Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы организационного поведения




1. Организационное поведение как проблема управления организацией и научная дисциплина.

2. Связь курса с другими дисциплинами.

3. Цели и задачи курса.

4. Структура курса, основные понятия.

5. Роль курса в подготовке современного менеджера.

Вопрос 1: Основные понятия и значение организационного поведения

 

«Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать».

И. Лафатер.

Объект организационного поведения (ОП) – социальная реальность, а именно: работники – члены производственной группы.

Предмет изучения -непосредственная деятельность руководителя организации в области управления ее человеческим потенциалом.

Предмет исследования – процессы внутрифирменных действий и поступков индивидов в производственной группе, а также специфика группового поведения.

Организационное поведение – это поведение работников, вовлечённых в определённые управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, структуру отношений, организационные рамки и требования к работникам.

ОП возникает и воспроизводится при помощи двух организующих сил:

1 Cубординационных сил, подчиняющих работников «сверху до низу», проявляющихся в официальном поведение руководителей и подчинённых.

 

2 Координационных сил, согласовывающих разнородные по положению звенья и уровни управления, а также личные управленческие интересы, проявляющихся в не официальных служебных контактах.

Иерархическая служебная лестница формирует обязующую форму, которая является исходной для ОП.

Приобщённость сотрудника к делам организации предполагает оптимальное сочетание субординационных и координационных сил; в организации доминирует высокий уровень взаимосогласованности; у работников формируется панорамное видение всего фронта работ (общий

дом).Рис.1.

 

Рис. 1 Приобщённость сотрудника к делам организации

Взаимодействие работников

 

приобщённость

 

отчуждённость

 

Противодействие работников

 

А

 

    Б

 


Отчуждённый тип работника: высокий уровень рассогласований; узкофункциональное видение работы («мыши в норах»).

Модели ОП «сотрудничество – конфронтация»:

А – сотрудничество,

Б – конфронтация.

Организационное поведение является научной дисциплиной, которая занимается изучением поведения работающих людей и тем, как они осуществляют деятельность в рамках определенных организационных структур или организаций. В организационном поведении выделяются два аспекта: поведение организации как целостного образования и поведение людей ее составляющих.

Организационное поведение – это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы. Организационное поведение включает следующие основные компоненты:

- индивидуум (личность);

- группа;

-организация. (рис.2)

  Личность
  Организационное поведение
    Организация
  Группа  

Рис.2 Основные компоненты организационного поведения

Сфера организационного поведения. Организационное поведение

Составляющие компоненты организационного поведения Управленческие процессы Области проявления результатов
Организация •Организационная культура •Организационная структура •Взаимодействие с внешней средой • ЖЦО • Эффективность • Имидж Личность •Свойства и черты личности • Мотивы • Восприятие • Отношение • Роли • Стресс Группы • Динамика • Структура • Сплоченность •Конфликты• Лидерство   • Мотивация • Коммуникация • Принятие решений •Организационные изменения • Влияние • Координация • Производительность • Удовлетворенность • Вовлеченность • Приверженность •Физическое и психологическое благополучие •Индивидуальное развитие

Понятие «организационное поведение» возникло по ряду причин:

во – первых, оно проявляется только в организациях (фирмах, государственных учреждениях, банках, страховых компаниях ит.д.);

во вторых, - главными фигурами в организациях является руководители высшего, среднего и низового уровня управлений, организующие весь комплекс работ по использованию человеческого потенциала;

в – третьих, именно руководители формируют организационную упорядоченность всех элементов организации;

в – четвертых, работники организации являются самоорганизаторами и носителями собственного поведения в пространстве и во времени.

Впервые понятие «организационное поведение» использовал в 50 годы ХХ столетия американский психолог Ф. Ротлисбергер. Исторический обзор исследований показывает, что этот термин укоренился в начале 60 – х годов ХХ в., когда объединились несколько научных дисциплин, объяснявших процессы, которые происходят в самой организации, а так же между ее внутренней и внешней средой.

Истоками организационного поведения можно считать производственный инженеринг, социологию труда, социальную психологию.

Организационное поведение тесно связано с такими дисциплинами как:

- психология, которая изучает основы поведения личности;

- социология, предметом изучения которой является социальная система, где индивид осуществляет свою социальную роль;

- социальная психология, изучающая непосредственное влияние людей друг на друга;

- история, которая изучает процессы развития природы и общества;

- философия, изучающая рефлексию о последних (предельно общих) принципах (основаниях) бытия и познания, о смысле человеческого существования. (Рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов);

- экономика, изучающая совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции;

- основы менеджмента, которая изучает совокупность принципов, средств, форм, методов управления производством, торговлей, и их организацией с целью повышения их эффективности и увеличения прибыльности;

- теория организаций, изучающая систему основных идей в организации (Теория – форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности

Вопрос 2 Методы исследования организационного поведения:

- опросы – интервью, анкетирование, тестирование;

- сбор фиксированной информации – изучение документов, существующих в организации и регламентирующие поведение групп (устав организации, корпоративный кодекс поведения, контракты, должностные инструкции, положения и т.д.;

- наблюдения – изучение обстановки, состояния рабочего места, облика сотрудников и т. д.

- эксперементы – проведение лабораторных или естественных эксперементов;

- использование Интернета.

Исследования организационного поведения позволяют выявлять пути повышения эффективности трудовой деятельности. В то же время организационное поведение – это наука, благодаря которой информация об удачах и неудачах распространяется в других организациях.

Почему понимание современных законов организационного поведения важно для менеджеров? Менеджеры – это люди, которые достигают цели, стоящие перед организацией, посредством других людей.

Менеджер - (manage – управлять) англ. Специалист по управлению (наемный профессиональный управляющий предприятия, член руководящего состава компании, банка, финансового учреждения, их структурных подразделений).

Менеджеры принимают решения, аккомулируют ресурсы, координируют деятельность других и направляют ее на достижение целей организации (иногда их называют администраторами, особенно если речь идет о некоммерческих организациях).

В начале ХХ в. французский промышленник Г. Файол писал, что все менеджеры выполняют пять основных управленческих функций: планируют, организуют, руководят, координируют и контролируют. В настоящее время эти функции обычно сводятся к следующим: планирование, организация работы, руководство, контроль.

Планирование: Поскольку организация существует для того, чтобы достичь конкретные цели, кто-то должен определить эти цели и средства, посредством которых они могут быть достигнуты. Менеджеры, осуществляя функцию планирования, вырабатывают цели организации и общую стратегию ее деятельности, а так же планы, направленные на осуществление интеграции и координации этой деятельности.

Организация работы: Менеджеры так же несут ответственность за проектирование организационной структуры. Это предполагает определение, на каком уровне принимаются решения, кому следует докладывать об их выполнении.

Руководство: В процессе повседневной работы, которая складывается из мотивации других людей, выбора наиболее эффективных норм их взаимодействия и общения, а так же разрешение конфликтных ситуаций, менеджеры осуществляют руководство организацией.

Контроль: Наконец, менеджеры осуществляют контроль деятельности организации. После того, как цели поставлены, планы их достижения разработаны, а люди, которые будут их выполнять, подобраны, обучены и мотивированы, не исключена возможность возникновения сбоев и отклонений в процессе работы. Именно поэтому менеджеры должны осуществлять постоянный контроль, сравнивая реальные достижения и результаты с теми, которые были запланированы. При возникновении существенных отклонений задача менеджеров состоит в том, чтобы вернуть организацию на первоначально выбранное направление или скорректировать само направление.

Р. Катц выделяет три вида качеств, которыми должны обладать менеджеры, чтобы успешно выполнять свои должностные обязанности:

1. Техническое мастерство (наличие и способность применять конкретные знания и навыки работы, например, в области бухгалтерского учета, финансов, использования оборудования и т. п.);

2. Мастерство общении я (умение работать с людьми, понимать и мотивировать их, разрешать конфликты);

3. Концептуальное мастерство (умение анализировать сложные ситуации, определять проблемы, а так же варианты их решения и выбирать среди них наиболее оптимальные).

Результаты обследования, проведенные Ф. Лузенсом и его коллегами позволяет придти к заключению, что работу менеджеров можно свести к следующим видам управленческой деятельности:

1. традиционный менеджмент(принятие решений, планирование, контроль);

2. взаимодействие (обмен информацией, документооборот, групповое принятие решений);

3. управление человеческими ресурсами (мотивация, подбор персонала, обучение, обеспечение дисциплины, управление конфликтами и т.п.)

4. установление внешних связей (различные формы общения с партнерами, клиентами, переговоры, усилия по созданию и поддержанию имиджа организации в глазах общественности).

Те менеджеры, которые добиваются наилучших результатов в работе своих подчиненных, основную массу своего времени (более 70 процентов) тратят на взаимодействии с подчиненными и коллегами по работе, мотивацию персонала, его обучение и развитие.

Умение прогнозировать поведение работников всегда было качеством исключительно важным для эффективной работы менеджера. В последнее время его значение еще больше усилилось, что обусловлено рядом объективных причин. Увеличивающее стремление предприятий выжить в жестокой конкурентной борьбе, обеспечить стабильную перспективу развития производства, заставляет их заботится о внедрении новой технологии, инновационных процессов, что обуславливает необходимость постоянного совершенствования работы с людьми. Все большего внимания требуют вопросы формирования новой трудовой мотивации и морали, готовности разделить с предпринимателем риск нововведений, перспективного развития кадров для приспособления к постоянно меняющимся условиям производства. Организовать работу людей на принципиально новой основе могут только хорошо подготовленные менеджеры, которые обладают профессиональной интуицией и знают законы поведения людей в различных условиях.

 

ВЫВОД: Знание организационного поведения позволит менеджеру:

1. Полнее раскрывать потенциал персонала организации и выбирать направления совершенствования ее деятельности, используя современные технологии;

2. Разрабатывать такие проекты организационных систем, центром котрых являются человек и его потребности;

3. Определять стратегии профессионального вмешательства, позволяющее исключить консерватизм в организации труда.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...