176 с. . Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. - 5-е издание. - М.: Айрис Пресс, 2008. - 176 с. . Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|