Указания по проведению практических занятий
Виды практических занятий: - решение ситуационных задач; - подготовка реферата; - смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.
Практическое занятие 1. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Введение в экономическую теорию. Основные этапы становления экономической науки, основные экономические школы и направления, объект и предмет экономической теории. Методы исследования в экономической теории. Фактор времени в экономическом анализе. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 2. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Экономические системы. Отношения собственности. Экономическая система. Социально-экономические, технико-экономические и организационно-экономические отношения в современном обществе. Типы экономических систем. Национальные модели экономических систем. Собственность. Собственность как экономическая и юридическая категория. Виды и формы собственности. Трансформация форм собственности. Разгосударствление и приватизация. Теория прав собственности. Формы хозяйствования. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 3. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями.
Тема и содержание практического занятия: Основные экономические понятия. Потребности. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей. Блага, классификация благ. Кругооборот товаров и услуг: производство, распределение, обмен и потребление. Товар и его свойства. Концепции стоимости. Потоки и запасы. Затраты и результаты. Ex post и ex ante анализ, предельные величины. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 4. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Основные проблемы экономического развития общества. Экономические ресурсы и основные факторы производства. Ограниченность ресурсов. Общественное производство. Проблема выбора в процессе хозяйственной деятельности. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость или издержки упущенных возможностей. Закон возрастания альтернативных издержек. Основные направления эффективного использования ограниченных ресурсов. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 5. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Деньги. Современные денежные средства. Деньги: сущность функции. История развития денег. Теории возникновения денег. Теории стоимости денег. Современные денежные средства. Международное денежное обращение. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 6. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Рынок и механизм его функционирования.
Сущность и функции рынка. Условия формирования рыночной системы. Принципиальные основы рыночной экономики. Критерии классификации и виды рынков. Система рынков. Рынок как социальный институт. Достоинства и фиаско рынка. Рыночный механизм и эффективное распределение ограниченных ресурсов. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 7. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями; решение задач. Тема и содержание практического занятия: Теория спроса и предложения. Спрос как экономическая категория. Закон спроса. Неценовые факторы (детерминанты) спроса. Разновидности спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Предложение как экономическая категория. Закон предложения. Цена предложения. Детерминанты предложения. Сравнительная статистика. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности. Виды эластичности. Эластичность предложения и фактор времени. Методы измерения эластичности. Эластичность и ценовая политика фирмы. Влияние эластичности спроса и предложения на распределение налогов. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 8. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями; решение задач. Тема и содержание практического занятия: Потребительское поведение. Понятие полезности, предельной полезности и потребительского предпочтения. Объективные и субъективные факторы и исходные положения поведения потребителя. Кардиналисткий и ординалисткий подход к определению равновесного положения потребителя. Кривые безразличия, карта кривых безразличия, свойства кривых безразличия. Бюджетное ограничение потребителя, линия бюджетного ограничения, факторы, влияющие на положение линии бюджетного ограничения. Потребительский излишек. Временной аспект в поведении потребителя. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 9.
Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями, решение задач. Тема и содержание практического занятия: Издержки. Валовой доход (выручка). Прибыль. Концепции издержек: позиция трудовой теории стоимости, неоклассический и институциональный подход. Доход (выручка) фирмы. Прибыль. Формирование и распределение прибыли на предприятии. Себестоимость продукции, структура и классификация затрат (издержек), пути снижения себестоимости. Минимизация убытков. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 10. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями; решение задач. Тема и содержание практического занятия: Конкуренция. Рынок совершенной конкуренции. Максимизация прибыли фирмы. Конкуренция: сущность и виды. Характеристика базовых моделей рыночных структур. Многоаспектность понятия «совершенная конкуренция»: рынок совершенной конкуренции, совершенно конкурентная фирма. Характеристика рынка совершенной конкуренции. Кривая предложения продукции совершенно конкурентной фирмы. Общая постановка задачи максимизации прибыли фирмы, два подхода к решению задачи максимизации прибыли. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 11. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями; решение задач. Тема и содержание практического занятия: Монополия. Характеристика рынка монополии. Сущность и виды монополии. Законы монополистического ценообразования. Совокупный и предельный доходы фирмы монополиста. Неэффективность монополии. Максимизация прибыли в условиях монополии. . Естественная монополия. Ценообразование в условиях естественной монополии, потери общества от естественной монополии Основные направления антимонопольной политики. Правительственный контроль над ценами в монополистической структуре рынка.
Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 12. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Олигополия, монополистическая конкуренция Основные черты олигополии. Рыночная власть и ее показатели. Барьеры входа в отрасль. Ценовая дискриминация. Методы борьбы олигополий. Олигополистическое ценообразование, основные модели. Формы координации ценовой политики олигополий: Модель Курно, ломанной кривой спроса, теория игр, дилемма заключенного и др. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 13. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Капитал фирмы и его структура Кругооборот и оборот капитала, стадии кругооборота и формы капитала. Основной и оборотный капитал. Структура основных фондов и оборотных средств. Активы и пассивы предприятия. Износ основного капитала и его формы. Амортизация. Основные методы начисления амортизации. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 14. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями, решение задач. Тема и содержание практического занятия: Производство и производственная функция Производство. Эффект и эффективность. Технологическая и экономическая эффективность производств Долгосрочный и краткосрочный период в деятельности фирмы. Общий выпуск продукции, средний продукт фактора производства, предельный продукт переменного фактора производства. Производственная функция. Функция Кобба-Дугласа. Изокванта, предельная норма технологического замещения. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 15. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Рынок труда. Особенности рынков ресурсов. Виды рынков ресурсов. Функции рынков ресурсов. Факторы спроса и предложения ресурсов. Особенности действия закона спроса и предложения на рынках ресурсов. Формирование цен на ресурсы.
Рынок труда с позиции марксистской и неоклассической школ. Предложение труда, специфичность факторов, влияющих на предложение труда. Кривая индивидуального предложения труда, эффект дохода и эффект досуга. Спрос на труд, система факторов спроса. Равновесие на рынке труда с позиции конкурентного рынка и монопсонии, с позиции отдельной фирмы. Формы заработной платы и их роль в стимулировании труда. Дифференциация вознаграждения за труд. Заработная плата в номинальном и реальном измерениях. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 16. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Рынок земли. Цена земли и земельная рента Ограниченность предложения земельных ресурсов. Теория предельной производительности и земельная рента. Альтернативная ценность земли и земельная рента. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 17. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Рынок капитала. Капитал как экономическая категория: различия подходов. Рынок капитала, его структура и особенности. Основы функционирования рынка капитала. Спрос, предложение и равновесие на рынке заемных средств. Рынок активов. Нормы дохода. Фактор времени. Дисконтирование и правило принятия инвестиционных решений. Человеческий капитал: эволюция категории. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 18. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Экономика неопределённости, информации и страхования. Теория фирмы. Неопределенность и асимметричность информации. Риск и способы его снижения. Страхование. Механизм уменьшения симметричности информации. Теория фирмы: технологический и институциональный подход. Организационные формы бизнеса. Роль малых, средних и крупных фирм в экономике. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 19. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Введение в макроэкономику. Макроэкономическая теория: аспекты становления и развития. Методы и принципы макроэкономического анализа. Макроэкономические агенты и рынки. Макроэкономические модели. Макроэкономическое агрегирование. Основные постулаты классической модели макроэкономического анализа. Кейнсианская макроэкономическая модель, основные положения. Четырехсекторная модель кругооборота расходов, доходов. Равенство инъекций и изъятий. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 20. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями, решение задач. Тема и содержание практического занятия: Национальная экономика и система национальных счетов. Этапы становления системы макроэкономических показателей. Система национального счетоводства. Принципы построения и основные элементы. Основные классификации в системе национальных счетов: сектора экономики, отрасли экономики, экономические операции, налоги и субсидии, товары и услуги. Балансовая модель «затраты-выпуск». Основные макроэкономические показатели. Методы расчета ВВП: по расходам, по доходам, по добавленной стоимости. Факторные доходы. Валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, личный располагаемый доход. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 21. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Роль государства в рыночной экономике Теория общественного выбора: «новая политическая экономия». Парадокс Кондорсе (парадокс голосования). Политика как разновидность рынка. Фиаско рынка. Фиаско государственного регулирования. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 22. Вид практического занятия: практическая работа в группах; подготовка реферата; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями, решение задач Тема и содержание практического занятия: Совокупные расходы. Модель равновесия доходов-расходов. Потребление и сбережения. Факторы, влияющие на сбережения и потребление. Функция потребления. Функция сбережения. Инвестиции, факторы на них влияющие. Виды инвестиций и их источники. Основные теории инвестиций. Средняя и предельная склонность к потреблению и к сбережению. Модель равновесия доходов-расходов. Решение задач. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 23. Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Модель равновесия AD-AS. Понятие «равновесие» в национальной экономике: позиции различных школ. Модель «AD-AS». Марксистская модель макроэкономического равновесия. Совокупный спрос, неценовые факторы. Эффект процентной ставки, реального богатства, импортных закупок. Совокупное предложение, неценовые факторы. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 24. Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Экономический цикл. Вопросы к практическому занятию: Модели экономического цикла. Характеристика фаз экономического цикла: кризиса, депрессии, оживления, подъема. Экзогенные и эндогенные теории причин возникновения экономических циклов. Экономический цикл в модели «AD-AS». Показатели экономического цикла. Виды циклов: Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 25. Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Инфляция Вопросы к практическому занятию: Инфляция и ее содержание. Критерии классификации инфляции, виды инфляции. Причины инфляции: монетарные и немонетарные концепции инфляции, политэкономическая версия инфляции. Инфляционная спираль. Сеньораж и инфляционный налог. Последствия инфляции. Кривая Филлипса. Основные направления антиинфляционной политики. Решение задач. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 26. Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Безработица Категории населения и их характеристика. Причины и виды безработицы. Естественный уровень безработицы. Модель динамики рабочей силы М Фридмана. Добровольная и вынужденная безработица. Последствия безработицы. Закон Оукена. Государственная политика борьбы с безработицей. Решение задач. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 27. Вид практического занятия: решение ситуационных задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Экономический рост. Вопросы к практическому занятию: Экономический рост и его показатели. «Правило 70». Типы и факторы экономического роста. Государственная политика и экономический рост. Преимущества и издержки экономического роста. Проведение тестирования по темам 1-10. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 28. Вид практического занятия: подготовка рефератов; решение ситуационных задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Государственный бюджет. Вопросы к практическому занятию: Государственный бюджет. Структура государственного бюджета. Функции и виды состояний государственного бюджета. Налоги, их основные функции и виды. Налоговая система. Инструменты воздействия налоговой системы на экономику. Кривая Лаффера. Бюджетный дефицит, виды бюджетного дефицита. Источники покрытия бюджетного дефицита. Их достоинства и недостатки. Концепции формирования государственного бюджета. Государственный долг. Его виды и последствия. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 29. Вид практического занятия: смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Денежный рынок и рынок ценных бумаг. Структура финансовых активов. Виды денег. Основные теории денег: теории происхождения денег, теории стоимости денег. Количественная теория денег. Спрос на деньги, его виды и факторы. Предложение денег. Уравнение обмена Фишера. Денежные агрегаты. Равновесие на денежном рынке. Рынок ценных бумаг и механизм его функционирования. Равновесие денежного рынка и ставка процента. Закон Вальраса для финансового рынка. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 30. Вид практического занятия: подготовка реферата; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Фискальная политика. Цели фискальной политики. Инструменты фискальной политики и их воздействие на совокупный спрос. Мультипликатор государственных закупок. Трансферты и их воздействие на экономику. Мультипликаторы трансфертов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Влияние подоходного налога на мультипликатор налогов и экономику. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Дискреционная и автоматическая фискальная политика. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение. Достоинства и недостатки фискальной политики. Продолжительность занятия – 3ч.
Практическое занятие 31. Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Денежно-кредитная политика. Цели монетарной политики. Виды монетарной политики. Инструменты монетарной политики: учетная ставка процента и его влияние на экономику, операции на открытом рынке, норма обязательного резервирования. Банки, их функции и роль в экономике. Роль коммерческих банков в предложении денег. Центральный банк и его основные функции. Банковский мультипликатор. Влияние центрального банка на денежную базу. Достоинства и недостатки монетарной политики. Продолжительность занятия –3ч.
Практическое занятие 32. Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Социальная политика. Рыночная экономика и социальная справедливость. Доходы в обществе и их распределение. Направления социальной политики. Социальная политика в России. Государственные расходы: психологическая реакция государства. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 33. Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Общее экономическое равновесие товарных и денежных рынков. Модель (IS-IM). Кривая IS, способы построение, сдвиги и наклон кривой. Кривая LM, способы построения, сдвиги и наклон. Общее экономическое равновесие в модели IS – LM. Эффект вытеснения частных инвестиций. Модель IS –LM в коротком и длинном периодах. Взаимосвязь моделей IS – LM и AD – AS. Использование моделей IS – LM при разработке стабилизационной политики государства. Понятие открытой экономики. Большая и малая открытая экономика. Внутреннее и внешнее равновесие в открытой экономике. Модель Манделла-Флеменга. Мобильность капитала и ее виды. Модель IS – LM в открытой экономике. Макроэкономическая политика при низкой мобильности капиталов и при высокой мобильности капиталов в условиях различных режимов обменных курсов. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 34. Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия:Теория сравнительных преимуществ и протекционизм Теория сравнительных преимуществ. Теория международной торговли. Выигрыш от внешней торговли. Государственное регулирование международной торговли. Продолжительность занятия – 2ч.
Практическое занятие 35. Вид практического занятия: решение задач; смешанная форма практического занятия, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов и дискуссиями. Тема и содержание практического занятия: Платежный баланс и обменный курс. Платежный баланс и его структура. Дефицит платежного баланса. Внешнеэкономическое равновесие в модели малой экономики. Обменный курс: номинальный и реальный. Гипотеза паритета покупательной способности. Макроэкономическая политика в открытой экономике. Продолжительность занятия – 2ч.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|