Краткие теоретические сведения
На современных заводах детали, как правило, изготавливаются независимо друг от друга. Изготовленные по заданным размерам и форме детали собираются без дополнительной обработки. Также без всякой дополнительной обработки или подготовки ведется сборка машин и приборов из отдельных агрегатов и узлов, каждый из которых может быть поставлен на любое одноименное изделие. Эти детали, узлы и агрегаты взаимозаменяемы. Взаимозаменяемость определяется как принцип конструирования, изготовления и эксплуатации изделий, обеспечивающих возможность беспригоночной сборки (или замене при ремонте) независимо от изготовленных с заданной точностью деталей и узлов при соблюдении технических требований, предъявляемых к данному изделию, а также экономически и технически оптимальных показателей его работы. Для осуществления взаимозаменяемости необходимо соблюдать следующие условия и требования: 1) правильное и рациональное конструирование изделий; 2) правильная разработка и оформление чертежей; 3) разработка рациональной, экономически обоснованной технологии производства; 4) соблюдение технологического процесса при изготовлении деталей и сборки машин, приборов; 5) необходимая точность измерения; 6) применение и соблюдение стандартов; 7) обеспечение единства мер. Применение принципов взаимозаменяемости в течение всего жизненного цикла изделий позволяет существенно снизить материальные затраты с одновременным выполнением оптимальных технико-экономических показателей. Взаимозаменяемость может быть полная и неполная (ограниченная), функциональная, внутренняя, внешняя. Полная взаимозаменяемость обеспечивается тогда, когда размеры выполнены с точностью, позволяющей проводить сборку машин, прибора или замены деталей при ремонте без какой-либо дополнительной обработки, подбора или регулирования.
Полная взаимозаменяемость предусматривает идентичность не только по геометрическим параметрам, но и по физико-механическим. Например, электродвигатели одного типа обладают полной взаимозаменяемостью не только по габаритам и присоединительным размерам, но и эксплуатационным показателям; напряжению питания, частоте вращения, мощности и т.д. Неполная (ограниченная) взаимозаменяемость применяется в тех случаях, когда технология производства деталей не может обеспечивать заданную точность сборки. Эта взаимозаменяемость предполагает дополнительные технологические или конструктивные приемы. Размер - это основная характеристика деталей, соединений и изделий в целом. По назначению размеры подразделяются: - размеры на величину и форму деталей; - координирующие размеры; - габаритные размеры; - сборочные размеры; - монтажные размеры; - технологические размеры. Для изготовления деталей на чертежах наносят следующие виды размеров: внутренние (охватывающие) размеры - это диаметр отверстия, ширина паза, канавки и наружные (охватываемые) размеры - это диаметр вала, ширина выступа или буртика, габаритные размеры и т.д. Термины «отверстие» и «вал» условно применимы и к другим наружным и внутренним поверхностям или элементам, не обязательно цилиндрическим (например, паз - «отверстие», шпонка - «вал», рис.2.1). Номинальный размер – размер, служащий началом отсчета отклонений, относительно которого определяются предельные размеры. При постановке в чертежах номинальные размеры округляются до стандартизованных нормальных размеров. При этом предпочтение отдается рядам с более крупной градацией. Действительный размер – размер, полученный при измерении с допустимой погрешностью.
Рис.2.1. Размеры отверстия и вала
Предельные размеры – два размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер. Наибольший и наименьший предельные размеры – больший и меньший из двух предельных размеров. Предельное отклонение – алгебраическая разность между предельным и номинальным размером. Верхнее отклонение – алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами, обозначается es – для вала и ES – для отверстия. Нижнее отклонение – алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами, обозначается ei – для вала, EI – для отверстия. Допуск – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютная разность между верхним и нижним отклонениями. Зазор – разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала. Наибольший зазор – разность между наибольшим предельным размером отверстия (Dmax) и наименьшим предельным размером вала (dmax): S max = D max – d max . Наименьший зазор – разность между наименьшим предельным размером отверстия (D min) и наибольшим предельным размером вала (d max): S min = D min – d max . Натяг – разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия. Наибольший натяг – разность между наибольшим предельным размером вала (d max) и наименьшим предельным размером отверстия (D min): N max = d max – D min . Наименьший натяг – разность между наименьшим предельным размером вала (d min) и наибольшим предельным размером отверстия (D max): N min = d min – D max . Посадка – сопряжения, создающиеся в результате соединения отверстия и вала с одинаковыми номинальными размерами. Различают три группы посадок: с зазором, или подвижная; с натягом, или неподвижная; переходная. Применяются системы посадок: система вала и система отверстия. В системе отверстия зазоры и натяги получают соединением различных валов с основным отверстием. Основным отверстием является отверстие, основное отклонение которого равно нулю, т.е. наименьший предельный размер совпадает с номинальным, а поле допуска располагается «в тело». В системе вала зазоры и натяги получают соединением различных отверстий с основным валом. Основным валом является вал, основное (верхнее) отклонение которого равно нулю, т.е. наибольший предельный размер совпадает с номинальным, а поле допуска располагается «в тело».
Допуск посадки – суммарный допуск входящих в соединение отверстия и вала.
Практические задания
2.2.1. Определить допуск, наибольший и наименьший предельные размеры деталей по заданным номинальным размерам и предельным отклонениям.
2.2.2. Определить верхнее и нижнее предельные отклонения вала по заданным номинальным и предельным размерам. Записать размер так, как он должен быть указан на чертеже.
2.2.3. Изобразить графически в масштабе поле допуска вала по заданному номинальному размеру и предельным отклонениям.
2.2.4. Изобразить графически в масштабе поле допуска отверстия по заданному размеру и предельным отклонениям.
2.2.5. Определить годность валов по результатам измерений, установить вид брака: неисправимый или исправимый.
2.2.6. Нанести на эскизе (рис. 2.4) размеры и предельные отклонения диаметров и отверстий. Номинальные размеры и предельные отклонения размеров валов взять из задания 2.2.3, а для отверстий – из задания 2.2.4.
2.2.7. Изобразить графически в масштабе схемы и определить возможные наибольший и наименьший зазор и натяг в сопряжениях по номинальным размерам и предельным отклонениям.
2.2.8. Изобразить графически в масштабе поле допуска основного отверстия по заданному номинальному диаметру и допуску.
2.2.9. Изобразить графически в масштабе поле допуска основного вала по заданному номинальному диаметру и допуску.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|