Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Малоформализованные методики




Теперь рассмотрим некоторые приемы, которые включаются в понятие «малоформализованные диагностики». Как уже говорилось, к числу таких приемов относятся наблюдения, опросы, беседы (интервью), анализ продуктов деятельности.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ. Это старейший метод психологической ди­агностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследова­телю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых.

Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для эксперименталь­ного изучения, чем взрослый человек.

В нашей стране в 20-е гг. наблюдение широко использовалось в ра­ботах М. Я. Басова при изучении поведения детей. Им была разработа­на методика психологических наблюдений. Основной принцип этой ме­тодики, отличающий ее от применявшихся ранее дневниковых психоло­гических наблюдений — это максимально возможная фиксация объективных внешних про­явлений.

Второй принцип — это наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов. И третий принцип — избирательность за­писи. Регистрируются только те проявления, которые существенны для конкретной задачи исследователя. При этом, по мнению М. Я. Ба­сова, регистрировать при наблюдении следует не только внешние проявления, но и те внешние и по возможности внутренние стиму­лы, которые их вызывали, а также общую обстановку («фон»), в ко­торой осуществлялось поведение.

В соответствии со своей научной концепцией М. Я. Басов разработал подробную схему психологического анализа наблюдений и общие принципы воспитания умения проводить наблюдения у педагогов-психологов.

Поскольку в этом методе в качестве «измерительного инструмен­та» выступает сам наблюдатель, очень важно, чтобы он владел тех­никой наблюдений на высоком уровне и в полном объеме.

Наблю­дение может быть наивным и научным. Наивный способ наблюде­ний очень сильно зависит от личностных способностей наблюдате­ля, его установок, намерений и т. п. Результаты такого наблюдения носят неопределенный характер и могут интерпретироваться други­ми исследователями совершенно по-разному. Можно сказать, что они в большей мере характеризуют самого наблюдателя, чем того, за кем он наблюдает.

Психологическим целям больше соответствует научное наблюде­ние, или, как его называл М. Я. Басов, «исследующее, или выби­рающее» наблюдение. Такое наблюдение осуществляется на основе тщательной предварительной подготовки. Оно предпринимается со строго определенной целью, которая и определяет и время наблю­дения, и отбор нужных фактов. Другими словами, научное наблю­дение отличается от наивного постановкой проблемы, выбором си­туаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюде­ния, разработанной системой фиксации и записи

результатов, одно­значностью понимания другими людьми полученных данных.

В ка­честве примера приведем сформулированные Р. Б. Кеттеллом (1957) правила психологического наблюдения:

1) поведение испытуемого должно быть оценено в разнообразных ситуациях (в школе или на работе, в общественных местах) и в разных ролевых позициях (учащегося, работника, отца, сына, друга и т. п. ), поэтому наблюдатель должен проводить с испытуемым еже­дневно определенное количество времени в течение 2—3 месяцев; 2) заранее должны быть определены черты личности или особен­ности поведения, которые необходимо оценить;

3) экспериментатор должен быть предварительно натренирован в подобной оценке;

4) наблюдение должно быть беспристрастным;

5) оценивать одного обследуемого должны не менее 10 наблюда­телей и окончательная оценка должна представлять среднее из их наблюдений, при этом суждение каждого из них должно быть неза­висимым.

Классификация наблюдений проводится по разным основаниям. По степени формализованности наблюдение может быть неконтро­лируемым (исследователь пользуется общим принципиальным пла­ном) и контролируемым (регистрация поведения идет по детально разработанной процедуре). В зависимости от положения наблюда­теля различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) на­блюдение, когда исследователь включается в определенную соци­альную ситуацию и анализирует события как бы «изнутри».

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования.

Систематическое наблюдение проводится по определенному плану.

  «Сплошное» - исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

Выборочное - исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...