Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что эти усилия действительно повлекут за собой определенный уровень вознаграждения.
Достигнутые результаты могут повлечь внутренние вознаграждения (удовлетворение от выполненной работы) и внешние вознаграждения (похвала руководителя, премия). Удовлетворение — это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Один из наиболее важных выводов — результативный труд ведет к удовлетворению. Контрольные вопросы. 1.Основные особенности теорий личности в применении к организации. 2.Совместимость и несовместимость людей друг с другом и с характером выполняемой работы. 3.Методы изучения свойств и совместимости личности. 4. Восприятие, Ценности. Отношение к работе. 5.Конкретное использование теорий мотивации поведения личности в деятельности организации.
Тема №18 Формирование группового поведения в организации.
Вопрос1: Понятие группы и их классификация.
Группа – это союз двух или более людей, объединяющихся вместе чтобы достичь конкретной цели. Группы могут быть формальными и неформальными. Формальные группы предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач. Среди формальных групп можно выделить группы, функционирующие на относительно постоянной основе (например, менеджер и те, кто ему непосредственно подчиняются), и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных задач (например, комиссия, сформированная из менеджеров различных подразделений для подготовки и проведения сокращения персонала в период реорганизации производства). Формальные группы имеют юридический статус и создаются руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации; роль и место этих групп в общем трудовом процессе определены в нормативном документе «Положение о подразделении». Среди формальных групп выделяют команды - соподчиненные группы руководителя и его сотрудников, рабочие (целевые) группы, создаваемые с целью и на время выполнения определенного задания, комитеты - специальные и постоянные группы, которым делегированы отдельные полномочия по управлению, координации деятельности и т.п. (правление банка, совет директоров).
По признаку выполнения формальной группой общественно-значимой работы выделяют понятие «трудовой коллектив» - рабочая группа, достигшая высокого уровня сплоченности, действующая как новая система, единая общность, в которой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп. Неформальные группы образуются спонтанно для удовлетворения индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам (некомпетентное руководство, авторитарные методы руководства и т.п.) не удовлетворяются в рамках формальной группы. Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может как способствовать, так и препятствовать достижению целей организации.
Вопрос 2: Причины объединения людей в группы. Стадии развития группы Наиболее частыми причинами являются: • стремление к достижению целей4 • потребность в усилении власти; • обеспечение безопасности; • обеспечение самоуважения; • потребность в общении; • получение определенного статуса. Объединяясь в группы, люди обычно удовлетворяют не одну, а несколько насущных проблем. Например, объединяясь в профессиональные союзы, работники одновременно могут удовлетворять свои потребности в защите прав и социальных гарантиях, усилении своей власти для достижения таких целей, как улучшение условий труда на предприятии, а также потребности в самоуважении Стадии развития группы Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем любая группа в своем развитии проходит пять этапов:
1) начальная стадия формирования; 2) внутригрупповой конфликт; 3) обеспечение сплоченности членов группы; 4) стадия наивысшей работоспособности и производительности; 5) заключительная стадия (для временных групп). Безусловно, что рассмотренные стадии развития группы дают лишь упрощенное представление о достаточно сложных процессах, имеющих место в реальной жизни: иногда бывает трудно отделить одну стадию развития группы от другой; иногда несколько стадий проходят одновременно; иногда возможен переход с более высокой стадии на более низкую (например, конфликт по поводу лидерства и распределения ролей в группе может возникнуть на любой стадии ее развития, в том числе и на заключительной). Стадии развития групп
Специалисты, анализировавшие стадии функционирования групп, выявили еще одну интересную закономерность развития временных групп: производительность работы группы колеблется в разные периоды, существенно увеличиваясь во второй половине периода ее деятельности. Первая фаза деятельности группы, направленной на решение какой-либо задачи, характеризуется относительной инерцией. Существенные изменения происходят лишь в конце этой фазы, после того как проходит примерно половина времени, отпущенного на решение данной задачи. В этот период часто становится ясно, что время, которое отпущено на решение задачи, ограничено и, чтобы успешно прийти к финишу, необходимо сконцентрировать усилия и ускорить работу. На второй фазе производительность группы обычно увеличивается, что в конечном счете позволяет успешно достичь намеченной цели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|