Анализ содержания учебной программы и учебных пособий «Окружающий мир» по проекту Н.Ф. Виноградовой
Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции. Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. В непринужденной обстановке учащиеся учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, составлять описательный рассказы, рассказ-загадку, рассказ-этюд [2, с.58]. А всё это, как мы знаем, ведёт к развитию творческих способностей. Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету. Особенность творческой личности — высоко развитое воображение. Л.С. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом, обращенным в будущее». В программе мы нашли сведения о том, какие творческие задания предлагаются детям на уроках окружающего мира: 1). Творческое рассказывание. Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности. Отличие творческого рассказывания от простого воспроизведения текста учебника: а). Творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира; б). Содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности; в). Тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.
Из этого можем сделать вывод, что данное упражнение даёт возможность для развития творческих способностей учащихся. Так как одним из условий развития творческих способностей является умение ученика самостоятельно думать, размышлять, сочинять и делать выводы. Многие учителя убеждены в том, что для обучения необходимо не воображение, а восприятие, память, мышление, речь. Поэтому основным методом обучения в современной школе является образец, а работа учащихся в основном строится на подражании, исполнении инструкции учителя [2, с.79]. Авторы данной системы убеждены в том, что заданный учителем образец мешает творчеству, сковывает его, становится помехой для творческого воображения. Поэтому необходимо пересмотреть методику организации творческих заданий, изменить роль и место образца в процессе обучения. Мы с этим можем согласиться, так как одним из условий развития творческих способностей школьников является предоставление ему свободы в деятельности. Уроки окружающего мира предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных творческих заданий. Они могут быть связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование). Мы это можем подтвердить примерами заданий, предлагаемые учителю для проведения («Поурочные планы»). В теме «Музыка 19в», детям предлагается составить коллективное панно «Щелкунчик» (дети работают в группах, рисуют главных героев из сказки и помещают их на одну основу). В теме «Здоровье» следующее задание: создание плакатов «Если хочешь быть здоров». Так же коллективно (или по группам) составить рисунок - схему и так далее. В теме «От обряда - к театру» предлагается каждой группе представить обрядовую игру. Очень часто встречаются такие задания, как продолжить историю, составить рассказ, объяснить высказывания [3, с.48].
2). Рассказ - этюд - одна из разновидностей творческого рассказа о каком-либо предмете или явлении окружающего мира. Это своеобразная словесная зарисовка, образная характеристика предмета. Главная отличительная характеристика этого вида рассказывания - краткость, образность, выделение наиболее яркого признака описываемого явления [2, с.89]. 3).Творческие задания с использованием музыки и живописи. Своеобразие и ценность таких заданий состоит в том, что они строятся на сочетании двух наиболее эмоциональных видах деятельности: слушании музыки и рассматривании репродукций картин. Поэтому результатом этой деятельности является сформированность умения эстетически воспринимать явления природы и общественной жизни, отражённые в произведениях искусства. 4). Учебные ролевые игры - ещё одна разновидность творческих заданий. Для развития воображения, которое так необходимо для эффективного обучения, особенно важна игровая деятельность. Одним из главных элементов такой игровой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала. Мы уже говорили о проблемном обучении, как об одном из условий развития творческих способностей. В данной программе также раскрывается его сущность. 1. Основной методический элемент проблемного обучения - создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствия и не может простым путём (например, только с помощью памяти) преодолеть его [2, с.98]. 2. Основной метод создания проблемной ситуации – высказывание предположения (гипотезы). Для этого в учебнике 3-4 класса введена специальная рубрика, которая так и называется «Выскажи предположение». Мы приведём примеры некоторых заданий, встретившихся в данной рубрике учебника. Например: Тема «Что такое воздух», предлагается задание: объяснить, что означает выражение «подышать свежим воздухом?» [5, с.28]. 3. Учебная ситуация должна содержать «конфликт», то есть, возможность порассуждать, поспорить, какое-то мнение отвергнуть, а какое-то признать истинным. Конечно, что бы подвести учащихся к проблемному обучению, необходимо с помощью системы специальных вопросов активизировать у учащихся имеющиеся знания [2, с.98].
Мы выявили, что содержание также имеет возможности для развития творческих способностей [4]. Здесь имеются такие задания: В рубрике «Это задание ты выполнишь дома»: Например, Тема «Вода»: составить рассказ о том, почему нужно охранять водоёмы, беречь воду. Рабочие тетради, прилагаемые к учебнику «Окружающий мир» также содержат творческие задания. Например, домашнее задание: написать сочинение на тему «Почему люди воюют?» и другие [5, с.29]. Таким образом, проанализировав программу Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» и учебные пособия, прилагающиеся к работе на данном уроке, убедились, что: - содержание данных учебных пособий несут в себе хорошие возможности для организации творческой деятельности на уроке; - задания соответствуют методам реализации творческой деятельности младших школьников (использованы методы: диалогического общения, постановке вопросов, проблемной ситуации, игры и другие). Данная система даёт возможность педагогу развивать творческие способности школьников на уроке через содержание учебников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|