Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика творческих способностей младших школьников

 

Преддипломная педагогическая практика проходила во 2 «Б» классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41 г. Белгорода» у учителя Корниенко Татьяны Николаевны. Учитель работает по программе Н.Ф.Виноградовой. Количество детей в данном классе 25 человек. Из них 15 мальчиков и 10 девочек. Успеваемость данного класса средняя.

Была разработана программа констатирующего эксперимента, в которой определялись методы исследования, последовательность их проведения, показатели и критерии уровня творческих способностей школьников.

 

Таблица 1.

критерии показатели
Творческая активность С желанием выполняет творческие задания, любит придумывать новое.
оригинальность Нестандартные решения, ответы, рисунки.
гибкость Выдвигает много идей

 

Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играет организация учебной деятельности школьников. Поэтому первое наблюдение мы провели с целью изучения работы учителя на уроках по развитию творческих способностей детей.

Наблюдение проходило по следующим показателям:

1. Какие условия создавались на уроке для развития творческих способностей?

2. Какие методы применяет учитель на уроке для развития творческих способностей детей?

3. Как учитываются индивидуально-психологические особенности развития креативности при организации учебной деятельности?

4. Часто ли даются задания, направленные на развитие творческих способностей детей на уроке?

5. Поощрялись ли учителем нестандартные ответы, творчески выполненные задания, упражнения?

6. Была ли на уроке создана творческая атмосфера?

В ходе наблюдения выявили, что учитель уделяет внимание развитию самостоятельности детей. Педагог учит детей самим находить способы решения конкретных ситуаций, развивая тем самым творческие способности.

На уроках математики (См. Приложение 1), давались задания, которые носили творческий характер. Например, по выражению составить задачу, изменить ее условие, изменить выражение и т.п. Многие задачи решались несколькими способами. Учитель стимулировала поиск наиболее удобного, оригинального способа, поощряла похвалой. Учитель не была категорично настроена на разнообразные ответы детей, но совсем нелепые предположения не поощряла, а предлагала детям подумать лучше. К каждому заданию задавался такой вопрос, ответ на который был бы не единственный, а ребята в свою очередь пытались найти все возможные варианты его решения.

На уроке русского языка также применялись задания творческого характера (См. Приложение 2). Например, в ходе словарной работы дети знакомились с новыми словарными словами, а затем им давалась возможность придумать различные предложения, используя данные слова. При изучении нового материала часто использовались проблемные методы, когда учащиеся под руководством учителя выводили правило, делали обобщения, формулировали тему урока, учебную задачу. Учащиеся придумывали заголовки к тексту, его начало или концовку.

На уроках литературного чтения ярко прослеживалось развитие творческих способностей детей (См. Приложение 3). На этапе «Речевая разминка» применялся игровой метод. На доске было дано начало пословиц, нужно было подобрать конец. После чтения нового произведения, велось его подробное обсуждение. Учитель предлагала детям описать героя, представить его в определенной ситуации, подумать о его характере, высказать на кого похож и т.п.

Большее внимание мы уделяли урокам окружающего мира (См. Приложение 4). Здесь предлагались следующие задания: при изучении темы «народы России» давались на карточках новые для ребят слова, предлагалось объяснить их значение. В учебнике было задание рассказать о своей национальности. При закреплении материала ребятам предлагались задания на развитие фантазии. Дети делали зарисовки, схемы. Практически на каждом уроке проводились дидактические игры, где ученик должен был представить себя то экскурсоводом, то в роли героя сказки.

Таким образом, в ходе наблюдений мы убедились, что учитель уделяет большое внимание развитию творческих способностей школьников. Для этого он использует потенциал учебников, применяет активные методы обучения, стимулирует проявление творческой активности школьников. Дети всегда принимали активное участие в играх, с интересом выполняли творческие задания. Они не боялись высказывать свое мнение. Этому способствовала благоприятная, дружеская, творческая атмосфера, которую учитель создавала всегда.

Следующее педагогическое наблюдение мы провели с целью изучения проявления творческой активности и творческих способностей учащихся. Была разработана следующая программа наблюдения:

1.Желание выполнять творческие задания:

а). С большим желанием;

б). Не проявляет особого желания;

в). Отказывается выполнять.

2. Включение в творческую деятельность:

а). Всегда включается;

б). Редко принимает участие;

в). Никогда.

3. Творческий подход к выполнению творческих заданий:

а). Высокий уровень (проявляет самостоятельность, оригинальность);

б). Средний уровень (выполняя задания ученику требуется небольшая помощь учителя),

в). Низкий уровень (работа строится под руководством учителя).

4. Уровень проявления креативности в выполняемых заданиях:

а). Высокий уровень (работа отличается оригинальностью, нестандартным подходом)

б). Средний уровень (в задании прослеживается участие воображения ребенка);

в). Низкий уровень (задание выполнено на репродуктивном уровне).

Наблюдение осуществлялось на первой неделе практики, данные фиксировались с помощью условных обозначений «+» в графе, соответствующей букве предполагаемого ответа.

Полученные результаты мы представили в таблице. В графе итог сделали выводы об уровне проявления творческих способностей: ВУ – высокий уровень, СУ – средний, НУ – низкий уровень.


Таблица 2.

Ф.И.

Показатели проявления творческих способностей

итог

1

2

3

4

а б в а б в а б в а б в
1 Алина Б.   +     +       +     + НУ
2 Артем Б.     +     +     +     + НУ
3 Андрей У. +     +       +     +   СУ
4 Артем Г. +     +     +     +     ВУ
5 Вероника К. +     +       +     +   СУ
6 Вика У. +     +       +     +   СУ
7 Влад Я.   +     +       +     + НУ
8 Диана М.   +     +       +     + НУ
9 Дима К.   +     +       +     + НУ
10 Данил Ч. +     +       +     +   СУ
11 Илья Х. +     +     +     +     ВУ
12 Катя Ш. +     +       +     +   СУ
13 Коля Б. +     +     +     +     СУ
14 Коля К.   +     +   +     +     ВУ
15 Максим Д.     +     + +     +     СУ
16 Максим П.   +     +   +     +     ВУ
17 Миша Н. +     +         +     + СУ
18 Настя Л.   +     +     +     +   СУ
19 Настя К.   +     +       +     + НУ
20 Настя Н. +     +       +     +   СУ
21 Настя Ф.     +     +   +     +   СУ
22 Кирилл У. +     +       +     +   СУ
23 Кирилл Б.     +     +     +     + НУ
24 Саша М. +     +       +     +   СУ
25 Катя П.     +     +     +     + НУ

 

Обобщая данные наблюдений, можно отметить, что у 48 % детей прослеживается большое желание к выполнению любых творческих заданий. 32 % ребят не проявляют особого желания к выполнению подобных заданий. И 20 % учеников данного класса иногда отказываются вообще выполнять задания, имеющие творческий характер.

Так же мы наблюдали по показателям: часто ли включаются учащиеся в творческую деятельность. Здесь мы видим, что 48 %учеников всегда с большим желанием включаются в любую творческую деятельность. Эти дети принимают участие в творческих играх, в проигрывании ситуаций и т.д. 32 % ребят иногда включаются в данную деятельность, а иногда у них не возникает подобного желания. И всего 20 % всегда отказываются от участия в творческой коллективной работе.

Мы вынесли такой показатель, как творческий подход к выполняемым заданиям. 24% школьников всегда проявляли самостоятельность, неординарность, творчество при выполнении различных заданий. Средний уровень проявления креативности прослеживался у 40% учащихся. Низкий уровень у 36% ребят.

Анализ продуктов творческой деятельности детей: рисунки, поделки, позволил нам выявить степень креативности детей. 24 % учащихся имеют высокий уровень креативности; у 40 % детей наблюдается средний уровень; 36 % - выполняют творческие задания на низком уровне.

В итоге всего 16 % учащихся имеют высокий уровень проявления творческих способностей, 52% имеют средний уровень и 32% - низкий уровень.

Для более точного определения уровня развитости творческих способностей у детей, мы провели ряд тестов и анкет.

1. «Анкета изобретателя» (См. Приложение 5). В анкетировании участвовало 23 человека.

Состояла из 10 вопросов, на которые ребенок должен был ответить: «да» или «нет». Каждый положительный ответ оценивался в 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Суммарный результат в некоторой степени характеризовал способность ребенка к творчеству.

Вопросы:

1. Часто ли тебе в голову приходят новые идеи?

2. Тебе нравится монотонная работа?

3. Любишь ли ты решать головоломки и загадки?

4. Настойчив ли ты в достижении цели?

5. Ты любишь заниматься чем-то одним?

6. Тебе приходят в голову необычные идеи?

7. Можешь ли ты себя называть изобретателем?

8. Нравится ли тебе узнавать новое?

9. Ты любишь заранее рассматривать новый учебник?

10. Часто ли ты можешь реешь новую задачу, с которой не справилось большинство твоих одноклассников?

Если результат анкеты равен 8-10 баллам, то уровень развития творческих способностей высокий, 5-7 баллов – средний уровень, 0-4 балла – низкий уровень.

Затем мы проанализировали ответы детей. 32 % учащихся имеют высокий уровень развития творческих способностей, 68% - средний уровень и 0% - низкий уровень.

На первый вопрос: «Часто ли тебе в голову приходят новые идеи?», 84% ответили, что часто; 16% - не часто.

На вопрос «Нравится ли тебе монотонная работа?», 28% детей ответили, что нравится; 72% - не нравится.

96% учащимся нравится решать различные головоломки, 4% не любят.

На следующий вопрос 68 % ответили, что им приходят в голову необычные идеи; 32% ответили, что у них не возникают необычные идеи.

Результаты следующего вопроса показали, что 44 % детей любят заниматься чем-то одним, и 56 % утверждают, что им это не нравится.

Отвечая на следующий вопрос, 86% детей утверждали, что им приходят в голову необычные идеи, 14 – наоборот.

На седьмой вопрос 72% детей ответили, что могут назвать себя изобретателем, 28% что нет.

На вопрос «Нравится ли тебе узнавать что-то новое», 96% учащихся ответили «да», 4% - «нет».

80% ребят утверждали, что они всегда заранее просматривают учебник, и всего 20% - нет.

На последний вопрос: «Часто ли ты можешь решить новую задачу, с которой не справилось большинство твоих одноклассников?», 78% дали положительный ответ, 28% - отрицательный.

Полученные результаты мы представили в таблице. Если ответ ребенка положительный – «+», отрицательный – «-».

 

Таблица 3.

Ф.И.

Номер вопроса

Итог

1 2 3 4 5 6 7

8

9 10
1 Настя Л. + - + + - + +

+

+ - СУ
2 Вика У. + - + + - + +

+

+ - СУ
3 Коля К. - + + + + - +

+

- + СУ
4 Настя Н + + + + - + -

+

+ + ВУ
5 Настя К. + + + + + + +

+

+ - ВУ
6 Коля Б. - - + + - + +

+

- + СУ
7 Кирилл У. + - + - - + -

+

+ + СУ
8 Артем Б. + - + + + + +

+

+ + ВУ
9 Вероника К. + - + - - - -

+

+ + СУ
10 Влад Я. + - + - + - +

-

+ - СУ
11 Максим П. + + + - + + -

+

+ + ВУ
12 Саша М. + - - - + + +

+

+ + СУ
13 Миша Н. + + + + + + +

+

+ + ВУ
14 Катя П. + + + - + + +

+

+ + ВУ
15 Кирилл Б. + - + + - + +

+

+ - СУ
16 Артем Г. - - + + + + +

+

+ - СУ
17 Максим Д. + - + + - + +

+

+ + ВУ
18 Алина Б. + - + + - + -

+

+ + СУ
19 Диана М. + - + + - + +

+

- + СУ
20 Дима К. - - + + - + +

+

- + СУ
21 Андрей У. + - + + - + -

+

- - СУ
22 Данил Ч. + - + - + - +

+

+ + СУ
23 Илья Х. + + + + + + +

+

+ + ВУ
24 Настя Ф + - + + - + - +

+

+ СУ
25 Катя Ш + - + - - + + +

+

+ СУ
                           

 

Следующее исследование – анкетирование (См. Приложение 6).

Анкета состояла из 5 вопросов, на каждый из которых есть 4 варианта ответа. Ее цель – выявление степени отношения детей к творческой деятельности.

Вопросы анкеты:

1. После уроков ты остался в группе продленного дня, ты предпочтешь:

а). Начнешь рисовать;

б). Свой ответ;

в). Почитаешь книгу;

г). Сразу же приступишь к выполнению дом. задания;

2. На уроке математики – контрольная работа. Предлагается решить задачу. Ты:

а). Будешь искать множество способов решения этой задачи;

б). Решишь двумя способами;

в). Решишь ее тем способом, кот. предлагал на прошлом уроке учитель;

г). Спишешь у соседа.

3. На уроке русского языка тебе больше всего нравится проверка знаний вида:

а). Сочинение;

б). Изложение;

в). Выполнение упражнений;

г). Диктант

4. Ваш класс изготавливает стен газету к празднику 8 марта. Ты предложишь:

а). Сочинить стихотворение, рассказ;

б). Свой вариант ответа;

в). Найти материал по данной теме;

г). Не примешь участие.

5. На уроке окружающего мира ты любишь:

а). Сочинять истории, рассказы, разыгрывать сценки по теме;

б). Свой вариант ответа;

в). Пересказывать тексты учебника;

г). Узнавать новое, интересное о природе.

Каждый ответ, соответствующий варианту а – оценивается в 10 баллов;

Вариант б – в 8 баллов;

Ответ в – оценивался в 6 баллов;

Вариант г – в 4 балла.

В анкетировании приняло участие 25 человек.

Далее проанализируем ответы детей.

1. На этот вопрос 40% учащихся ответили «порисую», 32% детей предложили свой ответ, например, «поиграю», 28% предпочли бы почитать книгу, и 0% захотели бы сразу же преступить к выполнению домашнего задания.

2. Во втором вопросе ответ «найду множество способов решения» выбрали 32 % ребят, «решу двумя способами» выбрали 28% учащихся, «решу тем способом, который предлагал на прошлом уроке учитель» ответили 36% детей и последний вариант «спишу у друга» не выбрал никто.

3. На этот вопрос 12 % детей ответили, что больше нравится сочинение, 20% выбрали изложение, 52 % учащихся нравится выполнять различные упражнения, 8 % выбрали вид проверки знаний – диктант.

4. На данный вопрос дети ответили следующим образом: 60% уч-ся «сочинили бы стихотворение, рассказ», 24% предложили свой ответ типа «нарисую рисунок», 8% помогли бы найти материал, 8% вообще не приняли бы участия.

5. На уроке окружающего мира 20% детей предпочитают сочинять истории, рассказы, разыгрывать сценки, 48% предпочитают выполнять задания в рабочих тетрадях или какой – либо другой вид деятельности, 20% учащимся нравится пересказывать тексты учебника, 12% ребят любят узнавать новое, интересное о природе.

Высокую степень отношения к творческой деятельности показывает результат от 45 до 50 баллов; среднюю степень – от 35 до 45; низкую – от 25 до 35 баллов; очень низкую степень – от 20 до 25.

Следовательно, высокой степенью (ВС) отношения к творческой деятельности обладают 5 человек, это Катя Ш, Настя Л, Дима К, Диана М. и Саша М.

Среднюю степень (СС) имеют 15 человек, низкую – 5 человек, очень низкой степенью не обладает никто.

 

Таблица 4.

Итог

И.Ф.

1

2

3

4

5

а б в г а б в г а б в г а б в г а б в г    
1 Алина Б +       +           +         +   +     СС  
2 Коля Б     +     +         +     +       +     СС  
3 Настя Н   +         +   +       +         +     СС  
4 Миша Н   +         +         + +         +     НС  
5 Андрей У     +     +         +   +             + НС  
6 Кирилл Б   +     +           +     +           + СС  
7 Кирилл У   +         +       +     +           + НС  
8 Артем Б     +   +         +           +   +     СС  
9 Настя К   +         +       +   +           +   СС  
10 Илья Х     +       +       +   +           +   НС  
11 Вероника К +           +       +     +     +       СС  
12 Влад Я +         +         +       +       +   СС  
13 Коля К +           +       +       +       +   НС  
14 Настя Л +       +         +     +         +     ВС  
15 Максим Д   +     +         +     +         +     СС  
16 Катя П     +   +           +   +         +     СС  
17 Данил Ч     +     +         +   +         +     СС  
18 Настя Ф +         +         +   +       +       СС  
19 Дима К   +     +         +     +       +       ВС  
20 Вика У +         +       +     +         +     СС  
21 Катя Ш +         +     +       +       +       ВС  
22 Диана М +       +         +     +         +     ВС  
23 Максим П +           +         + +       +       СС  
24 Артем Г   +       +       +       +       +     СС  
25 Саша М     +       +   +         +         +   ВС  

 

В творческом процессе можно выделить четыре характеристики:

1. Скорость (как много идей дети выдвигают?)

2. Гибкость (как много разных идей дети выдвигают?)

3. Оригинальность (это их идеи или заимствованные?)

4. Разработанность (насколько их идеи детализированы?).

Чтобы понять, как эти характеристики «работают», мы проверили творческие способности учащихся с помощью следующего теста (См. Приложение 7):

Внимательно всмотрись в эти фигуры:

 

 

Что они, по-твоему, изображают? Чем еще они могли бы быть? Придумай как можно больше вариантов. Проверка состояла по 4 характеристикам.

Полученные результаты мы вынесли в таблицы:


Таблица 5.

Гибкость

итог

а б в г д е
2 2 1 1 1 1 8
1 4 1 1 3 1 11
1 1 1 1 1 1 6
2 1 1 1 1 1 6
2 1 2 2 1 1 9
2 2 1 1 2 3 11
1 1 1 1 1 1 6
1 2 1 1 1 1 7
1 1 1 1 1 1 6
1 1 1 1 1 1 6
1 2 3 2 1 1 10
1 3 1 1 1 1 8
1 1 1 1 1 1 6
3 2 1 3 4 1 14
3 2 1 3 4 1 14
3 2 1 2 3 1 11
3 2 2 3 2 2 14
2 2 2 2 2 2 12
2 4 2 1 2 2 13
3 4 2 4 2 2 17

 

 

 Ф.И.

скорость

итог

а б в г д е
1 Настя Н. 2 3 1 1 2 1 10
2 Максим Д 1 4 1 1 3 1 11
3 Алина Б 1 1 1 1 1 1 6
4 Настя Л 2 1 1 1 1 1 7
5 Андрей У 2 2 2 2 1 1 10
6 Вика У 2 2 1 1 2 3 11
7 Артем Б 1 1 1 1 1 1 6
8 Катя П 1 2 1 1 1 1 7
9 Миша Н 1 1 1 1 1 1 6
11 Данил Ч 1 2 3 2 1 1 10
12 Диана М 1 3 1 1 2 1 9
13 Дима К 1 1 1 1 1 1 6
14 Саша М 3 2 1 3 4 1 13
15 Кирилл У 3 2 1 3 4 1 13
16 Коля Б 4 5 1 2 3 1 16
17 Илья Х 3 2 2 3 2 3 15
18 Настя К 1 3 1 1 2 1 9
19 Артем Г 2 3 3 3 2 2 15
20 Максим П 2 4 3 2 2 2 15
21 Коля К 3 4 3 5 2 2 19

 

22 Катя Ш 1 1 1 1 1 1 6
23 Вероника К 1 2 1 2 1 1 8
24 Настя Ф

не выполняла тест

         
25 Кирилл Б

Не выполнял тест

         

 

1 1 1 1 1 1 6
1 2 1 1 1 1 7

не выполняла тест

         

Не выполнял тест

         

 

 

Таблица 6.

Ф.И.

оригинальность

итог

а б в г д е
1 Настя Н. 0 1 1 1 0 0 3
2 Максим Д 1 2 0 0 1 0 4
3 Алина Б 0 1 0 0 1 1 3
4 Настя Л 0 1 0 0 0 0 1
5 Андрей У 0 0 1 1 0 0 2
6 Вика У 0 1 1 1 1 0 4
7 Артем Б 0 0 0 0 0 0 0
8 Катя П 0 0 0 0 1 0 1
9 Миша Н 0 0 0 0 0 0 0
10 Влад я 0 0 1 0 0 0 1
11 Данил Ч 1 0 1 1 1 0 4
12 Диана М 1 0 0 0 0 0 1
13 Дима К 1 0 0 0 0 0 1
14 Саша М 1 0 1 0 2 0 4
15 Кирилл У 1 0 1 0 2 0 4
16 Коля Б 2 1 0 0 1 0 4
17 Илья Х 1 0 1 0 1 0 3
18 Настя К 0 2 0 0 1 0 3
19 Артем Г 1 1 2 1 1 0 6
20 Максим П 1 3 1 1 1 1 8
21 Коля К 2 1 1 0 1 1 6
22 Катя Ш 0 0 0 0 1 0 1
23 Вероника К 0 1 1 1 1 0 4
24 Настя Ф

не выполняла тест

         
25 Кирилл Б

Не выполнял тест

         

 

разработанность

итог

а б в г д е
2 0 0 1 0 0 3
0 0 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0
1 0 0 0 0 0 1
0 0 0 0 0 0 0
2 0 0 0 0 0 2
0 0 0 0 0 0
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...