Измерения вторых производных потенциала силы тяжести
Измерения вторых производных потенциала силы тяжести Принцип гравитационных градиентометров. Гравитационный вариометр; наземная вариометрическая съемка; вращательный градиентометр; градиентометрия на подвижном основании. Спутниковая градиентометрия. Современные тенденции и перспективы развития гравиметрии. Роль гравиметрии в решении геодезических задач. Современные методы изучения ГПЗ. Решение задач геодезии по данным гравиметрии. Определение размеров и формы Земли. ЗАДАНИЕ№ 1 ОБРАБОТКА ГРАВИМЕТРИЧЕСКОГО РЕЙСА Цель. Освоение приемов первичной обработки гравиметрических измерений. Методические указания. Выполнение задания необходимо начинать после изучения содержания глав 1, 7, 8 из [5], или 1, 4, 7 из [1], или 1, 6, 8 из [2], а также работ [4, 6, 8, 12]. Исходные данные приведены в приложении 1. Содержание. Вычислить абсолютные значения ускорения силы тяжести gi на пунктах гравиметрической сети по результатам измерений, полученных в гравиметрических рейсах, выполненных по одной из предложенных методик (а, б, в), указанных в задании. Исходные данные для выполнения задания по вариантам помещены в приложении 1. Номер варианта выбирается по последней цифре шифра. Она соответствует номеру гравиметра из таблицы П. 1. 1. При этом, если последняя цифра шифра находится в интервале 1-3, необходимо использовать данные таблицы П. 1. 3 (схема а); 4-6 – данные таблицы П. 1. 4 (схема б); 7–10 – данные таблицы П. 1. 5 (схема в).
1. Основные сведения из теории Гравиметрическим рейсом (далее - рейс) называется совокупность последовательных наблюдений с гравиметром на нескольких пунктах, объединенных общей характеристикой смещения нуль-пункта прибора.
Смещением нуль-пункта гравиметра называется непрерывное изменение отсчета по шкале прибора с течением времени, которое является следствием изменения упругих свойств материала, используемого для изготовления чувствительной системы. Измерения в рейсе начинают и заканчивают на опорных гравиметрических пунктах (ОГП), на которых известно абсолютное значение ускорения силы тяжести g 0. Значение силы тяжести gi на точках съемочной сети вычисляется по формуле: gi = g0 + Dgi, (1. 1) где Dgi - приращение силы тяжести между исходным и определяемым пунктами, получаемое из обработки гравиметрических измерений, в мГал. Dg = gs - gs + (dgнп )i, (1. 2)
где gs и s - измеренные значения силы тяжести соответственно на определяемом и опорном пунктах, в
Измеренное значение силы тяжести на определяемом пункте вычисляется по формуле: gs = (gs )¢ + f (s)+ dg ,
, (1. 3)
i
i
× si л. с.
; (1. 4) где СTi - цена оборота микрометренного винта гравиметра при температуре Ti в мГал/оборот: CTi = C0 + aС (Ti - T0 ), (1. 5)
C0 - цена деления отсчетного устройства гравиметра при T0 = 00С aС - эквивалентный температурный коэффициент цены оборота
в мГал/оборот; микровинта, в мГал/(обор. × гадус); si - средний отсчет по микрометру на i-ом пункте, в оборотах:
si
å si = 1 ; (1. 6) n n - количество отсчетов si по микрометру на i-ом пункте, принятых в обработку;
f (s) - поправка, учитывающая нелинейность шкалы микрометра, в мкГал; dgл. с. - поправка за приливное влияние Луны и Солнца, в мГал. Значения С0, ac и f (s) определяются при лабораторных исследованиях гравиметров по методике, изложенной в работе [6]. При вычислении они известны. Значение dgл. с. рассчитывается по формулам, приведенным в работах [1, 2, 7]. В рейсах продолжительностью менее трех часов dgл. с. не учитывается. Поправка за смещение нуль-пункта гравиметра вычисляется по формуле: (δ gнп. )i = k × Δ ti, Δ ti = ti - t0 , (1. 7) где k - коэффициент (скорость) смещения нуль-пункта гравиметра в рейсе, в мГал/час; ti и t0 - время взятия отсчетов по прибору на определяемом и исходном пунктах соответственно, в часах и минутах. В практике гравиметрических работ рейсы обычно выполняются по следующей схеме. 1. Прямой ход между двумя опорными пунктами. 2. Замкнутый ход с одним опорным пунктом. 3. Прямой и обратный ход. 1. Для рейса, выполненного между двумя опорными гравиметрическими пунктами в прямом ходе k вычисляется по формуле:
k = 01 s )- (g - g02 ),
t2 - t1
сети; g01 и g02 - значения силы тяжести на пунктах ОГП-1 и ОГП-2, полученные из уравнивания опорной
t1 и t2 - время снятия отсчетов по шкалам гравиметра на опорных пунктах ОГП-1 и ОГП-2. 2. Если рейс начинается и заканчивается на одном пункте, то (gs ) - (gs ) k = 1 н 1 k, tк - tн (1. 9)
и (gs ) - измеренное значение силы тяжести на опорном пункте
tк и tн - время снятия отсчетов по шкале микрометра соответственно в начале и в конце рейса. 3. В рейсе, выполненном по методике «прямой и обратный ход», коэф-фициент смещения нуль-пункта гравиметра вычисляется по формуле:
s i
å DTi2 i=1
(1. 10)
Dg s = (g s )¢ - (g s ) i i п i О (1. 11) DTi = (ti )О - (ti )п
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|