Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Измерения вторых производных потенциала силы тяжести




Измерения вторых производных потенциала силы тяжести

Принцип гравитационных градиентометров. Гравитационный вариометр; наземная вариометрическая съемка; вращательный градиентометр; градиентометрия на подвижном основании. Спутниковая градиентометрия.

Современные тенденции и перспективы развития гравиметрии.

Роль гравиметрии в решении геодезических задач.      Современные        методы изучения ГПЗ. Решение задач геодезии по данным гравиметрии. Определение размеров и формы Земли.


ЗАДАНИЕ№ 1

ОБРАБОТКА ГРАВИМЕТРИЧЕСКОГО РЕЙСА

Цель. Освоение приемов первичной обработки гравиметрических измерений.

Методические указания. Выполнение задания необходимо начинать после изучения содержания глав 1, 7, 8 из [5], или 1, 4, 7 из [1], или 1, 6, 8 из [2], а также работ [4, 6, 8, 12]. Исходные данные приведены в

приложении 1.


Содержание. Вычислить абсолютные значения ускорения силы тяжести


gi на пунктах


гравиметрической сети по результатам измерений, полученных в гравиметрических рейсах, выполненных по одной из предложенных методик (а, б, в), указанных в задании.

Исходные данные для выполнения задания по вариантам помещены в приложении 1. Номер варианта выбирается по последней цифре шифра. Она соответствует номеру гравиметра из таблицы П. 1. 1. При этом, если последняя цифра шифра находится в интервале 1-3, необходимо использовать данные таблицы П. 1. 3 (схема а); 4-6 – данные таблицы П. 1. 4 (схема б); 7–10 – данные таблицы П. 1. 5 (схема в).

 

1. Основные сведения из теории

Гравиметрическим рейсом (далее - рейс) называется совокупность последовательных наблюдений с гравиметром на нескольких пунктах, объединенных общей характеристикой смещения нуль-пункта прибора.

Смещением нуль-пункта гравиметра называется непрерывное изменение отсчета по шкале прибора с течением времени, которое является следствием изменения упругих свойств материала, используемого для изготовления чувствительной системы.

Измерения в рейсе начинают и заканчивают на опорных гравиметрических пунктах (ОГП), на которых известно абсолютное значение ускорения силы тяжести g 0.

Значение силы тяжести gi на точках съемочной сети вычисляется по формуле:

gi = g0 + Dgi,                                           (1. 1)

где Dgi - приращение силы тяжести между исходным и определяемым пунктами, получаемое из обработки гравиметрических измерений, в мГал.


Dg = gs - gs + (dgнп )i,


(1. 2)


g
i    i    0


где


gs и


s - измеренные значения силы тяжести соответственно на определяемом и опорном пунктах, в


i
мГал;

i
(dgнп ) - поправка за смещение нуль-пункта гравиметра, в мГал.

Измеренное значение силы тяжести на определяемом пункте вычисляется по формуле:

gs = (gs )¢  + f (s)+ dg  ,


 

 

,       (1. 3)


i
где (gs )¢  отсчет по шкале гравиметра, в мГал:


i

 

i
Тi
(gs )¢  = С


i

 

 

× si


л. с.

 

 

;                                             (1. 4)


где СTi - цена оборота микрометренного винта гравиметра при температуре Ti в мГал/оборот:

CTi = C0 + aС (Ti - T0 ),                                   (1. 5)

 


 

C0 - цена деления отсчетного устройства гравиметра при T0 = 00С

aС - эквивалентный температурный коэффициент цены оборота


 

в мГал/оборот;


микровинта, в


мГал/(обор. × гадус);


si - средний отсчет по микрометру на i-ом пункте, в оборотах:

 

si


 

n

å  si

 1      ;                                                    (1. 6)

n


n -     количество     отсчетов      si по     микрометру     на     i-ом     пункте,      принятых в обработку;


f (s) - поправка, учитывающая нелинейность шкалы микрометра, в мкГал;

d. с. - поправка за приливное влияние Луны и Солнца, в мГал.

Значения С0, ac и f (s) определяются при лабораторных исследованиях гравиметров по методике,

изложенной в работе [6]. При вычислении они известны. Значение d. с. рассчитывается по формулам, приведенным в работах [1, 2, 7]. В рейсах продолжительностью менее трех часов d. с. не учитывается.

Поправка за смещение нуль-пункта гравиметра вычисляется по формуле:


(δ gнп. )i = k × Δ ti,


Δ ti = ti - t0 ,


(1. 7)


где    k   -    коэффициент   (скорость)   смещения   нуль-пункта   гравиметра  в    рейсе, в мГал/час;


ti и t0


- время взятия отсчетов по прибору на определяемом и исходном пунктах соответственно, в


часах и минутах.

В практике гравиметрических работ рейсы обычно выполняются по следующей схеме.

1. Прямой ход между двумя опорными пунктами.

2. Замкнутый ход с одним опорным пунктом.

3. Прямой и обратный ход.

1. Для рейса, выполненного между двумя опорными гравиметрическими пунктами в прямом ходе

k вычисляется по формуле:


(g
s

k 01


s )- (g


- g02 ),


 

- g
02
01
(1. 8)


 

где gs


t2 - t1

и g
s - измеренные значения силы тяжести на опорных гравиметрических пунктах ОГП-1 и ОГП-2;


 

сети;


g01 и g02 - значения силы тяжести на пунктах ОГП-1 и ОГП-2, полученные из уравнивания опорной

 

t1 и t2 - время снятия отсчетов по шкалам гравиметра на опорных пунктах ОГП-1 и ОГП-2.


2. Если рейс начинается и заканчивается на одном пункте, то

(gs )


- (gs )


k = 1


н      1 k, tк -


(1. 9)


н
где     (gs )


и    (gs )


-   измеренное   значение   силы   тяжести   на   опорном   пункте


к
в начале и в конце рейса соответственно;

tк          и    tн        -   время   снятия   отсчетов   по   шкале   микрометра  соответственно в начале и в конце рейса.

3. В рейсе, выполненном по методике «прямой и обратный ход», коэф-фициент смещения нуль-пункта

гравиметра вычисляется по формуле:


å Dg × DTi
m

s i

n
k  i=1                           ,

å DTi2

i=1


 

 

(1. 10)


i
где Dgs и DTi - разности измеренных значений силы тяжести и времени на одноименных пунктах в прямом (П) и обратном (О) ходе;

i
m - количество пунктов с повторными измерениями Dgs и DTi . То есть,                          .

Dg s = (g s )¢  - (g s )


i              i п            i О


(1. 11)


DTi = (ti )О - (ti )п

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...