Пути и условия развития творческих способностей в процессе обучения
Можем выделить следующие пути развития творческих способностей в процессе обучения: 1) задания, направленные на развитие творческих способностей; 2) положительная атмосфера в классе, дающая возможность для развития творческих способностей. Из этого мы можем выявить следующие условия: 1) раннее начало; предоставления свободы выбора; среда, окружающая ребёнка. 2) различные методы (диалогические формы обучения, организация дискуссий, проблемный диалог, проблемные ситуации, постановка вопроса и т.д.). 3) творческий потенциал самого учителя, его тактичность. Рассмотрим условия развития творческих способностей: Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее начало. Второе условие - насколько возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность. Третье, чрезвычайно важное условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Четвёртое - ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Пятое - предоставляя ребёнку свободу не только не исключает, а наоборот предполагает не навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Но нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься [15,с.13]. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всепонимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи: - замечать любые творческие проявления учеников; - создавать условия для развития творческих способностей на уроках; Идея К.А.Макаренко: «нестеснённое слово» ребёнка, открытый диалог на уроках, свободная мысль - являются непременными условиями детского творчества [9, с.40]. Обращение к диалогическим формам обучения, организации дискуссий, проблемного диалога, позволяет не только сохранить творческую активность учащихся, но и значительно повысить интерес к учению. Одним из условий развития творческих возможностей школьников является постановка вопросов. Способность человека к постановке новых вопросов и проблем занимает центральное место в творчестве. Первоначально вопросы ребёнка возникают в общении и для общения, и лишь затем они приобретают познавательную направленность. Кризис, в ходе которого резко возрастают индивидуальные различия между детьми, выделяются две крайние группы школьников - активные, творческие и пассивные, не творческие. У первых наблюдается рост избирательности вопросов, изменяется их структура - они приобретают гипотетический характер, исследовательский, и подлинно творческий характер, у других - активность в постановке вопросов резко снижена, а сами вопросы носят шаблонный, нетворческий характер [14, с.34]. С первых дней первоклассников надо приучать при единой для всех теме, выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, то есть качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей. Одним способов воспитания самостоятельного, нестандартного, то есть творческого мышления является метод проблемного обучения.
Проблемная ситуация - это ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. Проблемная ситуация создаётся тогда, когда содержание ситуации, с которой столкнулся человек, не совпадает с уже имеющимся опытом. Это несоответствие «включает» эмоции и чувства и служит толчком к началу мышления[14, с.44]. Творческую ситуацию - проблему - Бехтеров трактовал как раздражитель. Собственно творчество есть нечто иное, как реакция на такой раздражитель. В своём репродуктивном выражении оно выступает как результат окончательного разрешения этой реакции, или, что то же самое, определённой совокупности рефлексов [17, с23]. На первых порах возникают проблемы и трудности, обуславливаемые тем, что не каждый семилетний ребёнок открыт к творчеству, например: из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), нужно вводить в уроки такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существуют множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Психология определяет игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру познаёт мир. В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приёмы можно с успехом применять на всём протяжении обучения в начальной школе. Другое дело - игра должна соответствовать возрасту детей, способствовать умственному и духовному развитию, то есть должна быть творческой [1, с.39]. Большую роль по развитию творческих способностей играют сочинения. Сочинять, создавать сочинения,- значит приводить свои знания в порядок. Именно сочинения - высшая форма проявления творческих способностей. Для того чтобы у учащихся развить сильную познавательную деятельность в учебном процессе, нужно соблюдать определённые психологические условия 1). Необходимо создание на уроках бодрой, эмоциональной атмосферы, позволяющей учащимся осознавать пользу от выполнения работы.
2). Необходимо детей учить учиться, то есть развивать их познавательные силы и способности. На уроках надо учить детей думать, рассуждать, спорить и доказывать [9, с.41]. Проявление и развитие творческой активности школьников во многом зависит от окружения, в котором ребёнок находится в школе. Творчески активные учащиеся склонны задавать вопросы, высказывать мнения, не соглашаться с учителем и как результат они психологически отвергаются в классе. Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребёнка может быть подавлено. Поддержка и развитие творческой активности у учащихся может осуществляется различными путями. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ребёнка в проявлении творчества. Показывает, что оригинальность является важной чертой творчества. Ошибки ребёнка рассматривать, как накапливаемый опыт, а не повод для наказания. Важным моментом является умение выслушать других, сопоставить различные точки зрения - всё это позволяет учащимся развивать свою творческую активность. Также одним из условий создания творческой активности является формирование творческих межличностных отношений между учителем и классом, учителем и учеником [18, с.56]. Ни в коем случае не считая развитие способностей и талантов самоцелью, взрослым следует уделять внимания этим вопросам постоянно. Не нужно забывать, что с каждого человека спросится, умножил он свои таланты или «зарыл в землю». Каждый взрослый отвечает за себя сам, но каждому ребёнку должны помочь взрослые, и в первую очередь родители [13, с.110]. Внедрить дух в жизнь каждой конкретной школы возможно только тогда, когда вся система образования будет построена на одних и тех же «китах» - на человеческом факторе, на высоком профессионализме и высокой гражданственности, на творчестве. Развивать творчество учащихся сможет только творчески сформированная личность учителя. Зоны совместного творчества учителя и учащихся безграничны - изменение и преобразование окружающих условий, создание художественных ценностей, познавательная деятельность ученика и обучающая деятельность учителя. Последняя зона особая, так как занимает большую часть времени и тех и других. В ней диапазон творчества также велик - от решения задач по применению знаний на практике до самостоятельного добывания и конструирования знаний; от индивидуального творчества к коллективному и наоборот [12, с.149].
Общие способы стимулирования творческой активности: 1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствует свободному проявлению многоаспектного мышления; 2. Обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; 3. Поощрение высказывания оригинальных идей; 4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям; 5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем; 6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы [19, с. 138]. Учение без творчества - это мучение. Без поиска, испытаний и допустимого риска мучается и ученик и учитель, а их совместный труд в конечном итоге превращается в тяжёлую обузу. Чтобы правильно решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности не осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы характер она не носила, она всегда будет производной, зависимой от деятельности учителя, то есть ведомой, а деятельность учителя ведущей [12, с.9]. Проникнув в одну из великих тайн природы - тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать... таланты. Таким образом, можем сделать вывод: 1) в психологии найдены пути развития творческих способностей детей; 2) выявлены условия для развития творческих способностей учащихся в процессе обучения; 3) разработаны различные методы, как условия для развития творческих способностей младших школьников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|