Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития детей с диагнозом «Задержка речевого развития»




Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004. — 128 с.

 

 

В книге изложена система коррекционной работы с детьми в возрасте двух-трех лет, страдающих задержкой речевого развития разного происхождения с использованием всех видов деятельности, доступных детям данного возраста.

 

Книга предназначена для логопедов, воспитателей коррекционно-диагностических групп детей раннего возраста с речевой патологией. Ею могут воспользоваться мамы, желающие помочь своему ребенку в общем речевом развитии.

Вступительная статья

 

Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы в коррекционно-диагностических группах детей раннего возраста (от двух до трех лет) с задержкой речевого развития разной этиологии. Это неговорящие дети или дети с «начатками» речи.

 

Система может быть использована для работы по развитию речи в массовых группах детей раннего возраста и для домашних занятий мам со своими малышами.

 

Работа начинается после тщательного обследования психомоторных, социальных и речевых функций ребенка. Диагностика осуществляется группой специалистов: невропатологом, отоларингологом, психоневропатологом, ортопедом, педиатром, логопедом, дефектологом.

 

После обследования делается общий вывод об уровне психического, моторного, социального и речевого развития ребенка, состояния его социальных функций, неврологического статуса.

 

Обнаружив отставание в речевом развитии (а это отставание, как правило, является следствием недоразвития одной или нескольких упомянутых выше функциональных областей), необходимо не откладывая, начать работу по развитию речи ребенка, параллельно совершенствуя все составляющие его общего развития.

 

Принципы построения системы

Показатели развития ребенка к двум годам

 

Познавательное развитие

 

§ Ребенок соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоским изображением; накладывает по образцу (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).

 

§ Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).

 

§ Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец (после показа).

 

§ Ориентируется в 3-4-х цветах (подбирает к образцу).

 

§ Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).

 

§ В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

 

Игровые действия

 

§ Проявляет сообразительность - достает сачком из воды понравившуюся игрушку.

 

§ Производит несколько последовательных игровых действий или сам решает игровую ситуацию после предъявления игрового материала. Использует предметы-заместители.

 

§ Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу) по подражанию.

 

§ Подражает действию близкого взрослого.

 

§ Сооружает из кубиков постройки для мелких игрушек: забор, дом, дорожку а) по просьбе взрослого; б) по образцу; в) самостоятельно.

 

§ Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

 

Социально-эмоциональное развитие

 

§ Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.

 

§ Упрямится, требуя недозволенного.

 

§ Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.

 

§ Кричит, жестикулирует, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.

 

§ Непослушен, злится при ограничении движений в ответ на грубый тон взрослого.

 

§ Отказывается от общения с незнакомым взрослым.

 

§ Долго плачет при уходе мамы, при испуге, обиде.

 

§ Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка. Ожидает похвалы.

 

§ Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, жесты).

 

§ Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных действиях с детьми.

 

§ Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.

 

§ Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми.

 

§ Восторженно относится к развлечениям.

 

§ Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.

 

§ С интересом смотрит мультики, детские телевизионные передачи.

 

§ Эмоционально предвосхищает результаты: а) собственного действия; б) действия взрослого.

 

§ Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям: а) по примеру взрослого; б) по собственной инициативе.

 

§ Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «собери игрушки», «это можно», «этого нельзя».

 

§ Понимает слова «плохо», «хорошо».

 

Речевое развитие. Понимание речи

 

§ Понимает короткий рассказ (без показа действия) о знакомых событиях.

 

§ Выполняет инструкцию (до трех поручений).

 

§ Знает детали лица: губы, зубы, язык, уши и части тела (руки, ноги и т.д.)

 

§ Активный словарь приблизительно 200-300 слов.

 

§ Использует предложения из 2-3-х слов.

 

§ Фраза не сформирована.

 

§ Начинает употреблять прилагательные, местоимения, предлоги, наречия.

§ Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает.

 

§ В 2-3-х предложениях рассказывает о том, что видит в данный момент.

 

§ Задает вопросы.

 

§ Называет предметы по картинке: а) по просьбе взрослого; б) самостоятельно.

 

§ Дает себе оценку: «хороший», «большой».

 

§ Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте».

 

Бытовые навыки

 

§ Ест аккуратно, не обливаясь.

 

§ При умывании трет ладони, часть лица.

 

§ Вытирается с помощью взрослого.

 

§ Самостоятельно одевается (натягивает носочки, обувь) с небольшой помощью взрослого.

 

§ Частично раздевается.

 

§ Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.

 

§ Пользуется носовым платком (при напоминании).

 

§ Контролирует физиологические потребности.

 

Физическое развитие

 

§ Перешагивает через несколько препятствий.

 

§ Поднимается и опускается по лестнице детской горки.

 

§ Меняет темп: ходьбу на бег.

 

§ Бегает семенящим шагом.

 

§ Подпрыгивает.

 

§ Удерживает мяч одной или двумя руками.

 

§ Бросает мяч в горизонтальную цель.

 

§ Ловит мяч с близкого расстояния.

 

§ Скатывает мяч с горки.

 

Особенности развития детей с диагнозом «Задержка речевого развития»

 

Дети с диагнозом «Задержка речевого развития», как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность - на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.

 

Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.

 

Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т. е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.

 

Активный словарь состоит из 5-10 слов модели СГ (СНОСКА: Здесь и далее: С - согласный звук, Г - гласный звук) (на), СГ—СГ (ма-ма).

 

Иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный.

 

Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например «ки» - киска, мех, волосы.

 

Дети с задержкой речевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова.

 

Интересной особенностью патологической речи является стремление к употреблению открытых слогов (СГ). Например: слово мяч ребенок произносит как «мятя» или «мя». При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с задержкой речевого развития может включать до 100-150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок. Если при нормальном речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряды слов, то при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец. Поэтому их речь изобилует аграмматизмами неограниченное время. Ребенок может сохранить эту особенность и в период обучения в начальной школе.

 

Характерная особенность речи детей с задержкой речевого развития - неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.

 

Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с диагнозом «Задержка речевого развития» стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...