Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из опыта работы В.И.Изотовой, учителя начальных классов школы-интерната №10, станицы Унеча, Брянской области




 

Приобщая детей к нашему русскому поэтическому творчеству, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине- России, к её бессмертному поэту-русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся. Важную роль в этом процессе играют уроки чтения. Раздел народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра.

В календарных песнях человек обращался с призывом, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красивой веснушкой, лето - тёплым летечком, траву - шёлковой, птиц - пташечками, жавороночками.

Поэтому при изучении песенного жанра дают детям подумать, перед каким важным событием в его жизни крестьянина - землевладельца могли исполняться пасни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются. Учитель начальных классов обращает внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают певучесть, напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами: берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко. Отмечают, каким тоном читать слова - обращения, слова - пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощущать их музыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон.

Многие изученные на уроках чтения и пения песни учителя используют на фольклорных праздниках: устраивали проводы зимы (масленица), встречу весны, летний праздник - завивание берёзки (семик), праздник урожая осенью- дожинки (осенины).

В праздничные дни пели песни, рассказывали сказки, былички, загадывали загадки.

В песнях, как и во всех других жанрах фольклора, можно найти остатки седой древности. «Каждый песенный вид имел свои особенности, свои формулы. Но смысл всех календарно - обрядовых песен, как уже сказано, один. Это песни - заклинания, песни - просьбы, пожелания. Изучая произведения этого жанра, учащиеся учатся общаться друг с другом, говорить слова благодарности.

Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся начальных классов моральных и эстетических чувств. Пословицы, учителя начальных классов используют на уроках чтения, русского языка, природоведения, трудового обучения.

«Пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Век живи, век учись; жить - родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами.

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Учитель начальных классов заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли - большое дело. И всему этому надо учиться».

«В «родной речи» (1 класс) тексты соотнесены с пословицами и поговорками, отражающими основную мысль произведения: кто родителей почитает, тот вовек не погибает (рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». На языке медок а на устах ледок (сказка «Лиса и тетерев»). К произведениям даны несколько пословиц, поэтому для работы подобраны пословицы в соответствии с возможностями класса.

Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Учитель вместе с детьми определяют смысл пословицы «труд кормит а, лень портит». Ребята говорят: «тот, кто работает, тот трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. За труд ему платят деньги. Лень портит человека». Раскрывают учащиеся смысл пословицы «снегу надует - хлеба прибудет». Дети отвечают: «большой урожай будет, если выпадет много снега. Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай».

Некоторые виды работ с пословицами.

. Распределить пословицы по темам. перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качества ценились в народе? (пословицы расширяют знание о прошлом нашей родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовь к родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать, отца. Распределяются между тремя рядами учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и определить, на какую они тему. Подводится итог).

. Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик из второго ряда заканчивает её, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы. Проводятся учительницей викторины о пословицах.

Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет; звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания - борьба с чудовищами, переходы через огненные реки и другое.

«Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это ещё более усиливает их значимость. В.Даль считал, что сказка очень нужна ребёнку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства. Пример работы с русской народной сказкой «Лиса и волк». Учитель рассказывает эту сказку, потом задаёт вопросы:

При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость. Учащиеся учатся различать добро и зло, встают на сторону того, кто нуждается в защите, кому грозит опасность, радуются победам, испытывают чувство гордости за тех, кто победил чудовище, защитил слабого и т.д.

Домашние животные и птицы (петух, курица, утки, гуси, козёл, коза, кот, собака). Даже насекомые (комары, мухи и тараканы), их повадки, внешний вид - всё является предметом внимания. Ко всему живому - уважительное отношение, ласковое слово, доброе прозвище; котишко - мурлышко, курочка - рябушка, гуля - голубок, паучок - тоненькие ножки.

Младшие школьники работают активно, отвечают охотно, дружно. На уроках, посвящённых устному народному творчеству России, ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в скороговорки. На переменах и после уроков учитель может разучить с ними русские народные игры «Горелки», «Каравай», «Лапта», «Садовник».

Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках, дети параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек. Ребята рисуют на темы сказок, составляют небольшие книжки-самоделки, посвящённые определённому жанру устного - народного творчества. В конце изучения раздела «Устное творчество русского народа» можно провести обобщающие уроки уроки-праздники, чтобы дети лучше запоминали, представляли себе русскую старину, обряды, обычаи, верования, чтоб почувствовали, чем жил народ, что ценил в жизни, чему радовался, чем гордился.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...