Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В61: Адаптивные организационные структуры управления




С конца 70-х годов ХХ-го века появились новые проблемы в деятельности предприятия, связанные с быстрыми изменениями внешней среды и технологий, появлением сложных и крупных проектов.

В этих условиях недостатки бюрократических организационных структур стали перевешивать их достоинства. Поэтому возникают адаптивные (органические) структуры. Концепция органических организационных структур была разработана Г.М. Сталкером и Т. Бернсом в рамках ситуационного подхода и противопоставлена концепции "фирмы-механизма" Вебера и Тейлора (таблица 5.6).

Таблица 5.6 – Концептуальные различия механических и органических организационных структур управления

Фирма-механизм Фирма-организм
1. Проблемы и задачи фирмы делятся на специализированные функции.     2. Каждый человек ориентируется только на выполнение своей работы, права и обязанности четко определены для каждой должности. 3. Доминируют вертикальные взаимосвязи. 1.Невозможно распределить работы между специалистами в рамках четко определенной иерархии, поэтому люди работают, ориентируясь на цели. 2.Степень формализованности в определении задач невелика, т.к. они постоянно изменяются в процессе изменения ситуации.   3.Доминируют горизонтальные взаимосвязи.

 

Зависимость между типом необходимой структуры и темпами изменения внешней среды можно сформулировать таким образом: чем выше темпы изменения внешней среды, тем активнее предприятия переходят от функциональных к дивизиональным структурам, а от дивизиональных к адаптивным структурам управления. Анализируя данную зависимость, У. Френч и С. Белл сформулировали следующие выводы: «Теория и практика исследования говорят о том, что при любых обстоятельствах ни чисто органическая, ни полностью механическая структура не могут быть оптимальными, но необходимо, чтобы технология, задачи, внутренние и внешние условия функционирования организации, а также знания и умения ее сотрудников хорошо согласовывались между собой». Таким образом, в настоящее время в чистом виде конкретные типы организационных структур управления встречаются достаточно редко, любая организационная структура предприятия представляет собой смесь необходимых ей элементов структурного построения организации.

Основными типами органических организационных структур управления является проектная и организация типа конгломерата.

Проектные структуры – это временные структуры, создаваемые для решения конкретной задачи. Смысл их создания состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки, с заданным уровнем качества и не выходя за пределы установленной сметы затрат. Когда проект завершен, команда распускается.

Основное преимущество такой структуры в том, что она позволяет сконцентрировать усилия для решения одной задачи.

Существует два типа проектных организаций: чисто проектная и матричная.

Чисто проектная структура. В ней временная группа специалистов представляет уменьшенную копию постоянной организационной структуры управления предприятия. Руководителю проекта подчинены все люди и все ресурсы в рамках проекта. Эти организационные структуры управления используются для выполнения крупномасштабных задач (например, строительство корабля или выполнение важного задания).

Матричная организационная структура управления. В ней члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям технических и функциональных отделов, в которых они работают постоянно.

 

Рис. 5.18 – Схема матричной организационной структуры управления

Начало применению матричной формы организации управления положили средние по размеру авиакосмические фирмы в 50-60-е года XX в. По мнению М. Мескона и др., эти фирмы были слишком малы для чисто проектной организации, но достаточно велики, чтобы столкнуться с проблемами функциональной организационной структуры управления. Для того чтобы использовать преимущества проектной и функциональной структуры управления, был предложен эксперимент по наложению проектной структуры на постоянную для организации функциональную структуру управления. Получилась новая структура, напоминающая матрицу (отсюда и название).

В матричной структуре постоянно поддерживаются два вектора управления:

­ по вертикали сохраняется распределение ресурсов и работников по функциональному признаку (производство, маркетинг, кадры, инновации и пр.):

­ по горизонтали создается и поддерживается совокупность полномочий, ответственности и ресурсов по проекту.

В данном случае понятие «проект» может включать производственный заказ, разработку и выполнение программы (рекламной, инвестиционной, кадровой и пр.). В матричной структуре каждый работник подчиняется как управляющему по функциональному отделению, так и руководителю проекта. В этой связи в структуре постоянно балансируют два вида полномочий:

ü классические линейные полномочия, которыми обладают функциональные управляющие в своем подразделении;

ü проектные полномочия, которыми обладают руководители проекта по отношению к персоналу, занятому в работе по данному проекту (ведь этот персонал постоянно работает в своих отделах и службах) – эти полномочия подразумевают интеграцию и кооперацию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту.

Основным преимуществом матричной организации является то, что она позволяет соединить преимущества функциональных и дивизиональных структур. Ей присущи гибкость, которая не присуща функциональной структуре, и большая возможность координации работ в рамках проекта. К преимуществам матричной структуры относят также следующие:

ü она позволяет достичь оперативности и гибкости по адаптации к потребностям внешней среды. Это означает возможность быстро перераспределять ресурсы под проект, осуществлять инновации;

ü она способствует усилению координации в рамках проекта.

Однако матричная структура не лишена и определенных недостатков, главный из которых – ее сложность, поскольку из-за наложения вертикальных и горизонтальных связей подрывается принцип единоначалия, что в свою очередь провоцирует ряд конфликтов в организации, борьбу за власть, конформизм в принятии решений. Кроме тго, для матричной структуры характерно нарастание накладных расходов, что снижает ее управленческий эффект. Поэтому организации и далее экспериментируют в области развития своих структур. Особое развитие в современных условиях получили сетевые структуры организация в виде сети – это своеобразное объединение трех типов структур (функциональной, дивизиональной и матричной) для более эффективной деятельности. Формирование сетевой структуры означает замену многоуровневой иерархии сетью равноправных и относительно независимых звеньев управления. Сеть может быть как внутрифирменной, так и межфирменной. Внутрифирменная сеть возникает в результате стремления организации усилить свои ключевые компетенции (конкурентные преимущества) и отказаться от тех звеньев и видов деятельности, вклад которых в формирование и укреплении конкурентных преимуществ не очевиден. Отличием сетевой структуры являются рыночные отношения между ее звеньями, а не административные взаимодействия. В литературе выделяют внутреннюю, стабильную и динамичную сети.

Внутренняя сеть формируется системой равноправных рыночных отношений между звеньями управления (подразделениями) одной организации.

Стабильная сеть означает формирование образования в соответствии с заданной продуктовой цепочкой ценностей организации. Она близка по типу к функциональной структуре, различие состоит в том, что в сеть вступают различные организации (звенья цепочки) – производители комплектующих, фурнитуры, дистрибьютеры и пр. Такую сеть сформировали многие мировые автопроизводители – Chrysler, Toyota, BMW.

Динамичная сеть близка по смыслу к дивизиональной структуре управления, то есть консолидирует усилия нескольких организаций на общих рынках, потребителях, регионах и состоит в максимальном увеличении заказов отдельных видов деятельности у сторонних организаций.

В последнее время широко обсуждается вопрос о появлении нового вида организации - виртуальной. Предпосылкой возникновения этой структуры является появление особого вида продукта – виртуального продукта. Эта продукция (или услуги) может создаваться благодаря последним достижениям в области обработки информации, организационной динамики и развития производственных систем. Выпуск такой продукции становится доступным в любое время, в любом месте и в бесчисленном количестве вариантов моделей и форматов. Идеальный виртуальный продукт – это то, что производится моментально и адресно, по требованию заказчика. Общей чертой этой продукции является то, что она оплачивается потребителем мгновенно. Виртуальная продукция стала результатом комбинации достижений в технологиях. Для того чтобы создавать виртуальную продукцию, компания должна полностью перестроить свою деятельность, уметь контролировать все более сложные виды информации и осваивать новые организационные и производственные навыки.

Виртуальная организация – это сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией продуктов и услуге использованием современных информационных технологий и системы контрактов с независимыми рабочими группами и структурами. Отличительными чертами виртуальной организации являются:

ü непостоянный характер функционирования;

ü географическая рассредоточенность участников;

ü осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;

ü взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение собственностью;

ü договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...