Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление результативности проведенных занятий по обучению диалогической речи с использованием ситуаций на уроках английского языка




 

Целью третьего этапа реализации опытно-практической работы было доказать эффективность комплекса упражнений, разработанного нами. Данная цель определила следующие задачи:

.   Выявить результативность проведенных занятий по обучению диалогической речи с использованием ситуаций.

.   Обработать и проанализировать результаты. Выявить изменения.

Как мы можем проследить в предыдущем параграфе, тенденция улучшения заметна. Учащиеся преодолели свой страх говорить, стали с большей легкостью использовать новый лексический и грамматический материал в диалоге, наблюдались проявления эмоций в то время, как в самом начале занятий ученики были зажаты и не проявляли своего отношения к высказываемому. Диалогическая речь стала более приближена к живому общению, чем это было ранее.

В процессе наблюдения за учащимися было отмечено, что учебно-коммуникативная ситуация позволяет им вжиться в роль и осуществлять общение без особого труда, так как в ситуации полностью объясняется как о чем они должны говорить, какие у них отношения с собеседником, какая обстановка вокруг них, какова цель их общения, каков способ общения. Это соответствует психологическим особенностям учеников младшего звена, так как им необходимо погружение в атмосферу общения в связи с их эмоциональностью и впечатлительностью.

Чтобы подтвердить нашу гипотезу об эффективности предложенных упражнений, мы еще раз использовали шкалу оценки сформированности умений диалогической речи, разработанную В. П. Кузовлевым и упомянутую нами ранее. По результатам второй диагностики у 3 учеников 2 класса получилась отметка 8, у 5 учеников - 7, у 3 - 6. Сравним с результатами первой диагностики: у 7 учеников отметка 5, у 4 учеников отметка 4, что является невысоким показателем сформированности умений диалогической речи.

После сравнения с результатами первой диагностики, мы видим, что у детей наметился прогресс, это подтверждает нашу гипотезу об эффективности предложенных нами упражнений.

Таким образом, использование ситуаций способствует более эффективному обучению диалогической речи на уроках английского языка. Однако следует отметить, что восьми уроков недостаточно для обучения диалогической речи, так как данная деятельность требует внимания на протяжении всего обучения иностранному языку.

 

Выводы по главе II

 

Проведенная опытно-практическая работа по обучению диалогической речи при помощи учебно-коммуникативных ситуаций позволила нам сделать следующие выводы:

.   Результаты проведенных исследований таких, как наблюдение и беседа, показали, что исходный уровень обученности диалогической речи низок и требует доработки. Результаты наблюдения подтвердились после диагностики по шкале оценки сформированности умений диалогической речи. Анализ учебно-методического комплекта показал, что упражнений, направленных на обучение диалогической речи недостаточно. Упражнений с использованием ситуаций небольшое количество.

.   Низкий уровень сформированности умений диалогической речи не отвечает потребностям общества и общеобразовательной программы и не удовлетворяет самих учащихся. Таким образом, необходимость повышения уровня сформированности умений диалогической речи обусловлена несоответствием между потребностями общества и реальной ситуацией.

.   Реализация обучения диалогической речи возможна при приближении ее к реальному общению. Таким образом, в ходе проведения опытно-практической работы использовались учебно-коммуникативные ситуации, так как они способны наиболее приблизить общение к реальному, позволить учащимся погрузиться в атмосферу общения в рамках урока, разбудить воображение учащихся, заставляя их оформить свою мысль на иностранном языке, позволяет активизировать разговорные формулы, определенную лексику, грамматические структуры, не фиксируя внимания на них.

.   Анализ опытно-практической работы показал эффективность использования выбранных методов обучения диалогической речи на уроках английского языка. В результате, за счет второй диагностики, было установлено, что наблюдается положительная динамика. Об этом говорят результаты наблюдения, приведенные в предыдущих параграфах.

 

 


Заключение

 

Теоретический анализ и опытно-практическое исследование проблемы обучения диалогической речи с использованием ситуаций позволяет систематизировать полученные результаты в виде совокупности теоретических выводов:

.   Диалогическая речь трактуется как одна из форм устной речи, сложная речевая деятельность, которая подразумевает под собой обмен высказываниями между двумя или более лицами, и в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого, она должна быть эмоционально окрашена, ситуативно обусловлена и обращена к слушателю. Современное преподавание иностранного языка невозможно без обучения диалогической речи наряду с другими видами речевой деятельности.

.   В ходе исследования на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами установлено, что основным и наиболее эффективным средством формирования коммуникативных умений у учащихся является коммуникативная ситуация, чаще всего проблемная, подражающая естественной. Можно сказать, что основная функция ситуации как методической категории заключается в том, сто она воспроизводит в процессе обучения реальное бытие общения в его мотивационном, содержательном, организационном и функциональном планах.

.   Опытно-практическая проверка выдвинутой гипотезы подтвердила эффективность предложенной методики обучения диалогической речи на уроках английского языка, о чем свидетельствует повышение уровня качества диалогической речи у учащихся. Но следует отметить, что процесс обучения диалогической речи требует большего времени для повышения качества навыка.

.   Как показали результаты нашей работы, использование учебно-коммуникативных ситуаций при обучении диалогической речи способствует лучшему усвоению материала, а так же позволяет воспроизводить реальное бытие в учебном процессе.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

 


Библиографический список

1. Вайсбруд М.Л. Обучение диалогической речи [Текст] / М.Л. Вайсбруд // ИЯШ. - 1965. - № 4. - с. 11-17.

. Диалогическая форма общения [Текст] //из книги: Содержание обучения иностранным языкам в средней школе.-М.: Педагогика, 1984.- с. 66.

3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Высшая школа, 1969. - 284 с.

. Моисеева, С. А. Об особенностях обучения коммуникативному поведению на уроках ИЯ [Текст] /Лингводидактические проблемы обучения. Вып. 3.- Белгород,2003.- с.118-120.

. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие [Текст] /Е. А. Маслыко, П.К.Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова.- 3-е изд.,стереотип.- Мн.: Выш. шк., 1997.- 522 с.

6. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках [Текст] / Под ред. Л. С. Желяниной, М. Л. Вайсбурд, С. В. Калининой. - М.: Изд. Академии Пед. Наук РСФСР.

7. Особенности использования ситуаций при обучении диалогической речи [Текст] //из книги: Лингвистические и психолого - педагогические проблемы теории и практики…- Ростов-на-Дону,2004. - с.149-155.

. Остапенко Д.Г. К вопросу обучения диалогической иноязычной речи [Текст] // из книги: Вопросы романно-германского языкознания. - Саратовский университет, 1988. - Вып.9 - с. 81-87.

9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

10. Рогова Т. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе [Текст] / Т. В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 1988.

11. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке [Текст] / В.Л. Скалкин. - М.: Просвещение, 1983. - 128 с.

12. Сосновская Г.И. Об обучении диалогической форме общения [Текст] // из книги: Иностранные языки в современном мире - Казань, 2005. - с. 276.

13. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] /Под ред. А. Д. Клименко. - М.: Педагогика, 1981.

. Брагина О системе упражнений в процессе обучения диалогической речи [Текст] //ИЯШ. - 1985. - № 3. - С. 22-27.

15. Брагина Л.Ф. О системе упражнений в процессе обучения диалогической речи на средней ступени обучения [Текст] / Л.Ф. Брагина // ИЯШ. - 1974. - № 3. - с.43-48.

16. Будниченко, Е. П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка [Текст] / Е. П. Будниченко // ИЯШ.- 1991.-№1.-с.58.

17. Гальскова Н.Д. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей [Текст] / Н.Д. Гальскова // ИЯШ. - 1989. - № 1. - с. 13-18.

18. Жилкина, Д. Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку [Текст] / Д. Н. Жилкина // ИЯШ.-1992.-№1.-с.59.

19. Корнаева З.В. Об отборе коммуникативного минимума для начального этапа обучения в средней школе [Текст] / З.В. Корнаева // ИЯШ. - 1989. - №1. - с. 36-42.

. О некоторых приемах обучения диалогической речи [Текст] // ИЯШ.-2001.-№3,-с.51-54.

21. Слободкина Н.Я. Вопросы коммуникативного обучения иностранному языку [Текст] / Н.Я. Слободкина // ИЯШ. - 1965. - № 2. - с. 42-49.

. Современный курс дисциплины английского языка в свете требований времени [Текст] //English.-2006.-№18.-p.21-23.

. Филатова, Т.Н. Создание коммуникативных задач на уроке английского языка [Текст] / Т. Н. Филатова // АЯШ.-2011.-№1.-с.2-4.

. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка - том 1 [Текст] / В. И. Даль. - М.: Цитадель, 1998.

. Логический словарь-справочник [Текст] / Н. И.Кондаков.- М.: Наука, 1975. - 720 с.

. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.- Изд. 2-е, испр. и доп. [Текст] /Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 312 с.

. Словарь русского языка: В 4-х т. [Текст] / Под ред. А. П. Евгеньевой. - 1-е изд. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - 702 c.

. Заборцева Ю. Г. Методы обучения диалогической речи на уроках английского языка [Электронный ресурс] / Ю. Г. Заборцева // режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/551396/

. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по предмету «Иностранный язык» [Электронный ресурс] // режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-373555.html

. Агаева О. В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка [Электронный ресурс] / О. В. Агаева // режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1289/

 


Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...