Методические особенности ИКТ.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Теоретические основы внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс. 1.1. Понятие и сущность ИКТ. Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти. О степени сохранности информации в памяти можно судить по результатам исследований психологов: Данная гистограмма отражает процесс усвоения информации человеком во время устного (), визуального () и аудиовизуального () восприятия. Это говорит о том, что наряду с традиционной подачей материала необходимо использовать ИКТ. Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Схема взаимосвязи информационных процессов
ИКТ в образовании – это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией; внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике. Цели внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс: ü использование элементов занимательности, повышающих интерес учащихся к обучению; ü повышение темпа урока; ü увеличение объёма самостоятельной работы учащихся; ü создание условий для обеспечения оперативного контроля знаний учащихся; ü интенсификация процесса обучения; ü реализация идей развивающего обучения; ü использование проблемных, эвристических, игровых методов обучения, развивающих индивидуальность мышления и творческие способности учащихся;
ü интеграция учебных дисциплин; ü реализация межпредметных связей; ü увеличение доли проектной работы учащихся и учителей. Основные принципы использования ИКТ: развитие у учащихся мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин. Методические особенности ИКТ.
Метод обучения - это способ совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которого достигается выполнения поставленных задач. Современная дидактика уделяет большое внимание побуждающей функции метода обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи. Методы обучения зависят от содержания предмета и уровня мыслительной деятельности учащихся: · соответствие методов обучения содержанию означает отражение в обучении логики и методов той части науки, которая составляет предмет школьного обучения; · соответствие методов обучения уровню мыслительной деятельности учащихся (учёт психологического фактора) означает не просто обеспечение доступности изучаемого материала, но и максимальное использование уже имеющихся возможностей мыслительной деятельности учащихся. Общие методы, связанные с применением средств ИКТ: § наглядные методы (демонстрация иллюстраций, наглядных пособий, презентаций); § практические методы (практические компьютерные работы); § проблемное обучение; § метод проектов; § ролевой метод. Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является проблемное обучение, заключающееся в создании перед учащимися проблемных (поисковых) ситуаций, возбуждении у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечении их в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности и формирование у них умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой информации.
Широкое применение находит метод проектов как в наибольшей степени обеспечивающий подготовленность учащихся к быстрой смене идей и технологий, свойственной современному информационному обществу. При работе учеников над проектом изменяются задачи преподавателя, который должен стимулировать и поддерживать интерес школьников, направлять деятельность, своевременно задавая вопросы и помогая в преодолении технических трудностей, организовывать обсуждение, стимулировать выработку идей, помогать в работе над литературой и в составлении отчёта. Обычно над проектом работает несколько человек, общаясь между собой для генерации идей, возможна и индивидуальная работа над проектом. Учителю необходимо учитывать методические рекомендации для организации проектной деятельности младших школьников: Ø индивидуальный контакт ребёнка с преподавателем-консультантом; Ø «внедрение» преподавателя в исследовательскую группу детей на принципе равных интересов; Ø проект должен быть небольшим; Ø проект должен побуждать к получению новых знаний; Ø проект должен иметь полезный результат, общественное признание. В старшем звене методика работы над мультимедийным проектом состоит из 4-х этапов: 1. Постановка проблемной ситуации и формирование группы; 2. Сбор и обработка материала; 3. Презентация проекта; 4. Обсуждение результатов. В дидактике доказано, что злейший враг в учении – это скука. Поэтому в работе учителя должны быть интегрированы воедино знания предмета, профессиональное мастерство и артистизм. Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без контакта между учеником и учителем, без педагогики сотрудничества. Для обеспечения такого контакта преподавателю необходимо выполнять общие методические требования:
§ разъяснять познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей; § возбуждать интерес учащихся, мобилизуя их познавательные усилия и, прежде всего, их внимание; § обсуждать с учащимися способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки; § восстановить в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания; § обращать внимание учеников в нужных случаях на главные объекты, ставить дополнительные вопросы и, если необходимо, обсуждать их.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|