В58: Централизация, децентрализация
Централизация – это принцип внутрифирменного управления, при котором право принимать большинство важных решений и осуществлять контроль остается на высшем уровне управления. Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при ее передаче через все увеличивающееся количество уровней иерархии. Децентрализация – принцип внутрифирменного управления, при котором право принимать решения делегируется вплоть до нижестоящих управленческих структур. Централизация и децентрализация не исключают друг друга. Они выступают двумя крайними положениями в системе распределения полномочий и прав по принятию решений в организации исходя из ситуации и целей организации. Они образуют диалектическое единство организации развиваются, делая постоянный выбор между централизацией и децентрализацией. Сущность централизованной организации состоит в том, что «все полномочия и ответственность по реализации данной функции сосредоточены в одном соответствующем подразделении и конкретно являются прерогативой управляющего данным подразделением». Классическим примером централизованной организации является организация бухгалтерии на предприятиях. Преимущества централизованной организации состоят в следующем: ü улучшается контроль и координация за деятельностью специализированных независимых функций; ü уменьшается количество и последствия ошибочных решений, принимаемых менее квалифицированными (неопытными) работниками; ü создается возможность для оптимального распределения ресурсов предприятия на осуществление различных функций в соответствии с их значимостью для предприятия.
Однако вместе с тем, централизованная организация имеет тенденцию к снижению инициативы и творчества у подчиненных, повышению формализации в принятии решений, уменьшению поиска альтернативных или новых вариантов принятия решений. Более того, как отмечает Дж. Шонесси, «чем выше степень централизации, тем больше вероятность проволочек в принятии решений». Децентрализованная организация предполагает передачу полномочий и ответственности от высших уровней управления к низовым подразделениям (например, возможность самостоятельного кредитования клиента в пределах установленного размера кредита филиалами банка). Потребность в децентрализации возникает в случае, если управлять организацией становится невозможно из-за огромного количества требующейся для этого информации и сложности процесса принятия решений. Преимуществами децентрализованной организации являются: ü решения принимаются работником, ближе всего стоящему к данной проблеме, оперирующему первичной информацией; ü стимулируется инициатива на местах, создаются условия приобщения работников к управлению предприятием; ü создаются условия для постоянного повышения квалификации работников. В тоже время, децентрализованная организация имеет определенные недостатки, связанные с возрастанием опасности дублирования полномочий, ухода от проблем и ответственности, усложнением общего целеполагания координации и контроля. Следует отметить, что преимущества и недостатки централизации и децентрализации зависят от размера предприятия (см. табл. 5.3).
Таблица 5.3 – Преимущества и недостатки централизации децентрализации в зависимости от размера предприятия
Степень централизации / децентрализации необходимо постоянно оценивать. Она оказывает существенное влияние на гибкость, оперативность, инновационность управления, формирование корпоративной культуры, создание благоприятного социально-психологического климата. Оценить ее можно по следующим характеристикам: 1. Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях – чем больше количество решений, которые принимаются на нижестоящих уровнях управления, тем выше уровень децентрализации управления. 2. Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях – в децентрализованных организациях руководители среднего и низшего звена могут принимать решения, связанные со значительными объемами ресурсов. 3. Комплексность и последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях – принято считать, что если руководители среднего и низшего уровня управления могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация - децентрализованная. 4. Количество контроля за работой подчиненных – в сильно децентрализованных организациях руководители высшего звена редко проверяют повседневную работу своих подчиненных, предполагая, что все осуществляется в заданном направлении (то есть ориентируясь на контроль конечных результатов деятельности). Основными факторами, определяющими степень централизации, являются: ü масштабы управления – чем они больше, тем сложнее осуществлять централизованное управление, т.к. происходит перегрузка высшего уровня управления информацией и недостаточная проработка конкретных обстоятельств и определенной проблемы;
ü наличие технических средств обработки информации, наличие интегрированной системы информационного обеспечения; ü географическое расположение фирмы; ü диверсификация производства и управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|