Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация психодиагностических методик




Классификация психодиагностических методик

 

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности человека и групп.

Как отрасль психологического знания диагностика предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

ИСТОКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Термин «психодиагностика» впервые использовал швейцарский психолог и психиатр Герман Роршах (1984-1922). Он в 1921 году выпустил книгу «Психодиагностика». Он назвал так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется: под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как синоним психологического тестирования.

 

Термин «умственный тест» впервые использовал Джеймс Кеттелл в 1890 году (США).
Первые психологические диагностические приемы («доски» Сегена, 1831 г. ) – в клинике умственно отсталых детей.

 

Психодиагностика как особая научная дисциплина прошла значи­тельный путь развития и становления. Рассмотрим основные этапы этого пути.

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практи­ки. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первым ее источником стала экспериментальная психоло­гия, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психоди­агностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики. Психодиагностика выросла из эксперименталь­ной психологии. А ее возникновение в 50—70-е гг. прошлого века связано с возросшим влиянием естествознания на область психиче­ских явлений, с процессом «физиологизации» психологии, заклю­чавшемся в переводе изучения особенностей человеческой психики в русло эксперимента и точных методов естественных наук. Первы­ми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.

Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психоло­гических особенностях, которые являются предметом дифференци­альной психологии, невозможно было бы возникновение психодиаг­ностики как науки о методах их измерения. Одной из основ­ных причин, обусловивших зарождение психодиагностики, нужно счи­тать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей.

Одна из ранних публикаций, посвященных вопросам умственной отсталости, принадлежит французскому врачу Ж. Е. Д. Эскиролю, стремившемуся дифференцировать разные степени умственной от­сталости. Другой французский врач Э. Сеген первым уделил внима­ние обучению умственно отсталых детей с помощью особых мето­дик. Их работы внесли определенный вклад в разработку методов, помогавших определить умственную отсталость.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Как уже говорилось выше, особенностью развития психологии в последней четверти прошлого века было внесение в нее экспери­ментальных методов исследования. Эта черта характерна и для рус­ской психологии того времени.

многие эксперимен­тальные исследования в русской психологии проводились под знаком материалистических идей. У истоков этого направления находи­лись два величайших корифея науки — И. М. Сеченов (1829—1905) и И. П. Павлов (1849—1936). Взгляды Сеченова и Павлова оказали решающее воздействие на мировоззрение видного представителя естественнонаучного направ­ления в психологии В. М. Бехтерева. Бехтерев стремился выявить связь психической деятельности с мозгом, с нервными процессами, называл психические процессы «невропсихикой».

Сочетая в себе талант психолога, физиолога, психиатра и невро­лога-клинициста, Возглавив Психоневрологический институт в Петербурге, он собрал в нем коллектив исследователей, выполнив­ших ряд работ экспериментального характера.

Первая в России экспериментальная психологическая лаборато­рия открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе круп­нейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологиче­ская лаборатория при психиатрической клинике Московского универ­ситета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова А. А. Токарский. Во всех этих лабораториях работали врачи-невропатологи и психиатры, совмещавшие свои психологические исследования с вра­чебной практикой в клинике, а также студенты-медики.

Исследовательская работа была тесно связана с медицинской практикой и служила целям ди­агностики психических и нервных заболеваний.

В этих исследованиях изучались объективные признаки тех или иных психических явлений (например, изменение пульса и дыхания как отражение эмоций), доказывалась предметность, объективность наших восприятий, выяснялась зависимость памяти и внимания от ус­ловий опыта и т. д. Кроме того, во всех экспериментальных лаборатори­ях проводились исследования скорости протекания психических про­цессов.

Итак, во второй половине XIX века в отечественную психологию был введен эксперимент. Но для возникновения психологической диагностики необходимо было, кроме того, чтобы практике потребо­валось знание об индивидуально-психологических особенностях че­ловека. Первые отечественные работы по психологической диагно­стике выполнялись в первые десятилетия XX столетия.

Вероятно, одна из первых значительных дореволюционных отече­ственных работ по психологическому тестированию, представляю­щая законченное самостоятельное исследование, была выполнена Г. И. Россолимо в 1909 г. в Московском университете. Г. И. Россолимо, крупнейший невропатолог и психиатр, поставил своей целью найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. По существу, этот ме­тод был одной из ранних оригинальных систем тестов для изме­рения умственной одаренности. Эта система обследования, назван­ная методикой индивидуального психологического профиля, своди­лась к определению 11 психических процессов, которые оценива­лись по десятибалльной системе на основании ответов на 10 доста­точно произвольно подобранных вопросов. Устанавливалась сила прирожденного ума («первичного ума»), который как некое устой­чивое качество противопоставлялся «вторичному уму», непрерывно совершенствующемуся под влиянием внешних воздействий. Россолимо предложил графическую форму представления измерений психических процессов — вычер­чивание «психологического профиля», который наглядно демонстри­ровал соотношение указанных процессов. Отличительная особен­ность метода психологического профиля — его независимость от возраста испытуемого. Форма профиля оказалась надежным крите­рием для диагностики умственной отсталости.

Труды Россолимо были с интересом встречены как психологами, так и психиатрами, специализировавшимися по проблемам умствен­ной отсталости. Подобные «профили» с того времени прочно вошли в психологическую диагностику.

Еще один русский психолог, придерживавшийся сходных взгля­дов на изучение личности, А. Ф. Лазурский, примерно в то же время создал новое направление в дифференциальной психологии — научную характерологию. Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила Лазурского искать другие методы. Он выступает за естест­венный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство ис­следователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравни­тельно простой обстановкой опыта. Благодаря этому, по мнению Ла­зурского, удается исследовать не отдельные психические процессы, как это обычно делается, а психические функции и личность в целом.

Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами.

Определенный интерес с точки зрения развития новых форм тес­тирования представляет «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова (1928) для ис­пытания умственной одаренности русских школьников.

Особое место в отечественных тестологических исследованиях занимают работы М. Ю. Сыркина, специально изучавшего пробле­му сопряженности показателей тестов одаренности и признаков со­циального положения.

В 20-е гг. нынешнего века в нашей стране значительное развитие получила психология труда и психотехника. В рамках этих отраслей психологии развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народ­ного хозяйства, прежде всего в промышленности, на транспорте, в системе профессионального обучения.

Как особая отрасль отечественной психологии психотехника ор­ганизационно оформляется к 1927—1928 гг. Ею много сделано в области поисков рациональных методов психотехнического и про­фессионального обучения, организации трудового процесса, форми­рования профессиональных навыков и умений.

Вместе с тем психотехника подвергалась критике, в особенности за формальное использование некоторых теоретически не обосно­ванных тестов. Результатом этого стало свертывание работ по пси­хотехнике к середине 30-х гг.

Отрицательное отношение к психотехнике усилилось в период повсеместно развернувшейся критики педологии, с которой у нее было много общего. Педология была задумана как комплексная наука, занимающаяся целостным, синтетическим изучением детей. Педология механически понимала влияние двух факторов (среды и наследственности), определяющих процесс развития психики, сво­дила качественные особенности развивающегося человека к биоло­гической характеристике, увлекалась применением тестов, рассмат­ривая их как средство измерения умственной одаренности и метод отбора умственно отсталых детей.

Развернувшаяся в начале 30-х гг. резкая критика педологии сопро­вождалась отрицанием всего положительного, что было сделано учеными, так или иначе связанными с педологией, в области психо­логии и психологической диагностики, был наложен запрет на применение тестов в школе. По существу, этим были прекращены все психодиагностиче­ские исследования. Понадобилось около 40 лет, чтобы это направ­ление исследований было полностью восстановлено в своих правах. Лишь в конце 60-х гг. вновь начинают появляться работы по психо­логической диагностике.

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности человека и групп.

Как отрасль психологического знания диагностика предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

Предмет психодиагностики - индивидуальные особенности проявления тех или иных психических состояний.

Образовательная психодиагностика - не только широко использует разнообразные психологические методики, к этой области должны быть отнесены те тесты, которые создаются в соответствии с психометрическими требованиями, но предназначены не для оценки способностей или черт личности, а для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности).

Образовательная психодиагностика - не только широко использует разнообразные психологические методики, к этой области должны быть отнесены те тесты, которые создаются в соответствии с психометрическими требованиями, но предназначены не для оценки способностей или черт личности, а для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности).

Помимо названных областей следует выделить профессиональную психодиагностику, поскольку профориентация и профотбор невозможны без использования и развития диагностических методик.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...