Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реализация воспитательного потенциала произведений К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого с целью развития нравственных чувств младших школьников




 

Содержание литературного образования в стандарте значительно обновлено и приведено в соответствие с требованиями времени, при этом лучшие традиции сохранены. Особый акцент сделан на задачи духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся средствами предмета.

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор в большинстве произведений устного творчества русского народа - всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя.

«Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, - говорил А.М.Горький. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего». Народное творчество во всём своём богатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся.

К. Д. Ушинский, заложивший основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.

Нравственное воспитание - это процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания - понятие нравственного чувства.

Успех нравственного воспитания детей зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношение и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями и учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям.

Нравственное воспитание - это активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ним.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, в деятельности, в общении. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества).

Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.

К. Д. Ушинскому принадлежат удивительные по глубине и образности высказывания о связи языка и духовной культуры народа: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в ней претворяются творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук, небо Отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос робкой природы, которые высказываются так ясно в робкой песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа страны, но и вся история духовной жизни народа».

Каждый народ, утверждал Ушинский, отличается от других народов своеобразием исторически сложившихся черт своего характера, языка. Эти исторически сложившиеся у народа особенности, склонности, потребности и составляют суть того, что называлось народностью. Только то воспитание, которое основано на народных началах, говорил Ушинский, является живым органом в историческом процессе народного развития.

Много раз повторял Ушинский мысль о том, что родной язык - это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и «удивительный педагог», лучший народный наставник, учивший ещё тогда, когда не было ни книг, ни школ. Чтение в школьные годы Ушинский рассматривал как способ постижения народной культуры, богатств родного языка. Практическое воплощение идеи педагога получили в созданных им книгах для чтения «Детский мир» и «Родное слово». Большое внимание К.Д. Ушинский уделял разделу, посвященному истории России. Писатель знакомит читателя с бескрайними просторами России, её городами, селами, с жизнью народа, историей. Все части книги объединяет образ Родины. Читая статьи о природе, животном мире своего края, размышления о прошлом, восхищаясь красотой былинного слога, песенных напевов, дети проникаются живым, трепетным чувством к своей Родине, учатся ценить и понимать её материальную и духовную культуру. Краеугольным камнем формирования личности Ушинский признавал нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств».

Патриотизм для школьников не будет абстрактным понятием, если сердцем восприняты слова Ушинского:

«Наше отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов... «Наше Отечество»).

К. Д. Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, направленным на нравственное воспитание; считал, что человек одарен душой - свободной, разумной, желающей добра.

Великий педагог высоко ценил эстетический, поэтический мир народного творчества, нравственный потенциал фольклора. В народно - поэтическом творчестве Ушинского привлекали пословицы, загадки и сказки, народные былины. В каждом произведении, как в зеркале, отразилась русская жизнь. Можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать много новых поколений потому, что всегда у людей будут в почете труд, знание, честность, доброта, желание защищать своих близких, оказать помощь в сложной ситуации, быть полезным для своего Отечества.

Педагогическая деятельность, разработка проблем воспитания и обучения прошли через всю жизнь великого русского писателя - Льва Николаевича Толстого. Ребенок, по убеждению писателя - просветителя, является личностью, требующей индивидуального и творческого воспитания. Цель воспитания и образования, по мнению Л. Н. Толстого, заключается в том, чтобы способствовать гармонии нравственных качеств, с которыми родился человек. Он полагал, что детям от рождения присущи высокие нравственные качества, которые могут получить полное развитие лишь в условиях, исключающих всякое принуждение со стороны учащихся. Л. Н. Толстого всегда интересовали вопросы содержания образования, к решению которых он подходил с позиций своего нравственно - этического учения. Все содержание обучения должно быть подчинено, по его мнению, ведущей идее - гуманизации научного знания и формированию самосознания личности.

Л.Н. Толстой полагал что определяющими принципами культурного образования необходимо считать следующие:

) художественное чувство поэзии;

) патриотизм.

Написание «Азбуки» потребовало от писателя почти двухлетней непрерывной работы. В книге все материалы - слова, отдельные предложения, микрорассказы, тексты для чтения, пословицы, поговорки, сказки - отражали жизнь трудовой деревни. В учебнике рассказывалось о положительных и отрицательных чертах, характерных для «русского мужика». Тексты учат любить природу, подмечать изменения, происходящие в ней, учат любить Родину, человека-труда. Произведения, отобранные Толстым из народного творчества отвечали насущным проблемам воспитания и образования школьника. Писатель-педагог подчёркивает, что человеку всегда присуща вера в силу добра, человечность. Подавляющее большинство рассказов в «Азбуке» моралистичны, но их назидательность не навязчива. В одной из своих статей Л. Н. Толстой писал о том, что дети любят мораль, но только умную, а не глупую. Она естественно вытекает из самого повествования, даже и в тех многочисленных текстах, мораль которых образно выражается пословично - поговорочной или афористической концовкой. В поисках живого образного слова Л. Толстой обращается к устному народному творчеству, увлечен былинами, сказками, пословицами. Художественное совершенство, выразительность, простота и естественность языка, универсальная содержательность и доступность детскому восприятию - отличительные особенности произведений Л. Толстого. Внимание автора «Азбуки» и «Новой азбуки» привело к мысли использовать пословицы в качестве важнейшего учебного материала, ценного в образовательном и в воспитательно - нравственном отношениях. Пословица не только помогала учиться, пословица сама учила. Толстой отбирал пословицы из сборников В. Даля, И. Снегирева, шлифовал, сочинял сам - по образцу народных: «капля мала, а по капле море», «ворон за море летел, а умней не стал».

Особое место в «Азбуке» отведено стихотворным текстам, которые представлены двумя произведениями устного народного творчества - «Дурень» и «Святогор богатырь». Писатель сохранил традиционные приемы былинного стиля с таким мастерством, что каждая былина Толстого легко воспринимается как новый вариант народного произведения. В азбуках Толстого используются почти все виды устного народного творчества. Одних только пословиц, поговорок и загадок в первой книге «Азбуки» более 260.

Из великого множества пословиц и поговорок, которыми располагал писатель, имея под руками сборники И. Снегирева, В. Даля и свои записи, он отбирает материал так, чтобы за каждой из пословиц стояли «лица из народа и их столкновения в смысле пословиц», т. е. вырисовывалась бы определенная житейская коллизия и вытекающий из неё нравственный смысл: «На чужой земле и весна не красна», «Материнская молитва со дня моря поднимает». Толстой считал, что пословицы заключают в себе в высокой степени здравый смысл и нравственно - социальный опыт трудового народа, типические обобщения жизненных явлений. Это привлекло внимание автора азбук и привело к мысли использовать пословицы в качестве важнейшего учебного материала, ценного и в образовательном и в воспитательно - нравственном отношениях. Пословица не только помогала учиться, пословица сама учила. Толстой создал много высокохудожественных картин «на пословицы». В народной пословице, в этом самом распространенном и «ходовом» жанре устного народного творчества, писатель видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и заразительности. Тяготение пословиц к сравнению, высокая их метафоричность насыщали каждое слово, составляющее языковую ткань пословиц глубоким содержанием и предельной выразительностью, вызывали «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений».

Например: «Девочка любила играть на улице, а как придёт в дом -скучает. Мать спрашивает: «отчего ты скучаешь?» - «Дома скучно». Мать сказала: «Глупой птице свой дом не мил».

Включая в произведения различные произведения устного народного творчества, Л. Толстой стремился достичь не только учебно - образовательных, но и нравственно - воспитательных целей. Прежде всего это осознание школьниками святости честного крестьянского труда и воспитание презрения к праздной жизни любого тунеядствующего человека, особенно представителей господствующего класса. Тексты в «Азбуке» учили видеть красоту и поэтичность труда, его преобразующую роль в жизни человека, выражали мировосприятие русского крестьянина, его здравый смысл и трудовую мораль. Писатель любуется силой, выносливостью, находчивостью, природным умом русского крестьянина.

В детских произведениях Л. Н. Толстого глубоко раскрыты нравственные проблемы. его рассказы, басни, сказки формируют в детях стержень, основу зарождения нравственных начал. В его произведениях звучит тема взаимопомощи, отзывчивости: «Котенок», «О муравьях», «Собака Якова», «Два товарища». Тема честности: «Корова», «Косточка». Не обходит писатель тему взаимодействия человека с природой: «Черемуха», «Как ходят деревья». Очень большое значение Л. Н. Толстой придает теме трудолюбия. Рассказ - быль «Филиппок» один из ярчайших примеров, относящихся к теме трудолюбия.

Значительно реже обращается Л. Н. Толстой к жанру сказки. Большинство его сказок носят познавательный характер («Волга и Вазуза», «Шах и Дон»), реже - дидактический («Три подводы») или аллегорический («Царь и рубашка»). Толстой пересказал для детей известную сказку Г. Х. Андерсена «Царское новое платье» (1858 г.) и поместил ее в «Азбуке». В дальнейшем он переработал эту сказку, высоко оценивая ее за острокритическую направленность. Сказки широко представлены в книгах Толстого для детей. Здесь есть сказки и фольклорные, и в авторском пересказе, например «Липунюшка», «Как мужик гусей делил», «Лисица и тетерев», и сказки Толстого написанные строгим языком, без использования традиционной поэтической обрядности (зачинов, повторов, других сказочных формул). Писатель передает в первую очередь глубину мысли, дух народной сказки.

Читателям младшего возраста интересны сказки Толстого, персонажи которых - дети («Девочка и разбойники», «Мальчик с пальчик»). Любимейшая детская сказка - «Три медведя». Она создана на основе французской сказки «Девочка - золотые кудри, или Три медведя».

Магия толстовской сказки в образе главной героини- маленькой девочки. Она храбрая, любознательная и шаловливая, как большинство детей в ее возрасте. Глазами девочки рисует автор жилище медведей. Здесь Толстой не скупиться на подробности, выразительные детали: величина предметов, синенькая Мишуткина чашечка, маленький стульчик с синенькой подушечкой... Героиня медленно обходит медвежий домик, все замечает, трогает, пробует, качается на стуле и наконец засыпает в маленькой кроватке.

Затем этот же путь проделывают возвратившиеся домой медведи. Их возмущение выражено силой голоса: Михайло Иванович «зарычал строгим голосом», Настасья Петровна «зарычала да так громко», а Мишутка «пропищал» и, только увидев девочку, «завизжал так, как будто его режут: Вот она! сохраняй! Держи! Вот она! Вот она! Аи, я-яй! Держи!».

Эта небольшая сказка сродни театральной пьеске. Радостно и празднично воспринимают ее малыши, а чтение вслух, «по ролям» полезно для развития выразительности, гибкости речи.

Излюбленная Толстым разновидность сказок - сказки, приближающиеся к басне, притче. Их жанровое разграничение затруднено, и часто в сборниках сказок Толстого публикуются произведения, имеющие подзаголовок «басня».

В.П.Аникин объясняет это тем, что в фольклоре нет принципиальных разграничений между сказкой и басней: басня - сокращенная сказка. В форме подачи жизненного содержания, морали писатель следовал за народным творчеством. В сказках этого типа часто действуют традиционные персонажи - животные («Еж и заяц», «Ворон и воронята», «Лисица»).

Особую группу составляют сказки, созданные по сюжетам восточных фольклорных источников («Праведный судья», «Визирь Абдул», «Царь и сокол»). Симпатии автора на стороне героев деятельных, активных, отстаивающих справедливость.

Оригинальны познавательные сказки Толстого: «Волга и Вазуза», «Шат и Дон», «Судома». В них речь идет не только о географических понятиях - познавательное начало тесно переплетено с нравственным. Толстому важно было выявить моральную сторону сказки, не отвлекая внимание маленького читателя на другие ее особенности. Значение этой сказки состоит в том, что она помогает юным читателям постичь «запретную» мысль: оказывается,- можно посмеяться над «священной особой» короля (царя), когда она сама себя делает смешной.

В сказках Толстого бедный традиционно превосходит в хитрости богатого («Как мужик гусей делил»).

В сказках Толстой старается внушить детям те понятия, которые будут важны и во взрослой жизни: добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; к другому нужно относиться также хорошо, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; если поможешь кому-то в беде, то это воздастся сторицей.

Педагогическим и художественным воззрениям Л.Н.Толстого соответствовал жанр басни, классический в детском чтении. Лев Толстой создает свои басни, обратившись к первоисточникам: баням Эзопа, Писатель не просто переводит классические тексты, он их перевоссоздает. При этом басня обретает иногда сходство со сказкой, рассказом. Басни, включенные в детское чтение, воспринимаются как его оригинальные произведения. Таковы наиболее известные из них: «Лев и мышь», «Муравей и голубка», «Обезьяна и горох», «Лгун», «Два товарища». Для басен Толстого характерен динамический сюжет. Многие из них построены в форме диалога («Белка и волк», «Волк и собака», «Ученый сын»). Мораль вытекает из действия как итог поступка («Лгун»). нравственный школьник устный народный

Толстой был уверен: «Дети любят мораль, но только умную, а не глупую». Мораль его произведений особого рода: писатель хочет поднять сознание ребенка до такой нравственной высоты, чтобы он сам мог решать, как вести себя в конкретных обстоятельствах.

Басни Толстого в «Новой азбуке» и в книгах для чтения предлагают маленькому читателю мораль в более открытом виде. В басне «Лев и лягушка» лев испугался кваканья, приняв его за рычание большого зверя, но поняв, что это всего лишь лягушка, лев убил ее, а себе сказал: «Вперед, не рассмотревши, не буду пугаться».

Во многих баснях моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского быта, что особенно привлекало Толстого и как педагога, и как писателя. У одного человека была корова, она давала каждый день по горшку молока. Человек ждал к себе гостей и решил десять дней не доить корову, чтобы накопить побольше молока. Но «в корове перегорело все молоко, и она дала меньше молока, чем прежде».

Иногда нравственный вывод произносит один из басенных персонажей. Белка говорит волку: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

Басенные уроки, обращенные к разуму юного читателя, призывают к доброте, взаимопомощи, терпению. Неразумные поступки осмеиваются; бессердечие, жестокость, глупость бывают заслуженно наказаны («Осел и лошадь», «Голова и хвост змеи»). Басни Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость.

Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старым и беспомощным. Они воспитывают гуманные чувства, создавая, живые, многообразные характеры, показывая сложную и противоречивую жизнь деревни.

Басни Толстого заслуживают определений типа: «энциклопедия народной нравственности», «энциклопедия народной мудрости». Значение его книг для маленьких непреходяще.

Произведения Льва Николаевича Толстого для детей открыли и утвердили новую эпоху в детской художественно - реалистической литературе. Произведения писателя для детей, его автобиографические повести стали образцами художественного мастерства.

Л. Н. Толстой в своем учебнике последовательно проводил идею нравственного совершенствования человека, стремления к тому нравственному идеалу народа, который всегда связывается с торжеством добра, справедливости, дружбы, взаимной помощи. Добро понимается Л. Толстым как любовь к ближнему, преодоление личного эгоистического начала, как способность жертвовать собой.

Для Толстого нравственное - это движение непосредственного чувства, влечение к добру и отвращение ко злу. Толстой стремится к тому, чтобы многовековой опыт народа закрепился в сознании читателя - ребенка, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторона народной жизни не остается без внимания писателя. «...Я знаю, как думает народ и народный ребенок и знаю, как говорить с ним... Я и любовью и трудом приобрел это знание...» -с гордостью признается писатель. Толстой старается внушить детям те понятия, которые будут важны и во взрослой жизни: добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; к другому нужно относиться так же хорошо, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; если поможешь в беде, то это воздастся сторицей; рассудительность и справедливость одерживают верх в споре с гневом. Нравственное совершенствование человека - главная идея Толстого - писателя, философа, педагога. Она находила воплощение и в его учительской деятельности, и в произведениях, создаваемых им для детей.

Л. Н. Толстой был убежден, что воспитывать следует на примерах справедливости, добра, милосердия, уважения как к старшим, так и к младшим. В традициях народной педагогики Л. Толстой проводит мысль: люби труд, уважай старших, твори добро, люби свой народ. Свою родину. Для него важно, чтобы читатель почувствовал в словах и мудрое течение жизни, и ответственность поколений за свои дела, необходимость передачи традиций. В рассказах писателя - гуманиста звучит призыв к человеку научиться понимать мудрые законы природы, помогать утверждению жизни, красоты, гармонии. Рассказы, основанные на народном творчестве, пробуждают нравственные чувства, взывают к ответственности человека. Такими примерами насыщены его произведения.

Своей «Новой азбукой» Л. Н. Толстой стремился разрешить несколько задач, связанных с образованием и воспитанием учащихся. Во - первых, учебник знакомил с разными сторонами жизни человека, общества и природы и тем самым обеспечивал получение ребенком практического образования. Во - вторых, приобщал детей к народному языку, развивал языковые чувства у школьников, воспитывал любовь к народному творчеству и литературе. В - третьих, оказывал большое эстетическое воздействие на учащихся и развивал вкусы у них. В - четвертых, оказывал сильное нравственное влияние на ученика и тем самым способствовал формированию у них высоких нравственных качеств личности.

Азбуки Л. Н. Толстого имеют непреходящее значение в истории отечественной культуры и просвещения. Многие тексты из азбук Толстого стали неотъемлемой частью современных школьных учебников. Произведения из азбук великого писателя - просветителя стоят в первых рядах мировой детской литературы.

«Толстой никогда не состарится. Он один из тех гениев искусства, слова которых живая вода! Источник бьет неиссякаемо. Мы снова и снова припадаем к нему и нам кажется - мы еще ни разу в жизни не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды» - писал К. Федин. Книги Толстого выдержали десятки изданий. И сейчас они имеются в каждом учебном пособии, хрестоматии. Произведения Толстого имеют непреходящее значение в истории отечественной культуры и просвещения. Они стоят в первых рядах мировой детской литературы. Ю. Бондарев писал, что эти книги как солнце согревали «всех своей энергией. Рождая в каждом совесть. Любовь. Добро».

Таким образом, «Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатывается принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения. Всё, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно-отрицательные.

К числу нравственных чувств относится: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть злорадство, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и другие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...