Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические особенности ИКТ.




Теоретические основы внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

1.1. Понятие и сущность ИКТ.

    Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.

    О степени сохранности информации в памяти можно судить по результатам исследований психологов:

Данная гистограмма отражает процесс усвоения информации человеком во время устного (), визуального () и аудиовизуального () восприятия. Это говорит о том, что наряду с традиционной подачей материала необходимо использовать ИКТ.

Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Схема взаимосвязи информационных процессов

 

 

 


ИКТ в образовании – это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией; внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике.

Цели внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс:

ü использование элементов занимательности, повышающих интерес учащихся к обучению;

ü повышение темпа урока;

ü увеличение объёма самостоятельной работы учащихся;

ü создание условий для обеспечения оперативного контроля знаний учащихся;

ü интенсификация процесса обучения;

ü реализация идей развивающего обучения;

ü использование проблемных, эвристических, игровых методов обучения, развивающих индивидуальность мышления и творческие способности учащихся;

ü интеграция учебных дисциплин;

ü реализация межпредметных связей;

ü увеличение доли проектной работы учащихся и учителей.

Основные принципы использования ИКТ:

развитие у учащихся мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин.

Методические особенности ИКТ.

 

Метод обучения - это способ совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которого достигается выполнения поставленных задач. Современная дидактика уделяет большое внимание побуждающей  функции метода обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи.

       Методы обучения зависят от содержания предмета и уровня мыслительной деятельности учащихся:

· соответствие   методов обучения содержанию означает отражение в обучении логики и методов той части науки, которая составляет предмет школьного обучения;

· соответствие методов обучения уровню мыслительной  деятельности учащихся (учёт психологического фактора) означает не просто обеспечение доступности изучаемого материала, но и максимальное использование уже имеющихся возможностей мыслительной деятельности учащихся.

Общие методы, связанные с применением средств ИКТ:

§ наглядные методы (демонстрация иллюстраций, наглядных пособий, презентаций);

§ практические методы (практические компьютерные работы);

§ проблемное обучение;

§ метод проектов;

§ ролевой метод.

Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является проблемное обучение, заключающееся в создании перед учащимися проблемных (поисковых) ситуаций, возбуждении у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечении их в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности и формирование у них умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой информации.

Широкое применение находит метод проектов как в наибольшей степени обеспечивающий подготовленность учащихся к быстрой смене идей и технологий, свойственной современному информационному обществу.

При работе учеников над проектом изменяются задачи преподавателя, который должен стимулировать и поддерживать интерес школьников, направлять деятельность, своевременно задавая вопросы и помогая в преодолении технических трудностей, организовывать обсуждение, стимулировать выработку идей, помогать в работе над литературой и в составлении отчёта. Обычно над проектом работает несколько человек, общаясь между собой для генерации идей, возможна и индивидуальная работа над проектом. Учителю необходимо учитывать методические рекомендации для организации проектной деятельности младших школьников:

Ø индивидуальный контакт ребёнка с преподавателем-консультантом;

Ø «внедрение» преподавателя в исследовательскую группу детей на принципе равных интересов;

Ø проект должен быть небольшим;

Ø проект должен побуждать к получению новых знаний;

Ø проект должен иметь полезный результат, общественное признание.

В старшем звене методика работы над мультимедийным проектом состоит из 4-х этапов:

1. Постановка проблемной ситуации и формирование группы;

2. Сбор и обработка материала;

3. Презентация проекта;

4. Обсуждение результатов.

В дидактике доказано, что злейший враг в учении – это скука. Поэтому в работе учителя должны быть интегрированы воедино знания предмета, профессиональное мастерство и артистизм.

Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без контакта между учеником и учителем, без педагогики сотрудничества. Для обеспечения такого контакта преподавателю необходимо выполнять общие методические требования:

§ разъяснять познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей;

§ возбуждать интерес учащихся, мобилизуя их познавательные усилия и, прежде всего, их внимание;

§ обсуждать с учащимися способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки;

§ восстановить в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания;

§  обращать внимание учеников в нужных случаях на главные объекты, ставить дополнительные вопросы и, если необходимо, обсуждать их.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...