О разработке проективных методик
⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32 Английский психолог П. Клайн в одной из своих книг (1994) пишет о том, что задача, решаемая при создании проективной методики, весьма проста. Для этого нужно найти стимул, релевантный тому аспекту личности, который желают исследовать. Он иллюстрирует свою мысль разработкой проективной методики для измерения оральности1, методика была названа «Вампир-тест». Целью этого теста полагается выяснение того, насколько связаны с оральностью оральные черты личности. Установление этой связи подтвердило бы известное психоаналитическое положение. П. Клайн выбирает в качестве стимулов три изображения (рис. 6.6-6.8). 1. Женщина, кормящая грудью ребенка. Здесь изображена основная оральная ситуация. Молодая женщина кормит своего ребенка. Отчетливо видны ее налитые молоком груди. Ее голова слегка склонена, на лице — бесконечная нежность (см. рис. 6.6). В психоанализе полагается, что на первой фазе психосексуального развития (1-й год жизни) господствующей эрогенной зоной является оральная (ротовая) и формируются оральные черты характера, которые призваны защищать от орального эротизма — инфантильного удовлетворения от процесса кусания или сосания. Фиксация на этой стадии (в силу нарушений в нормальном сексуальном развитии) ведет к множественным защитным реакциям-проявлениям орального характера в зрелом возрасте.
Рис. 6.8 Существо, похожее на волка, вонзило клыки в шею своей жертвы. Этот рисунок был специально подобран, чтобы изобразить жестокость орального садизма: укусы до смерти, как это, по предположению, должно быть представлено в бессознательном. Изображение волка было выбрано потому, что оно отражает базовую оральную свирепость (см. рис. 6.7).
3. Вампироподобное существо пьет кровь своей жертвы. Мотив с вампиром Что же вышло в итоге? Не получено доказательств того, что лица, демонстрирующие оральность по этому тесту, отличаются от других испытуемых по тому же показателю, измеренному другими тестами. Неудача П. Клайна не случайна, и дело здесь не только в определенной зыбкости теоретических представлений, положенных в основу создаваемого теста. И не в том, что П. Клайн — сторонник так называемого объективного подхода к интерпретации полученных данных, о котором мы вели речь ранее. Проективные методики, как никакие другие, способствуют проявлению разнообразия индивидуальных реакций. Поэтому к ним наиболее применимо известное положение о том, что хороший тест — это старый тест. Для снижения размерности множественных реакций — ответов, стимулируемых проективной методикой, и оценки их личностного содержания необходимы зна- 320 Глава 6. Проективная техника читальные исследования, длящиеся нередко десятилетиями. Поэтому-то так редки разработки новых проективных методик и столь живучи созданные много лет; назад. Следует признать, что на нынешнем уровне развития теории и практики, психодиагностики создание новых проективных методик (за исключением достаточно узко ориентированных и близких им методик типа «неоконченных рассказов» и т. п.) не может оправдать тех усилий, которые необходимо приложить для решения этой задачи. Заключение Предыстория проективной диагностики, с одной стороны, уходит корнями в глубину времен, с другой — складывается из многочисленных психологических исследований, ставящих задачу выявления субъективно-уникального в личности. Возникновение проективного подхода к диагностике личности — важный этап в развитии психодиагностики, поскольку появляются методики, которые качественно отличны от традиционных. Нашедшие в 1920-1930-е гг. широкое распространение в психологических исследованиях тесты не смогли оправдать тех больших надежд, которые на них возлагались. «Проективная психология» зародилась и первоначально развивается как своеобразная реакция протеста против бихевиоризма и локальной, узкой психометрической ориентации, за которыми невозможно было увидеть и познать личность как целостное явление.
Понятие проекции, впервые появившись как психологическое в психоанализе, поначалу используется для обозначения одного из защитных механизмов «Я», благодаря которому все патогенное, угрожающее целостности личности, а поэтому вытесненное в бессознательное, приписывается внешним объектам, а тем самым лишается разрушительной силы. Впоследствии как в рамках психоанализа, так и за его пределами понятие проекции получает разные истолкования. Однако психоаналитическое понимание проекции в сознании многих исследователей у нас и за рубежом прочно связывается с проективными методиками. И это несмотря на то что первое описание процесса проекции в экспериментальной ситуации интерпретации картин-стимулов, как и выдвинутая позднее проективная гипотеза, не имеют никакого отношения к психоанализу (первой проективной методикой следует считать разработанный Г. Мюрреем тест тематической апперцепции). Существуют многочисленные классификации проективных методик, традиционно занимающих первое место в ряду тех, которые используют для диагностики личностных особенностей в клинической психологии. Важнейшей отличительной особенностью проективных методик является то, что в них используют неопределенные или так называемые слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека. Исследования, обращенные к анализу роли стимула в проективной технике, показывают, что ошибочно полагать каждую реакцию обследуемого личностно обусловленной, поскольку объективные параметры стимулов принимают непосредственное участие в формировании ответов.
Теоретические воззрения разных психологических школ, от психоанализа и гештальт-психологии до эго-психологии, используются при обосновании проек- Заключение 321 тивного подхода, объяснении психологических механизмов проявлений личностного в процессе интерпретации стимулов. Не умаляя значения этих теорий, в самом общем виде следует считать, что механизм проецирования базируется, во-первых, на активности, личностности процесса восприятия, во-вторых, на характерном для психического уровня отражения стремлении индивидуума к снятию, разрешению неопределенности. Определяя нечто неоднозначное, неизвестное, индивид делает его известным путем активного соотнесения с имеющимся уникальным личностным опытом взаимодействия с предметами и явлениями действительности, опытом понимания как собственных поступков, так и действий других людей. Сказанное отражено в предлагаемом определении проективных методик. Обсуждение вопросов, относящихся к возможности изучения бессознательных психических явлений с помощью проективной техники, позволяет сделать заключение об ошибочности распространенного мнения о якобы особой чувствительности этих тестов к неосознаваемым личностным особенностям. В проективных методиках реализуются два типа проекции — структурная и тематическая. Первая связана с преимущественной объективацией неосознаваемых установок — элементарных программ организации поведения, обеспечивающих готовность к восприятию явлений в определенном ракурсе, отношении. Тематическая проекция связана с приписыванием осознаваемых обследуемым собственных черт, особенностей личности другим людям. Крайне осторожно следует подходить к описанным во многих публикациях множественным «показателям» защитных механизмов личности, якобы диагностируемым при применении проективных методик. В большинстве своем эти «показатели» защиты, обнаруженные при обследовании некоторых, чаще всего клинических групп, либо могут быть интерпретированы иначе, либо их значение в качестве защитных ограничено специфичностью изучаемой выборки.
В давнем споре между сторонниками проективных методик и приверженцами «объективной» диагностики нет и не может быть победителей. Необходимо признать сосуществование разных описаний личности, долгое время полагавшихся альтернативными. Более того, их согласование на некотором метауровне может оказаться весьма продуктивным в деле изучения личности. В то же время ныне вряд ли может быть признана целесообразность разработки новых проективных методик (за исключением узконаправленных), поскольку необходимы длительные и дорогостоящие исследования их валидности и надежности. В советской, а позднее в психологии стран СНГ, проективные методики, за исключением теста Люшера и отдельных рисуночных тестов, не нашли широкого распространения. Вероятно, это в первую очередь связано с отсутствием традиций, складывавшихся за рубежом не один десяток лет, а также известной сложностью работы с этими методиками. В то же время существующее сегодня разнообразие сфер применения проективных методик, участие в посвященных им конгрессах и семинарах специалистов со всех континентов, накал теоретических споров, говорящих о живом интересе к этой области психодиагностики, все это позволяет предположить развитие данного направления исследований и в СНГ. Литература 46m Л. Теория проективной психологии // Проективная психология / Пер. с англ. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 30-54. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 111-131. Айзенк Г. Ю. Структура личности / Пер. с англ. — СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. Айзенк Г. Ю. Количество измерений личности /16,5 или 3? Критерии таксономической парадигмы // Иностранная психология. — 1993. — Т. 1. — № 2. — С. 9-23. Аминов Н. А. Вытеснение как феномен «утраты языка»: проверка гипотезы Бруне-ра и Постмана в механизме перцептивной защиты // Новые исследования в психологии. - 1981. - № 2. - С. 29-35. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. — 1968. — № 6. Ананьев Б. Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия / Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. Анастази А. Психологическое тестирование / Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1982. — Кн. 1.; Кн. 2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001.
Асмолов А. Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. — М.: Изд-во МГУ, 1986. Баранова Л. А. Зависимость интеллектуального развития взрослых от возраста в период от 18 до 35 лет // Возрастная психология взрослых (теоретическая и прикладная): Тез. док. - Л.: АПН СССР, 1971. - С. 29-35. Беллак Л. О проблемах концепции проекции // Проективная психология / Пер. с англ. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 10-29. Беллак Л., Беллак С. Руководство по тесту детской апперцепции (фигуры животных) / Пер. с англ.; Под ред. Л. Ф. Бурлачука. — Киев: ПАН Лтд, 1995. Бернштейн М. С. Метод тестов на I Всесоюзном педологическом съезде // Тесты (теория и практика). - 1928. - Сб. 2. - С. 192. Беспалъко И. Г. О некоторых неясных вопросах психологической интерпретации факторов в факторном анализе // Психологический журнал. — 1987. — Т. 8. — № 3. - С. 137-144. Блонский П. П. О связи между IQ школьников и возрастом матери, номером ее беременности, а также трудностью родов // Педология и школа: Работы кабинета школьной педологии. — 1929. — Вып. 2. — С. 86-90. Борисова Л. Н. Динамика интеллектуального развития взрослых // Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. — Л.: НИИ общего образования взрослых АПН СССР. - 1974. - С. 53-61. Литература 323 Бочков Н. П. Методологические и социальные вопросы современной генетики человека // Вопросы философии. — 1981. — № 1. — С. 51-62. БрунерДж. Психология познания / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1977. — С. 13-130. БурлачукЛ. Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). — Киев: Вища школа, 1979. БурлачукЛ. Ф. Введение в проективную психологию. — Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1997. Бурлачук Л. Ф. Герман Роршах и проективный подход к исследованию личности в советской психологии // Проблемы философии. — 1987. — Вып. 74. БурлачукЛ. Ф. О дилетантстве в психологической диагностике // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 116. БурлачукЛ. Ф. Психодиагностика личности. — Киев: Здоров'я, 1989. Бурлачук Л. Ф., Духневич В. Н. Акцентуации личности: что диагностируем? // Вопросы психологии. — 1998. — № 2. — С. 136-143. Бурлачук Л. Ф., Духневич В. Н. Исследование надежности опросника Р. Кэттелла 16 PF // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 5. - С. 82-86. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психодиагностике // Вопросы психологии. — 1994. — № 5. — С. 5-11. БурлачукЛ. Ф., Коржова Е. Ю. Международные конгрессы по тесту Роршаха и проективным техникам // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 169-173. Бурлачук Л. Ф., Королев Д. К. Адаптация опросника для диагностики пяти факторов личности // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 126-134. БурлачукЛ. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2001. Виноградов О. Г. Дослщження надшносп комп'ютерного вар!анту особиепсного опитувальника 16PF. // В1сник Кишського ушверситету. Психолопя. — Вип. 3. - Кшв, 1997. - С. 49-57. Войтко В. И., ГильбухЮ. 3. 0 некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. — 1976. — № 4. — С. 18. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. — С. 388; 1983. — Т. 5.-С. 257-321. Голод С. И. Многодетная семья в зеркале статистики // Огонек. — 1988. — № 26. — С. 19-20. Григолава В. В. Бессознательное и установка // Вопросы психологии. — 1974. — №3.-С. 145-150. Давыдовский И. В. Проблемы причинности в медицине (этиология). — М.: Госмед-издат, 1962. Додонов Б. И. О системе «Личность» // Вопросы психологии. — 1985. — № 5. — С. 36-45. Дружинин В. Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. — Часть 1,2. — Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1990. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999. ДюкВ. А. Компьютерная психодиагностика. — СПб.: Братство, 1994. Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. Возрастные изменения генотип-сре-довых соотношений в показателях интеллекта // Вопросы психологии. — 1993.-№ 5.-С. 106-108. 124 Литература трофеев А. К. ЭВМ в психодиагностике в высшей школе. — М.: МГУ, 1987. \абродин Ю. М., Похилъко В. И., Шмелев А. Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных личностных тест-опросников // Психологический журнал. — 1987. — Т. 8, № 6. — С. 79-89. \инченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. — 1977. — № 3. — С. 107-125. Иванова Н. В. Опыт исследования интеллектуальных особенностей людей старческого возраста (этнопсихологический аспект) // Вести. Ленингр. ун-та. Экономика. Философия. Право. - 1984. - № 5, вып. 1. - С. 120-122. 1сколъдский Н. В. Влияние внутрипарного взаимодействия близнецов на оценку наследуемости некоторых психологических параметров // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — 1989. — № 1(1). — С. 22-27. Сабанов М. М. Реабилитация психически больных. — Л.: Медицина, 1978. (антонистова Н, С. Исследование интеллектуальной деятельности близнецов. Сообщение I. Особенности развития // Генетика. — 1980. — Т. XVI, № 1. — С.165-175. (антонистова Н. С. Исследование интеллектуальной деятельности близнецов. Сообщение II. Наследственность и среда // Генетика. — 1980. — Т. XVI, № 2. — С. 351-359. (епалайте А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3, № 2. - С. 120-126. Слайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование / Пер. с англ.; Под ред. Л. Ф. Бурлачука. — Киев: ПАН Лтд, 1994. (отаскова И. Долговременное исследование психического развития ребенка со времени рождения до шести лет // Чехословацкое медицинское обозрение. — 1968. - Т. 14. - № 2. - С. 142-158. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошев-ского. — М.: Политиздат, 1985. — 432 с. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. — М.: Политиздат, 1986. (эмпбелл Д. Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1980. — С. 306-315. Тейтес H. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. — 1985. — № 1. — С. 9-18. Теонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. — С. 159-230. Теонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. В. О диагностических методах психологического исследования школьников // Сов. педагогика. — 1968. — № 7. — С. 70. Теонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. — М.: Смысл, 1998. Тибин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. — М.: Смысл, 1999. Талер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1982. Томов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. Литература 325 Мельников В. М., Ямполъский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М.: Просвещение, 1985. Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности. — Тбилиси: Мецниере-ба, 1975. Носе И. Н. Психодиагностика. — М.: Изд-во КСП+, 1999. Обуховский К, Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — С. 45-67. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: МГУ, 1987. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. — Ростов-на Дону: Феникс, 1996. Петровский А. В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. — 1981. — № 1. — С. 57-66. Петровский А. В. История советской психологии. — М.: Просвещение 1967. — С.155-160. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды / Пер. с англ. — М.: Просвещение, 1969. — С. 55-231. Проективная психология: Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. 2-е изд., испр. — М.: Изд-во УРАО, 2000. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983. Психология: Биографический библиографический словарь / Пер. с англ. — СПб.: Евразия, 1999. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / Пер. с франц. — М.: Прогресс, 1972. Равич-Щербо И. В. Метод близнецов в психологии и психофизиологии // Проблемы генетической психофизиологии человека. — М.: Наука, 1978. — С. 22-47. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Гршоренко Е. Л. Психогенетика: Учебник. — М.: Аспект Пресс,1999. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1979. Риоппила И. Жизненные условия, социальная активность и когнитивные функции 75-84-летних финнов // Психологический журнал. — 1985. — Т. 6, № 5. — С. 144-145. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР, 1957 — С. 287-306, 307-316. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1940. — 596 с. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. - С. 171. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. — 1960. — № 3. — С. 8. Рубинштейн С. Я. Понятие «характера» в психологии и психиатрии // Вести. Моск. ун-та: Сер. 14. Психология. - 1979. — С. 48-55. Рудингер Г. Происходит ли снижение и дедифференцировка интеллекта у пожилых? // Материалы 9-го Международного конгресса геронтологов. — Киев: б/и., 1972.-Т. 2.-С. 318-319. 326 Литература Русалов В. М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI // Психологический журнал. - 1987. - Т. 8, № 1. - С. 113-126. Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, № 1. — С. 10-21. Соколова Е. Т. Изучение личностных особенностей и самосознания при пограничных личностных расстройствах // Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е. Т. Соколова, В. В. Николаева. - М., 1995. Русалов В. М., Гусева О. В. Сокращенный вариант личностного опросника Кеттела (8PF) // Психологический журнал. - 1990. - Т. 11. - № 1. - С. 34-48. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М.: МГУ, 1980. Степанов С. С. Психология в лицах. — М.: ЭКСМО Пресс, 2001. Степанова Е. И., Грановская Л. Н. Изменение структуры взаимосвязей интеллектуальных функций // Вопросы психологии. — 1975 — N° 1. — С. 30-37. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1982. Тихомиров О. К. Гурьева Л. П. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 2. - С. 33-45. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси: Мец-ниереба, 1961. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Пер. с англ. Дж. О. Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и др. — М.: Финансы и статистика, 1989. Фресс П. Развитие экспериментальной психологии // Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1966. - С. 41-45,52-54,85-86. Ханин Ю. Л. Стандартный алгоритм адаптации зарубежных опросных методов // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. - Л.: ЛНИИФК, 1977. - С. 129-135. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. Черны В, Психодиагностика в социалистических странах. — Братислава, 1983. Шибутани Т. Социальная психология. — М.: Прогресс, 1969. Штернберг Э. Я. Психология старения и старости и ее значение для геронтопсихи-атрии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1968. — Т. 68. - Вып. 8. - С. 1238-1252. Штернберг Э. Я. Учение о едином психозе в прошлом и настоящем // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1973. — Т. 73. — Вып. 9. — С. 1403-1413. Шуберт А. Тесты одаренности на русском языке // Тесты (теория и практика). — М.: Работник просвещения, 1930. - С. 182-190. ЭткиндА. М. Тест Роршаха и структура психического образа // Вопросы психологии. - 1981. -No 5.- С. 106-115. Юревич А, В. «Онтологический круг» и структура психологического знания // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13, № 1. _ с. 6-14. ЯрошевскийМ. Г. История психологии. — М.: Мысль, 1976. — С. 261-273. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. — М.: Изд-во полит, лит-ры. 1974. — С. 168-173. Литература 32" Adler, N. Е„ Воусе, Т., Chesney, M. A., Cohen, S., Folkman, S., Kahn, R. L., & Syme, S. I (1994). Socioeconomic status and health: The challenge of the gradient. America Psychologist, 49, 15-24. Ager, A. (Ed.) (1991). Microcomputers and clinical psychology: Issues, applications an future developments. New York: Wiley. Aiken, L. R. (1987). Assessment of'intellectualfunctioning. Boston, MA: Allyn &Bacci Aiken, L. R. (1996). Personality assessment methods and practices. Seattle: Hogrefean Huber Publishers. Aiken, L. R. (1997). Questionnaires and inventories. Surveying opinion and assessingp& sonality. New York John: Wiley and Sons Inc. Albright, L. E., Glennon, J. R., & Smith, W. J. (1963). The use of psychological tests \ industry. Cleveland: Howard Alien Inc. Publishers. Aldhous, P. (1992). Psychologists rethink Burt. Nature, 356, 5. Alien, M. J., & Yen, W. M. (1979). Introduction to measurement theory. Monterey, Q Brooks-Cole. Allison, J., Blatt, S. J., & Zimet, C. N. (1968). The interpretation of psychological test New York: Harper & Row. Allison, J., Blatt, S., Zimet, C. (1968). The interpretation of psychological tests. New Yor Harper and Row. Allport, G. W. (1937). Personality: A psychological interpretation. New York: Holt, Rin hart, & Winston. Allport, G. W. (1961). Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart, Winston. Allport, G. W., & Odbert, H. S. (1936). Trait-names: A psycho-lexical study. Psychol gical Monographs, 47. Allport, G. W., Vernon, P. E., & Lindzey, G. (1960). Study of Values, (3rd ed.). Bosto Houghton-Mifflin. Alper, G. (1989). Quantum mechanics as subjectivity and projective stimulus. jozot of Contemporary Psychotherapy, 19, № 4,315-324. American Education Research Association, American Psychological Association, & N tional Council on Measurement in Education. (1985). Standards for educational ai psychological testing. Washington, DC: American Psychological Association. Ame, can Journal of Psychiatry, 146,200-205. American Educational Research Association, American Psychological Association, ai National Council on Measurement in Education (1985). Standards for education and psychological testing. Washington, D. C.: American Psychological Associatic American Psychiatric Association. (1980). Diagnostic and statistical manual of men disorders (3rd ed.). Washington, DC: American Psychiatric Association. American Psychiatric Association. (1994). Diagnostic and statistical manual of men disorders (4th ed.). Washington, DC: American Psychiatric Association. American Psychological Association (1986). Guidelines for computer-based tests a interpretations. Washington, DC.: Author. American Psychological Association (1987). General guidelines for providers of psyct logical services. American Psychologist, 42, 712-723. American Psychological Association (1992). Ethical principles of psychologists and со of conduct. American Psychologist, 47, 1597-1611. 328 Литература American Psychological Association Committee on Psychological Tests and Assessment (1996). Statement on the disclosure of test data. American Psychologist, 51, 644-648. American Psychological Association, Task Force on the Delivery of Services to Ethnic Minority Populations (1993). Guidelines for providers of psychological services to ethnic, linguistic, and culturally diverse populations. American Psychologist, 48, 45-48. American Psychological Association. (1967). Casebook on ethical standards ofpsycholo -gists. Washington, DC: American Psychological Association. American Psychological Association. (1981). Ethical principals of psychologists. Washington, DC: American Psychological Association. American Psychological Association. (1985). Standards for educational and psychological tests. Washington, DC: American Psychological Association. American Psychological Association. (1986). Guidelines for computer-based test interpretations. Washington, DC: American Psychological Association. American Psychological Association. (1987). General guidelines for providers of psychological services. American Psychologist, 42,1. American Psychological Association. (1988). Computer use in psychology. Washington, DC: American Psychological Association. American Psychological Association. (1992). Ethical principles of psychologists and code of conduct. American Psychologist, 47, 1597-1611. Anastasi, A. (1982). Psychological testing (5th ed.). New York: Macmillan. Anastasi, A. (1996). Psychological testing (7th ed.). New York: Macmillan. Anderson, G.J., & Walberg, H.J. (1976). The assessment of learning environments. Chicago, IL: University of Illinois. Anderson, A. M. (1982). The great Japanese IQ increase. Nature, 297, 180-181. \ndrews, L. W, & Gutkin, Т. В. (1991). The effects of human versus computer authorship on consumers' perceptions of psychological reports. Computers in Human Behavior, 7, 311-317. \ngleitner A.& J. S. Wiggins (Eds.) (1986). Personality assessment via questionnaires (p. 143-165). Berlin: Springer-Verlag. \nglietner, A. &., Wiggins, J. S (Eds.) (1986). Personality assessment via questionnaire: Current issues in theory and measurement. Berlin: Springer-Verlag. \ronow, E., & Reznikoff, M. (1976). Rorschach content interpretation. New York: Grune & Stratton. \ronow, E., Reznikoff, M., & Moreland, K. L. (1995). The Rorschach: Projective technique or psychometric test? Journal of Personality Assessment, 64, 213-228. \ronow, E., Reznikoff, M., & Moreland, K. L. (1995). The Rorschach: Projective technique or psychometric test? Journal of Personality Assessment, 64, 213-228. \rthur, D. (1994). Workplace testing. New York: American Management Association. \ssociation for Measurement and Evaluation in Guidance. (1984). Guide to microcomputer software in testing and assessment. Washington, DC: American Association for Counseling and Development. Bagnato, S. J. (1991). Assessment for early intervention: Best practices for professionals. NY: Guilford Press. Baillargeon, J., & Danis, C. (1984). Barnum meets the computer: A critical test.Journal of Personality Assessment, 48, 415-419. Литература 329 Baltes, Р. В., Brim, О. G. (Eds.) (1984). Life-span development and behavior. V. 6. Nev York: Academic Press. Baron, J. (1985). Rationality and intelligence. Cambridge: Cambridge University Press. Barton, P. E., & Coley, R.J. (1994). Testing in America's Schools. Princeton, NJ: Educational Testing Service. Bellack, A. S. & Hersen, M. (Eds.) (1988). Behavioral assessment: A practical handbook (3rd ed.). New York: Pergamon. Bellak, L. (1993). The TAT, CAT, and SAT in clinical use (5th ed.). New York: Grune & Stratton. Bennett, R. E., & Ward, W. C. (1993). Construction versus choice in cognitive measurement: Issues in constructed response, performance testing, and portfolio assessment:. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. Benton, D. (1992). Vitamin and mineral intake and human behaviour. In A. P. Smith. & D.Jones (Eds.), Handbook of human performance (Vol. 2) (p. 25-47). Cambridge: Cambridge University Press. Berk, R. A. (1982). Handbook of methods for detecting test bias. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press. Berk, R. A. (Ed.) (1984). A guide to criterion-referenced test construction. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press. Beutler, L. E., & Berren, M. R. (Eds.). (1995). Integrative assessment of personality. New York: Guilford. Binet, A., & Simon, T. (1908). The development of infant intelligence. The Annals oj Psychology, 14, 1-94. Bishop, D. V. M. (1977). The P Scale and Psychosis./ Abnorm. Psychol, 86, № 2,127- 134. Blake, J. (1989). Number of siblings and educational attainment. Science, 245, 32-6. Bouchard, T. J., Jr. (1976). Genetic factors in intelligence. In A. R. Kaplan (Ed.), Human behavior genetics. Springfield, IL: Charles C. Thomas. Blandenstein, K., Pliner, P. & Polivy J. (Eds.) (1980). Assessment and modification of emotional behavior. New York: Plenum. Blau, Т. Н. (1991). The psychological examination of the child. New York: Wiley. Block J. (1977). The Eysencks and psychoticism .J. Abnorm. Psychol., 86, № 6,653-654. Block, J. (1977). P Scale and Psychosis: Continued Concerns./. Abnorm. Psychol., 86, №4,431-434. Block, J. (1978). The Q-sort method. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press. Bloom, B. S. (1964). Stability and change in human characteristics. New York: Wiley. Boring, E. G. (1957). A history of experimental psychology. NY: Appleton-Century- Crofts. Bouchard, T. J., Jr. (1982). [Review of «Identical twins reared apart: A reanalysis>] Contemporary Psychology, 27, 190-1. Bouchard, T. J., Jr. (1982). [Review of «The intelligence controversy.»] Americanjour- nal of Psychology, 95, 346-9. Bouchard, T. J., Jr. (1983). Do environmental similarities explain the similarity in intelligence of identical twins reared apart? Intelligence, 7, 175-84. 330 Литература Bouchard, T.J.Jr. (1993). The genetic architecture of human intelligence. In P. A. Ver-non (Ed.), Biological approaches to the study of human intelligence. Norwood, NJ: Ablex. Bouchard, T.J.Jr. (1993). Twins: Nature's twins told tale. In T. J. Bouchard, Jr., & P. Propping (Eds.), Twins as a tool of behavior genetics. Chichester, England: Wiley & Sons Ltd. Bouchard, T.J.Jr. (1993a). Genetic and environmental influences on adult personality: Evaluating the evidence. In I. Deary & J. Hettema (Eds.), Basic issues in personality. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers. Bouchard, T.J.Jr., & McGue, M. (1981). Familial studies of intelligence: A review. Science, 212, 1055-9. Bouchard, T.J.Jr., & Segal, N. L. (1985). Environment and IQ. In B. J. Wolman (Ed.), Handbook of intelligence: Theories, measurements, and applications. New York: Wiley. Bouchard, T.J.Jr., Lykken, D. Т., McGue, M., Segal, N. L., & Tellegen, A. (1990). Sources of human psychological differences: The Minnesota study of twins reared apart. Science, 250, 223-8. Bouchard, T.J.Jr., Lykken, D. Т., McGue, M., Segal, N. L., & Tellegen, A. (1991). IQ and heredity. Science, 252, 191-2. Brody E. В., Brody N. (1976). Intelligence: Nature, determinants and consequences. New York: Academic Press. Brody, N. (1992). Intelligence (2nd ed.). San Diego: Academic Press. Bull, R & Springer-Verlag. Broman, S., Nichols, P., Kennedy W. (1975). Preschool IQ prenatal and early developmental correlates. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates. Bronfenbrenner, U. (1991). The nurture of nature. Behavioral and Brain Sciences, 14(3), 390-1. Bronfenbrenner, U., & Ceci, S. J. (1993). Heredity, environment, and the question «How?» — A first approximation. In R. Plomin & G. E. McClearn (Eds.), Nature, nurture and psychology (p. 313-23). Washington DC: American Psychological Association. Brown, F. G. (W7 6). Principles of Educational and Psychological Testing (second edition). New York: Holt, Rinehart & Winston. Brozek J. (1972). To test or not to test: trends in the Soviet views. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 8, 243-248. Burisch, M. (1984). Approaches to personality inventory construction. American Psychologist, 39, 214-227. Burks, В., & Tolman, R. (1932). Is mental resemblance related to physical resemblance in sibling pairs? Journal of Genetic Psychology, 40,3-15. Burlatchuk L. F. (1994) Projective Approach to Personality Study in Soviet Psychology: A Summary of Research // Rorschachiana. Yearbook of the International Ror-schach Society, 19, 78-96. Burlatchuk L. F. (1998) Natural-scientific paradigm in a psychological personality assessment: Necessity of a return to psychology. Conference Abstracts. - 9th European Conference on Personality. University of Surrey, 7-11 July 1998,108-109. Burt C. (1963). Is intelligence distributed normally? Britishjoumal Statistical Psycho!., 16, 175-190. Литература 331 Butcher, J. N. (1987). Computerized psychological assessment: A practitioner's guide. Ne-w York: Basic Books. Caldwell, B. M., & Bradley, R. H. (1984). Home observation for the measurement of the environment. Little Rock, AK: University of Arkansas Press. Campbell, D. T. (1960). Recommendations for АРА test standards regarding construct, trait, and discriminant validity. American Psychologist, 15, 546-553. Capron, C., & Duyme, M. (1989). Assessment of effects of socio-economic status on IQ in a full cross-fostering study. Nature, 340, 552-4. Casaer, P. (1993). Old and new facts about perinatal brain development.Journal of Child Psychology and Psychiatry, 34(1), 101-9. Cattell R. B. (1971). Abilities: Their Structure, Growth and action. Boston: Houghton Mifflin Co. Cattell, R. (Ed.). (1983). Intelligence and national achievement. Washington, DC: The Institute for the Study of Man. Cattell, R. B. (1950). Personality: A systematic theoretical and factual study. New York: McGraw-Hill. Cattell, R. B. (1963). Theory of fluid and crystallized intelligence: A critical experiment. Journal of Educational Psychology, 54, 1-22. Cattell, R. B. (1980). The heritability of fluid, gf, and crystallized gc, intelligence, estimated by a least squares use of the MAVA method. British Journal of Educational Psychology, 50, 253-65. Cattell, R. B. (1987). Intelligence: Its structure, growth and action. New York: North Holland. Cattell, R. B. (1957). Personality and motivation, structure and measurement. New York: World Book. Ceci, S. J. (1993). Contextual trends in intellectual development. Developmental Review, 13, 403-35. Chipuer, H. M., Plomin, R., Pedersen.N. L, McClearn, G. E., &Nesselroade,J. R. (1993). Genetic influence on family environment: The role of personality. Developmental Psychology, 29,liQ-l8. Ciminero, A. R., Calhoun, K. S. & Adams, H. E. (Eds.) (1977). Handbook of Behavioral Assessment (p. 509-554). New York: Wiley & Sons. Cohen, R. J., Swerdlik, M. E., & Phillips, S. M. (1996). Psychological testing and assessment: An introduction to tests and measurement. Mountain View, CA: Mayfield. Coon, H., Carey, G., & Fulker, D. W. (1990). A simple method of model fitting for adop-tiondata. Behavior Genetics, 20, 385-404. Cooper,C., Varma, (Eds) (1997). Processes in individual differences. London: Routledge. Corcoran, K., & Fischer J. (1994). Measures for clinicalpractice: A sourcebook (2nd ed.). (Vols. 1-2). New York: Macmillan. Cronbach, L. J. (1951). Coefficient alpha and the internal structure of tests. Psychometri-ka, 16, 297-334. Cronbach, L. J. (1970). Essentials of psychological testing. (3rd edition). New York: Harper & Row. Cronbach, L.J., & Gleser, G. C.(1965).Psychologicaltestsandpersonneldecisions. Urba-na, IL: University of Illinois Press. 332 Литература Cronbach, L. J., & Meehl, P. E. (1955). Construct validity in psychological tests. Psychological Bulletin, 52, 281-302. Das, J. P., Naglieri, J. A., & Kirby, J. R. (1994). Assessment of cognitive processes: the PASS. New York: Allyn & Bacon. Dawes, R. M. (1994). House of cards: Psychology and psychotherapy built on myth. New York: Free Press. Denney, N.W., Palmer, A.M. (1981). Adult age differences on traditional and practical problem-solving теазигез./омпга/ of Gerontology, 36, 323-328. Detterman, D. K. (1993). Giftedness and intelligence: One and the same? In G. R. Bock & K. Ackrill (Eds.), The origins and development of high ability. Chichester, England: Wiley. Detterman, D. K. (1994). Intelligence and the brain. In P. A. Vernon (Ed.), Theneurop-sychology of individual differences (p. 35-57). New York: Academic Press. DuBois, P. H. (1966). A test-dominated society: China 1115 B.C. - 1905 A.D. In A. Ana-stasi (Ed.) Testing problems in perspective, (p 29-36). Washington, DC.: American Council on Education. Duncan O. D., Featherman D. L, Duncan B. (1972). Socioeconomic background and achievement. New York: Seminar Press. Eagly, A. H., & Chaiken, S. (1992). The psychology of attitudes. San Diego, CA: Harcourt Brace Janovich. Ebel, R. L. (1972). Essentials of educational measurement. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. Edwards, A. J. (1971). Individual Mental Testing. Parti History and theories. Scranton, PA: Intext Educational Publishers. Edwards, A. L. (1957). Techniques of attitude scale construction. New York: Appleton-Century-Crofts. Edwards, A. L. (1957). The social desirability variable in personality assessment and research. New York: Dryden. Edwards, A. L. (1970). The measurement of personality traits by scales and inventories. New York: Holt, Rinehart, & Winston, Inc. Eldelberg L. (ed.) (1968). Encyclopedia of psychoanalysis. New York: Free Press. Elliott, C. D. (i^Qz). Differential Ability Scales: Introductory and Technical Handbook. San Antonio, TX: Psychological Corporation. Elwood, D. L, & Griffin, R. H. (1972). Individual intelligence testing without the examiner: Reliability of an automated method. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 38, 9-14. Exner, J. E. (1986). The Rorschach:A comprehensive system (Vol. 1). New York: Wiley. Exner, J. E., Jr. (1993). The RorschachiA comprehensive system. Volume 1: Basic Foundations (3rd ed.). New York: Wiley. Eysenck H. J. (1979). The structure and measurement of intelligence. Berlin: Springer-Verlag. Eysenck H. J. Comments psychosis and psychoticism: A reply to Bishop./ Abnorm. Psy-chol, 86, № 4,427-430. Eysenck H. J. Personality and factor analysis: A reply to Guilrofd. Psychological Bulletin, 84, №3,405-411. Литература 335 Eysenck, H. J. (1971). The IQ argument: Race, intelligence and education. New York: Library Press. Eysenck H. J., Eysenck S. B. G. (1975a). Manual of the Eysenck personality questionnaire. London: Hodder and Stoughton. Eysenck, H.J., & Eysenck, S. B. G. (1975b). The Eysenck Personality Questionnaire Manual. London: Hodder & Stoughton. Eysenck H. J., Eysenck S. B. G. (1977). Comments block and psychoticism./. Abnom. Psychol, 86, №6,651-652. Eysenck H. J., Eysenck S. B. G. (1976). Psychoticism as a dimension of personality. London: Hodder and Stoughton. Eysenck, H.J., & Eysenck, S. B. G. (Eds.). (1991). Improvement of IQ and behaviour as a function of dietary supplementation. Personality and Individual Differences, 12, 329-65. Fancher, R. E. (1985). The intelligence men: Makers of the IQ controversy. New York: W. W. Norton & Co. Farber, S. L. (1981). Identical twins reared apart: A reanalysis. New York: Basic books. Finegan, J. E., & Alien, N. J. (1994). Computerized and written questionnaires: are they equivalent? Computers in Human Behavior, 10, 483-496. Fiske D. W. (1971). Measuring the concepts of personality. Chicago: Aldine Publ. Co. Fletcher, R. (1991). Science, ideology and the media: The Cyril Burt scandal. New Brunswick, NJ: Transaction Books. Flynn J. R. (1984). The mean IQ of Americans: Massive gains 1932 to 1978. Psychological Bulletin, 95, № 1,29-51. Flynn J. R. (1987). Massive IQ gains in 14 nations: What IQ tests really measure? Psychological Bulletin, 101, № 2,171-191. Flynn, J. (1999). The discovery of IQ gains over time. American Psychologist, 54, № 1, 5-20/ Frank, G. (1983). The Wechsler Enterprise. Oxford: Pergamon Press. Fulker, D. W. (1975). [Review of «The science and politics of IQ.»] Americanjournal of Psychology, 88, 505-37. Gardner, H. (1983). Frames of mind: The theory of multiple intelligences. New York: Basic Books. Gardner, H. (1993). Multiple intelligences: The theory inpractice. New York: Basic Books. Goddard, H. H. (1913). The Binet tests in relation to immigration. Jowraa/o/jPsz/cAo- Asthenics, 18, 105-107. Goddard, H. H. (1917). Mental tests and the immigrant. Journal of Delinquency, 2,243-277. Goldberg L. R. (1963). Model of item ambiguity in personality assessment. Educ. and Psychol. Measurement, 23, 467-500. Goldberg, L R. (1971). A historical survey of personality scales and inventories. In P. McReynolds (Ed.), Advances in psychological assessment. Palo Alto: Science and Behavior Books. Goldstein, G. & Hersen, M. (Eds.) (1984). Handbook of psychological assessment (pp. 181-210). Elmsford, NY: Pergamon Press. Goodwin, W. L, & Driscoll, L. A. (1980). Handbook for measurement and evaluation in early childhood education. San Francisco, CA: Jossey-Bass. 14 Литература rttschalk, L. A., & Gleser, G. C. (1969). The measurement of psychological states through the content analysis of verbal behavior. Los Angeles, CA: University of California Press. >uld, S. J. (1981). The mismeasure of man. New York: W. W. Norton, •aham, J. R., & Lilly, R. S. (1984). Psychological testing. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. •ееп B. F. (1991). Guidelines for computer testing. In T. B. Gutkin & S. L. Wise (Eds.). The computer and the decision-making process. Hi
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|