Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Непосредственное.




Опосредованное - с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов.

Внешнее (открытое) – наблюдаемые знают, что за ними ведется наблюдение.

Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует.

 

Сложная проблема, которая встает при применении метода на­блюдения, заключается в том, как фиксировать наблюдаемое. К ос­новным формам протоколирования наблюдений можно отнести сле­дующие: признаковые или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга (оценок). Когда протоколирование ведется в систе­ме признаков, то заранее описывают конкретные виды поведения, симптоматические для целой поведенческой сферы, и потом фикси­руют, какие из них появляются в тот или иной период наблюдения. Признак должен быть однозначным и не требовать дополнительного разъяснения. Например, в схеме наблюдения Шульца использованы такие признаки: учитель работает с учеником, учитель работает с маленькой группой, учитель игнорирует вопрос ученика, ученик от­вечает урок, ученик громко читает и пр. Система признаков открыта, т. е. может быть продолжена. В этом ее отличие от системы категорий.

В системе категорий должны быть полностью описаны все виды поведения наблюдаемого; добав­лять в процессе наблюдения что-то новое уже нельзя. Например, категории, выделенные американским психологом Р. Бейлзом для изучения последовательных фаз в групповой деятельности, следую­щие: ориентировка членов группы в отношении общей задачи; оценка хода выполнения задачи членами группы; контроль; фаза принятия решения; сопровождающие процесс принятия решения эмоции (положительные и отрицательные).

Используя признаковые и категорийные системы, наблюдатели могут давать оценки, интерпретации (например, вежливый, строп­тивый и т. д. ), которые для каждого из них имеют свое значение.

Чтобы избежать субъективизма, используют шкалы рейтинга. Они требуют фиксации не наличия признака, а степени его выраженно­сти. Например: «Какой интерес проявляет ученик во время занятий? » Степень выраженности этого интереса можно оценить по 5-балльной системе: совсем не проявляет (1 балл); едва проявляет (2 балла); прояв­ляет какой-то интерес (3 балла); проявляет большой интерес (4 бал­ла); проявляет жгучий интерес (5 баллов).

Как видно, метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Попыт­ки придать этому методу формализованный характер (например, со­ставление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шка­лы рейтинга количественных оценок) способствуют повышению объек­тивности и достоверности полученной информации.

БЕСЕДА (ОПРОС). Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил он позволяет получить не менее надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных по­ступков, о субъективных состояниях, чем метод наблюдения.

Было бы ошибкой считать, что опрос — самый «легкий» для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убе­диться в том, что можно верить полученным ответам. Как и в оп­росниках личности, самая большая сложность, которая возникает при применении этого метода, заключается в формулировании вопросов. Существуют многочисленные правила построения вопросов, располо­жения их в определенном порядке, группировке в отдельные блоки и т. д.

Методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации. Так, они могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и косвенной (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысле). Они могут иметь открытый или закрытый характер.

Одним из наиболее распространенных видов опроса является ин­тервью.

ИНТЕРВЬЮ. Это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим). По форме оно бывает свободное (беседа без стро­гой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная); стандартизированное (осуществлена детальная разработка всей процедуры, включая об-щий план беседы, последовательность вопросов, варианты возмож­ных ответов: стойкие стратегия и тактика); частично стандартизи­рованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная). Диагно­стическим целям в большей мере соответствует стандартизирован­ная форма интервью, поскольку дает возможность получить срав­нимые данные о разных испытуемых, ограничивает влияние посто­ронних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последо­вательности «отработать» все вопросы. Однако его следует приме­нять только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. В против­ном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизированное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявле­ния непосредственности и искренности отвечающего. При работе с детьми стандартизированное интервью применяется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы. Чаще всего интер­вью имеет следующую структуру:

а) введение: настройка на беседу, на сотрудничество;

б) свободные высказывания испытуемого;

в) общие вопросы (например: «Ты можешь мне что-нибудь рас­сказать о школе? »);

г) подробное исследование;

д) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.

Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регист­рация ответов не должна сдерживать отвечающего. Интерпретация полученных результатов не лишена субъективизма, поэтому, как уже говорилось выше, их следует рассматривать в комплексе с дан­ными диагностических методик.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым («исповедальным»). Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, " скрытые мотивы поведения.

 

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНТЕНТ-АНАЛИЗ). В пси­ходиагностике существует еще один способ получения информации — это количественно-качественный анализ документальных источни­ков, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются письма, ав­тобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произ­ведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т. п. ).

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название «контент-анализ» (буквально «анализ содержания»). Впервые он начал применяться начиная с 20-х гг. нашего столетия для обработки материалов средств массовой ком­муникации. Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в докумен­тальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления. Так, например, в 20-е гг. русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочи­нений прослеживал, как распределяются положительные и отрица­тельные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возрас­та и пола. Или другой пример. В 80-х гг. Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах. Анализ выявил количе­ственное преобладание и более жестокий характер подобных эпизо­дов в западных фильмах.

Таким образом, основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные, едини­цы анализа и единицы счета, или количественные. Основная труд­ность при работе с документальными источниками — умение про­вести качественный анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.

Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, часто­ты использования различных смысловых единиц (например, определен­ных понятий, суждений, образов и т. п. ), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.

В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу). Новым этапом в развитии этого метода стала его компью­теризация. Особенно широко это используется в США — там раз­рабатываются стандартные программы анализа разнообразных до­кументов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализи­ровать огромный объем информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа.

В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследова-ния, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных по­средством проективных методик (например, ТАТ, тест Роршаха, За­вершение предложения), интервью, содержания бесед, другой рече­вой и письменной продукции испытуемого, открытых вопросов ан­кет и т. п. Так, например, в методиках диагностики личностных осо­бенностей (тревожности, невротицизма и др. ) проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испы­туемого: количество «тематических» высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д. ), глаголов, логических блоков и т. п. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...