Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базы знаний и их применение для формирования экономических решений

 

База знаний – это одна из форм информационного моделирования, представляющая собой знания человека (эксперта, специалиста), помещенные в память компьютера в соответствии с некоторой моделью. Модель, как известно, - это правила или соглашения, выполнение которых позволяет представить некоторую сферу знаний в том виде, которая позволяет использовать формальные (программные) средства для их обработки (получение новых знаний).

Существует множество моделей представления знаний. Для рассмотрения выделим следующие:

семантические сети, деревья выводов, деревья целей, нечеткие множества.

Семантическая сеть – это ориентированный граф, вершины (узлы) которого соответствуют понятиям моделируемой предметной области, а дуги – отношениям между ними. В качестве понятий обычно выступают конкретные или абстрактные объекты, а отношений – связи. В отличие от всех других моделей базы знаний могут содержать описание связей в явной форме, указанных с помощью синтаксических, семантических и прагматических отношений.

Пояснить базу знаний легче в сравнении с базой данных, так как различия между ними нечеткие (размытые). Анализируя базу данных и базу знаний можно заметить, что в базе данных информация более скудная. Таким образом, отличие баз знаний от баз данных состоит в том, что первые содержат связи между объектами в явной форме, тогда как у вторых эти связи скрыты.

Дерево вывода – это множество объединенных правил, отражающих условия выполнения некоторого процесса. Правила представляют собой языковую конструкцию вида:

ЕСЛИ <условие, ct(условия)>, ТО <заключение, ct(заключения)> ct(правила), где ct(условия) – коэффициент определенности условия; ct(заключения) - коэффициент определенности заключения; ct(правила) - коэффициент определенности правила.

Коэффициент, равный 0, указывает на полную неопределенность, а 1 – на полную определенность. В правиле эксперт указывает значения в этом диапазоне. Множество правил объединяются в дерево вывода.

Дерево целей является дальнейшим совершенствованием целевого управления, развиваемым в нашей стране с семидесятых годов прошлого столетия. В основу его построения положено понятие цели, измерение достижения которой осуществляется с помощью значений соответствующих экономических показателей. Например, уровень достижения цели “Увеличить рентабельность предприятия” можно измерить показателем “Рентабельность” в числовом диапазоне от 0 до 1. Цель “Увеличить рентабельность предприятия с 0,3 до 0,5” в дереве целей указывается именно таким образом.

В процессе создания моделей баз знаний специалисты сталкиваются с проблемой отражения и использования нечеткой, то есть неопределенной информации. Задачи, решаемые человеком, в большинстве случаев опираются именно на нечеткие, размытые и неопределенные знания о процессах или событиях.

 

Нечеткие множества

 

Знания человека в большинстве случаев нечеткие. Человек оперирует такими понятиями как высокий, низкий, горячее, холодное, бедный, богатый и т.д. в повседневной производственной практике и в быту. Для того чтобы такого рода знания можно было использовать для формирования решений, в 1965 году Л.Заде предложил теорию нечетких множеств. В основе данной теории лежит понятие функции принадлежности, которая указывает степень принадлежности какого-либо элемента некоторому множеству элементов. Данная функция является субъективной и строится на основании знаний, опыта или ощущений некоторого субъекта к какому-либо объекту, процессу, явлению и т.д.

Вводится U – полное множество, охватывающее все объекты некоторого класса. Нечеткое подмножество F множества U определяется через функцию принадлежности , где . Эта функция отображает элементы u множества U на множество чисел в отрезке [0,1], которые указывают степень принадлежности этих элементов множеству F.

Нечеткое множество F можно представить следующим образом:

 

 

Знак + указывает не на сложение, а на совокупность, а знак / - не деления, а на степень принадлежности.

 

Основные направления в развитии инфокоммуникационных технологий

 

В последние годы с развитием инфокоммуникационных технологий и сервиса сети Интернет стал быстро развиваться новый сектор экономики, получивший название сетевого. В России формирование сетевой экономики происходит в трех направлениях:

электронный бизнес;

банковские и другие расчеты;

дистанционное обучение и выполнение работ.

Электронный бизнес - это бизнес, осуществляемый на основе информационных технологий и общедоступных средств коммуникаций (локальных и глобальных сетей). Частным случаем электронного бизнеса является электронная коммерция, под которой понимается вид хозяйственной деятельности, цель которой заключается в продаже готовых товаров или услуг.

Второе направление сетевой экономики развивается в направлении совершенствования банковских и других расчетов на базе инфраструктуры Интернет. Банковский сервис, использующий сетевые возможности получил название сетевого банкинга или итнтернет-банкинга. Под данными понятиями понимается совокупность банковских услуг, предоставляемых банком своим клиентам в среде Интернет.

Банковский сервис, использующий сетевые возможности, предоставляет юридическим лицам формировать и отправлять в банк следующие документы:

поручение по обязательному платежу;

платежное требование;

реестр платежных документов;

заявление на перевод валюты и т.д.

Физическим лицам предоставляются следующие услуги:

коммунальные и периодические платежи;

формирование и отправление в банк документов;

перевод денег с одного счет анна другой;

получение информации о текущем состоянии своего счета и т.д.

Типовые процедуры банковской платежной системы следующие:

обработка запросов с целью авторизации;

перечисление на расчетные счета денежных средств за товары и услуги;

передача документов (бумажных и электронных), в которых фиксируются совершенные сделки.

Третье направление сетевой экономики сосредоточено на повсеместном внедрении дистанционного образования, под которым понимается образовательная система, обеспечивающая получение знаний с помощью сетевых технологий. Сетевые технологии обеспечивают доступ к учебным материалам и консультации с преподавателями с помощью телекоммуникаций и сети Интернет.

Формы реализации инфокоммуникационных технологий в бизнесе.

Реализация электронного бизнеса имеет несколько форм, зависящих от партнеров по бизнесу.

Наиболее популярными являются следующие формы:

B2B (Business-to-Business) – взаимодействие между юридическими лицами. В данном случае имеет место экономическая деятельность, ориентированная на формирование отношений одной организации с другой, то есть имеют место связи между бизнес-партнерами.

B2C (Business-to-Сustomer) – взаимодействие между юридическими и физическими лицами. В данном случае имеет место деятельность, ориентированная на удовлетворение потребностей конечных потребителей продукции (услуг).

3. B 2 G (Business - to - Government) – взаимодействие между юридическими лицами и государственными организациями.

Такого рода взаимодействие имеет место в процессе участия в электронных торгах по закупке продукции для государственных нужд, выполнение государственных заказов, предоставление статистической, налоговой, таможенной и другой отчетности.

G 2 C (Government - to -С ustomer) – это взаимодействие между государственными организациями и физическими лицами.

Формами реализации данного взаимодействия являются: системы социального обслуживания населения (пенсии, пособия, льготы), системы коммунального обслуживания и т.д.;

G 2 G (Government - to - Government) – это взаимодействие между государственными организациями.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...