Развитие системы Таро в ордене Золотой Зари
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Дальнейшее развитие системы Таро связано с деятельностью английского ордена Золотой Зари, основанного в 1888 году. В нем состояли многие выдающиеся личности и культурные деятели эпохи; этот орден стал колыбелью, вырастившей и самых выдающихся оккультистов XX века. Члены ордена работали над системой Таро под руководством Сэмуэла МакГрегора Мазерса и по рисункам его жены, также члена ордена - Мойны Мазерс: они собственноручно перерисовывали копии этой колоды. Позже Израэль Регарди попытался воссоздать ту оригинальную колоду под названием "Таро Золотой Зари" (Golden Dawn Tarot). Артур Эдвард Уэйт не был активным участником ордена: будучи верным католиком он метался между магией и религией, потому то вступал в орден, то уходил из него, то разрабатывал оккультные традиции, основанные на христианском мистицизме, а после распада сообщества примкнул к масонам, создавал и закрывал свои ордена. Несмотря на всю противоречивость своей позиции, он сумел оставить ценное наследие, повлиявшее на развитие системы Таро в целом. Это была колода, которую по его указаниям и к его книге "Ключ к Таро" нарисовала художница Памела Колман Смит, состоявшая в его ордене. Еще одной заслугой Уэйта полагают популяризацию им расклада "Кельсткий Крест": того расклада Таро, разработанного в Золотой Заре, который можно было показывать непосвященным. Влияние колоды Уэйта (называемой еще колодой Райдера - Уэйта - Смит или RWS) до сих пор весьма ощутимо: преобладающее большинство современных колод это клоны или потомки картинок художницы Смит, часто с вложенным в них достаточно субъективным аспектом представленной темы. Другой классической колодой стала оставившая меньше потомков, гораздо более цельная и вместе с тем "надличностная", колода Тота, созданная Алистером Кроули и художницей Фридой Харрис. Интересно, что именно Фрида Харрис настаивала на том, чтобы Кроули вдохновлял ее и наставлял в создании его собственной авторской колоды и в результате получилась уникальная магическая колода, ставшая венцом оккультного творчества этого выдающегося оккультиста и философа.
Уже в 1980 году Годфри Доусон на основе астрологических соответствий, принятых в Золотой Заре, создал Герметическое Таро (Hermetic Tarot), а Сандра Табата Сисероу с Чиком Сисероу (Cicero) выпустили Новое Ритуальное Таро Золотой Зари (New Golden Dawn Ritual Tarot), о котором они говорили, что его одобрил незадолго до смерти Израэль Регарди. Влияние опытов с Таро ордена Золотой Зари наиболее кардинально повлияли на развитие системы Таро: был дан определенный и осмысленный порядок Старших арканов и его вариации; были приняты и усвоены астрологические соответствия, атрибутация древнееврейского алфавита и связь системы Старших арканов с путями Древа Сефирот; разработана подробная каноническая символика Старших и Придворных карт; заданы основные значения и иконография Младших. В конце концов именно колода Райдера-Уэйта - Смит стала самой популярной колодой, породившей множество последователей, подражателей и клонов. Другой значимой традицией в Таро - остается колода Тота и "пост-кроулианские" колоды (среди которых - шедевр Таро Хайндля). Таро в эпоху Нью Эйдж Нью Эйдж (New Age) - идеологическое и культурное движение, возникшее во второй половине XX века. Оно связано с практикой и смешением обычно популяризированных форм различных мистических и религиозных традиций. Время закрытых оккультных орденов закончилось, настала новая эпоха индивидуального духовного мировосприятия. На этой волне система Таро получила дальнейшее если не осознанное развитие (последним рывком в развитии системы можно мы бы считали колоду Тота), то распространение.
В настоящее время существует около полутора тысяч колод Таро и оракулов. Их создатели как правило следует традиции Уэйта (как смысловой, так и иконографической), в случае художественных колод - не слишком озабочены существованием системы в принципе (и тогда получается колода полу-Таро, полу-оракул), и лишь в особых случаях - способны создать совершенно уникальный авторский продукт - либо под властью своего творческого гения, либо опираясь на самостоятельно разработанную символическую и смысловую систему. В целом мы могли бы разделить современные колоды на a) оккультные: Таро Уэйта (Raider-Waite-Smith Tarot), Таро Тота (Thoth Tarot), Таро Хайндля (Haindl Tarot), Таро Элементов (Elemental Tarot) и некоторые другие; b) клоны RWS - из которых наиболее интересными нам кажутся Таро Нового видения (New Vision Tarot), Пражское Таро (Prague Tarot), Таро Магического Леса (Tarot of the Magical Forest), Таро Робин Вуд (Robin Wood Tarot), Богемские Барочные Коты (Baroque Bohemian Cats Tarot) и некоторые другие; c) художественные, из которых мы выделим следующие колоды - Романтическая Викториана (Victorian Romantic Tarot), Таро Лунатиков (Lunatic Tarot), Таро Тайного Леса (Secret Forest Tarot), Средневековое Таро Скапини (Scapini Medieval Tarot), Фантастический Зверинец (Fantastical Menagerie Tarot). Отдельной разновидностью художественных колод являются эротические: наиболее популярные из них Таро Декамерон (Decameron Tarot), Таро Манары (Manara Tarot), Таро Казановы (Casanova Tarot). d) основанные на авторской системе: Таро Тайного Леса (Secret Forest Tarot), Таро Элементов (Elemental Tarot), Сказочное Таро (Fairytale Tarot), Таро Хайндля (Haindl Tarot). e) коммерческие колоды, клонирующие отголоски системы RWS в исключительно тематическом разнообразии. Использованная литература: 1. Блейз А. Артур Уэйт// http://tarot.indeep.ru/history/waite_bio.html 2. Блейз А. История создания и публикации колоды Тота Кроули// http://tarot.indeep.ru/history/thoth_01.html 3. Каплан С. Классика Таро. - М.: Центрполиграф. - 2004. 4. Auger, Emily E. Tarot and Other Meditation Decks. History, Theory, Aesthetics, Typology. - McFarland & Company, Inc., Publishers. Jefferson, North Carolina, and London, 2004 - В переводе Анны Блейз. 5. Kaplan, Stuart R. The Encyclopedia of Tarot. - Stamford: U.S. Games Systems. - vol. I-IV. - 2006. 6. Moackley, Gertrude. The tarot cards painted by Bonifacio Bembo for the Visconti-sforza family: An iconographic and historical study. - N.Y.: New York Public Library. - 1966.
В качестве иллюстраций использованы карты Kazanlar tarot, колоды Мантенья,
Таро и Оракулы Система игральных карт породила карты гадательные. Неудивительно, потому что и в одном, и другом случае участникам предлагалась игра, разговор, договор с Судьбой. Воля Судьбы и там, и там предопределяла исход ситуации для человека. В игре - локально и непосредственно в ее рамках, вне игры - в реальной жизни. Система колод Таро сложилась из трех частей: игральных карт "слепых" (без рисунка) мастей от Туза до 10, Придворных (или Дворцовых) карт и Триумфов (козырей), позже названных Старшими Арканами. Если номерные и придворные масти стабильно входят и в современные игральные колоды, то категория "триумфов" является отличительной особенностью системы Таро. В то же время, на настоящий момент нет причин считать эту особенность "магически" обусловленной для использования системы именно для прорицания. Игра в тарок была известна с давних времен, и триумфы тут не были исключением. Старшие арканы родились как изображения триумфов (trumps - это и "триумфы" и "козыри"), образов, аллегорий из драматических постановок итальянского возрождения. Есть колоды 15 века целиком состоящие только из триумфов: Минкиати и Мантенья На них изображены античные божества как аллегории или астрологические образы (Амур, Бахус, Луна, Юпитер). Встречаются олицетворения наук (Грамматика, Логика, Риторика, Геометрия, Теология) и покровители искусств (Урания, Хиромантия, Талия, Мельпомена, Аполлон), социальные символы (кавалер, торговец, ремесленник, император, нищий), общие знаковые понятия, важные для образованных людей того времени (Слон, Гидра), города (Рим, Каир). Мы можем предположить, что они использовались в разного рода игровых целях: известны к примеру салонные игры с сочинением стихов посвященных сочетанию карт, атрибутированных тому или иному лицу или персонажу. И именно в системе Таро (а впервые, насколько ныне известно, в различных версиях колоды Висконти - Сфорца) объединились в единую систему триумфов, придворных карт и мастей.
Со временем игральные карты начали использоваться в гадании. Когда и по какой конкретной причине это произошло, как распространилось - мы уже никогда не узнаем. Так или иначе, как игра судьбы и случая работа с картами стала и методом прорицания. Традиции Таро Существуют основные традиции Таро. Первая - это Марсельское Таро -исторические колоды со специфической иконографией Старших арканов и "слепыми" (без картинки) Младшими арканами (номерными мастями). Впрочем, практики "марсельской традиции" находят здесь определенные геометрические паттерны, нумерологические соответствия, расшифровывают символику цвета и т.д. Существуют вариации этой традиции, узнаваемые по номерным картам и определенному порядку и названиям Старших карт. Особняком стоит уже историческая (конца XVIII века) колода Эттейлы, первого профессионального гадателя на Таро, создавшего свою авторскую систему - она не дала потомков. Следующая и самая плодовитая традиция - колода Уэйта и ее клоны. Это самая популярная и растпространенная на сегодняшний день система. Уэйт, последователь ордена Золотой Зари, использовал наработки своих товарищей и впервые выпустил колоду со сценичными Младшими (прежде только номерными) картами. Колоды этой традиции узнаются по определенному порядку Старших арканов и характерным (часто почти неизменным)сценам Младших арканов. Третья важная современная традиция - колода Тота авторства А. Кроули и художницы Фриды Харрис и ее потомки, а также колоды, испытавшие на себе сильное ее влияние (такова колода Хайндля). Она узнаваема по характерному порядку Старших арканов и их названиям, а кроме того по символическим, но не сценарным картинкам младших карт. Существуют также серьезные авторские колоды, не принадлежащие вышеназванным традициям. Это уникальное Таро Тайного Леса, с рубашкой, почти повторяющей лицевое изображение карты. Или Таро Элементов (авторства Кэролайн Смит и Джона Астропа), основанное на исключительно астрологических и нумерологических соответствиях. Структура Таро Колоды Таро делятся на три части: Старшие арканы, Придворные карты и Младшие арканы. Старшие арканы пронумерованы от 0 до 21. На настоящий момент их порядок достаточно определен. Это 0 - Шут (0), I - Маг, II - Жрица или Папесса, III - Императрица, IV - Император, V - Иерофант или Папа, VI - Влюбленные, VII - Колесница, VIII - Сила в уэйтовской традиции; в Марсельском Таро - Справедливость; кроулианской традиции - Исправление, IX - Отшельник, X - Колесо Фортуны, XI Справедливость - в уэйтовской традиции, в Марсельском Таро - Сила; кроулианской традиции - Вожделение, XII - Повешенный, XIII - Смерть, XIV - Умеренность, в кроулианской традиции - Искусство, XV - Дьявол, XVI - Башня, XVII - Звезда, XVIII - Луна, XIX - Солнце, XX - Страшный Суд, в кроулианской традиции - Эон, XXI - Мир.
Придворные карты (всего их шестнадцать) разделены по рангам: Короли, Королевы, Рыцари и Пажи (или Принцессы) - и мастям: Жезлы, Чаши (Кубки), Мечи и Монеты (Диски, Пентакли). Младшие арканы также подразделяются по четырем мастям и составляют ряд каждой масти от Туза (1) до 10. Их, соответственно, сорок. Всего карт Таро в колоде - 78. В современных колодах допускается 79-я произвольная карта (от дубля уже имеющегося наименования до совершенно иной; например, в "Пражском Таро" либо две карты "Смерть", либо дополнительная карта "Prudence" - "Благоразумие", а в "Богемских Барочных Котах" есть дополнительная карта "Гермес"). В некоторых колодах сохраняется та же структура, но масти называются по-другому (например, Копья вместо Мечей в "Arthurian Legend"). Оракулы Колоды оракулов содержат произвольное количество карт, от 16 до известных мне 80. Эти колоды не имеют структуры Таро, то есть не подразделяются на Старшие и Младшие арканы, масти и Придворные карты. Основное отличие большинства оракулов - непосредственность их символического языка. Смысловая структура оракулов XIX - начала XX века часто подчинена трактовкам, заимствованным из "цыганских карт": девушка, кавалер, письмо, букет, опасность и т.д. Оракулы последней четверти XX - начала этого века более "психологичны", они часто ориентированы на ассоциативно узнаваемый образ больше чем более или менее осознаваемый символ; они требуют гораздо большей интуитивной работы. Самые известные ныне оракулы - колоды мадемуазель Ленорман. В этой традиции существуют несколько колод с различным количеством карт, так называемые Большие и Малые Цыганские, а кроме того Астромифологическая колода и Цветочный оракул Ленорман. Ни одна из этих колод не принадлежит авторству знаменитой парижской гадалки. Часть из них были "реконструированы" Эрной Друсбеке во второй половине XX века. "Цыганские колоды" содержат изображение игральной карты, плюс графическое изображение ее условного значения (например, Король Бубен - "Известие, письмо"). Карты астромифологической колоды содержат несколько смысловых полей: мифологическую сцену, игральную карту, созвездие, букву латинского алфавита, две жанровые сценки и растение со своим особым смыслом. Каждое из этих полей может быть расшифровано своим особым образом. На русском языке вышли книги Анны Котельниковой, исследователя и практика Таро и оракулов, посвященные колодам Ленорман. Не-структурных оракулов (система которых не обусловлена конечным и единственным числом карт) существует бесчисленное множество. Это множество "медиумических" колод, например Карты души (Soul Cards, авторства Деборы Кофф-Шапен); это многочисленные архетипические оракулы - Архетипические карты (Archetypal Cards, авторства Кэролайн Мисс), Оракул Богинь (существует несколько колод с таким названием разного авторства), Карты Знаний Богинь (Goddess Knowledge Cards, авторства Сюзан Сэддон Булле) и другие. Это изображения произвольного набора образов из других символических систем: таковы "оракулы минералов", "кельтских деревьев" или "тотемных животных", "цветочные оракулы". Наиболее удачными мне представляются архетипические оракулы. Изначальное отсутствие конечной заданности числа и образов делает эту систему столь же свободной, сколь и сильной для людей, которым близка архетипическая психология. Оригинальных структурных оракулов не так много. Большинство авторов идет простым путем и в графике или живописно изображает нечто, относящееся к иной символической системе. Так появились "карты рун", "карты знаков зодиака и планет" и прочие. Однако существуют и действительно уникальные и разработанные авторские системы оракулов. Это, к примеру, Лунный оракул Кэролайн Смит и Джона Астропа. Его структура подчинена "лунной астрологии" и состоит из архетипов богинь, лунных стоянок и фаз луны в каждой из четырех стихий. Один из немногих известных оракулов, в котором астрологическая составляющая позволяет сориентировать исходный запрос и полученный результат по времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|