Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи (результат занятий)




После практических занятий по разделу студент должен:

 

код      
Профессиональные компетенции
ПК 7 Способен и готов применять методы асептики и антисептики,…………..,проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских учреждений……… ЗНАТЬ: 32. …...санитарно-гигиенические требования к устройству, организации работы и режиму инфекционных больниц, отделений, боксов. УМЕТЬ: . 2.Участвовать в организации и оказании……….,санитарно-противоэпидемической, помощи населению с учетом его социально-профессиональной и возрастно-половой структуры.  

 

 

Практическое занятие «Гигиенические требования к лечебно-профилактическим учреждениям. Гигиеническая экспертиза проекта сельской больницы»

 

Цель занятия

Ø Усвоение современных гигиенических требований к лечебно-профилактическим учреждениям и нормативных документов.

Ø Приобретение знаний и навыков по гигиенической оценке лечебно-профилактических учреждений.

Ø Усвоение основных положений профилактики внутрибольничных инфекций

 

 

Подготовка к занятию

Для подготовки к занятию студенту необходимо:

№ п/п Содержание Форма контроля
2.1. Повторить материал по Самоконтроль
2.2. Изучить материал лекции ______ Самоконтроль
2.3. Прочитать учебник»Гигиена», стр. 360-393 Входной контроль, тестирование
2.4. Прочитать учебник «Руководство к практическим занятиям по гигиене» Входной контроль тестирование
2.5. Изучить дополнительную литературу - см. список рекомендуемой литературы Входной контроль, тестирование
2.6 Быть готовым ответить на вопросы – см. «Вопросы для самоподготовки» Самоконтроль
2.7. Изучить основную терминологию по теме – термины и их содержание приведены в рекомендуемой для подготовки литературе. Самоконтроль, входной контроль
     
     

Цели и задачи (результат занятия)

После практического занятия по теме студент должен:

Знать:

Уметь:

Ø по предоставленным проектным материалам оценить соответствие гигиеническим нормативам и требованиям размещения, планировки и оборудования различных функциональных подразделений больницы.

Ø составить гигиеническое заключение по рассмотренным материалам проекта и представить рекомендации, способствующие улучшению противоэпидемического и лечебно-охранительного режима.

Структура и содержание занятия

ü Обсуждение основных положений темы

ü Изучение нормативных документов (СанПиН 2.1.2630-10)

ü Рассмотрение и гигиеническая оценка проекта ЛПУ (на примере сельской участковой больницы)

ü Решение ситуационных задач

 

Хронокарта занятия – 4.2 час

№ п.п. Время выполнения Тема, содержание практических занятий Деятельность студента
    l Организация -Выяснение исходного уровня знаний-   l Обсуждение основных положений темы l Изучение основных нормативных документов -   l Инструкция по выполнению практической работы – l Практическое задание №1 «Гигиеническая оценка проекта сельской участковой больницы» -   l Подведение итогов выполнения практического задания –       l Отвечает на вопросы l Выполняет задания входного тестового контроля   l Изучает методическое пособие l Изучает схемы профилактики ВБИ l Изучает СанПиН     l Слушает, задает вопросы     l Изучает ситуационный план l Изучает пояснительную записку к проекту l Дает гигиеническую оценку генерального плана l Дает гигиеническую оценку внутренней планировки и режима работы одного из отделений больницы (по указанию преподавателя) l Анализирует данные, оформляет протокол   l Представляет протокол l Отвечает на вопросы l Участвует в обсуждении протоколов других студентов.   l Слушает, задает вопросы  

Приложения для самостоятельной работы студента

1.Вопросы для самоподготовки

1. Значение и задачи больничной гигиены в комплексе мероприятий по охране здоровья населения.

2. Гигиенические требования к выбору, планировке и застройке больничного участка.

3. Санитарно-охранительный режим – понятие, принципы, схема обеспечения.

4. Системы больничного строительства и их сравнительная характеристика

5. Общие гигиенические требования к внутренней планировке больничных зданий и отделений.

6. Приемное отделение больницы - гигиенические требования к планировке, оснащению и оборудованию.

7. Палатная секция. Больничная палата. Виды палат. Нормативы площади и кубатуры. Требования к ориентации, размещению коек, оборудованию.

8. Акушерское отделение - гигиенические требования к планировке и оборудованию.

9. Хирургическое отделение и операционный комплекс - гигиенические требования к планировке и оборудованию.

10. Инфекционное отделение - гигиенические требования к планировке и оборудованию.

11. Основные направления профилактики внутрибольничных инфекций.

12. Санитарно-гигиеническая характеристика полимерных материалов, используемых в медицине.

Литература

Основная

· Гигиена: Учебник для ВУЗов. /Под редакцией Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. – стр. 360 - 398

· Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека: Учебное пособие. \Под редакцией Ю.П. Пивоварова. – 2-е изд., М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001 – 423 с.

· Руководство к практическим занятиям по гигиене труда: Учебн. пособие /Под ред. В.Ф.Кириллова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 2001. – 400с.

· Учебно-методическое пособие «Гигиенические требования к детской больнице»

Дополнительная

  1. Внутрибольничная инфекция: Уч. пособие. Осипова В.Л., Загретдинова Е.М., Игнатова Е.А. – 2 изд. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012/ - 240c.
  2. Мазаев В.Т., Гимадеев М.М., Королев А.А., Шлепкина Т.Г. Коммунальная гигиена, в 2-х частях: Учебник/ Под редакцией В.Т. Мазаева. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009, 700 с.
  3. Медицинская экология: учебное пособие. \А.А.Королев, М.В.Богданов, Ал.А.Королев и др. –М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 143 с.
  4. Санитарные нормы и правила –

ü Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению жилых и общественных зданий: СанПиН 2.2.1\2.1.1.1278-03.

ü Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность СанПиН 2.1.3.2630-10

ü Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов: СанПиН 2.2.1\2.1200-03.

ü

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ

Специфика проблем больничной гигиены связана в первую очередь с особенностью контингента, поступающего в ЛПУ. Организм пациента ЛПУ в отличие от здорового человека характеризуется:

· повышенной чувствительностью к воздействию факторов среды обитания (шум, запах, излишняя или недостаточная освещенность и др.);

· пониженной резистентностью к действию болезнетворных биологических агентов;

· измененным психологическим состоянием, связанным с отключением от трудовой деятельности, семьи, озабоченностью ходом лечения и исходом заболевания, резким изменением обычного распорядка жизни. Следовательно, к больничной среде должен предъявляться ряд требований, которые не учитываются при гигиенической оценке традиционного жилища.

В больничной среде действуют многие патогенные для человека факторы физической, химической, биологической, социальной природы, обусловливающие развитие госпитализма, возникновение новых страданий больных, удлинение времени пребывания в стационаре, ухудшение исхода болезни, дополнительные экономические и трудовые потери. Среди патогенных факторов больничной среды на первое место выдвинулась внутрибольничная инфекция.

Специфика больничной гигиены определяется и своеобразием условий труда медицинского персонала. Больной для медицинского работника не только пациент (от лат. Patiens - страдающий), которому необходимо оказать профессиональную помощь, но и фактор риска для собственного здоровья. Это справедливо не только в отношении инфекционных и психических больных, но и во всех случаях оказания ургентной помощи, при проведении большинства хирургических вмешательств. Сложность взаимоотношения пациента и врача усугубляется морально обусловленной профессиональной обязанностью (клятва Гиппократа) безотказного оказания медицинской помощи. На медицинского работника действуют не только определяемые его узкой специальностью профессиональные факторы, но и все общие специфические факторы больничной среды. Поэтому для сохранения здоровья и поддержания высокой работоспособности медицинского персонала, а также повышения эффективности лечебного процесса необходимо сочетать особые гигиенические требования к внутрибольничной среде, определяемые своеобразием контингента больных с созданием благоприятных гигиенических условий не только труда, но и быта для работающих в ЛПУ. С учетом круглосуточности функционирования ЛПУ, большого количества дежурных должностей персонала, постоянного ожидания внештатных профессиональных ситуаций от организации бытовых условий во многим зависит успешность основной деятельности ЛПУ.

Третья специфическая черта гигиены ЛПУ связана с условиями формирования факторов самой больничной среды, а также со спецификой ее загрязнения, обусловленной этими факторами. Речь идет о выделениях больного организма, которые не только вредны, но порой и опасны для окружающих; химических препаратах, применяемых в процессе лечения, дезинфицирующих средствах; специфических отходах, образующих при медицинских манипуляциях и функционирования лечебной и диагностической аппаратуры.

В больничных стационарах имеются подразделения (операционные, родильные залы, диагностические и лечебные кабинеты) со своеобразными технологическими процессами, нехарактерными для других сфер проживания и деятельности человека, которые также нуждаются в гигиенической оценке и контроле.

Состав воздушной среды, влияющей на организм больного, имеет особое значение, которое обусловлено:

· ограниченной подвижностью больного, пребыванием (подчас длительным) в помещении с малодинамичным микроклиматом;

· нарушением окислительно-восстановительных процессов и появлением кислородной недостаточности, которыми сопровождается значительная часть заболеваний, а также повышенной, иногда извращенной чувствительностью и реактивностью больного на внешние воздействия;

· поступлением в воздух больничных помещений веществ, создающих специфический для больничного помещения комплекс химического загрязнения.

Основными источниками химического загрязнения воздуха в палате являются:

· сам больной, так как примерно 1/5 токсичных веществ от общей химической загрязненности воздуха палаты выделяется с выдыхаемым воздухом больных. Это, как правило, недоокисленные органические вещества (альдегиды, кетоны, аммиак, непредельные углеводороды и др.);

· полимерные строительные и отделочные материалы, продукты деструкции которых – фенол, формальдегид, бензол, хлористый винил, стирол, непредельные углеводороды и др. – обладают высокой биологической активностью.

В специализированных кабинетах к указанным источникам загрязнения воздуха добавляются лечебная и диагностическая аппаратура, при функционировании которой выделяются летучие вещества – самые разнообразные по химическому строению и биологической активности соединения.

Источниками микробиологического загрязнения воздуха в стационарах всех типов являются медицинский персонал и больные, страдающие стертыми (бессимптомными) формами инфекционных болезней, а также носители полирезистентных к антибиотикам штаммов патогенных и условно патогенных микроорганизмов. Установлено, что в помещениях больницы в окружении бактерионосителей наблюдается значительное бактериальное загрязнение воздуха, материалов, предметов обихода и оборудования, что способ

Таким образом:

Ø Для больного должны быть:

· созданы благоприятные условия пребывания,

· созданы условия для предотвращения внутрибольничных инфекций

· обеспечен лечебно- охранительный режим

· исключена возможность действия неблагоприятных факторов окружающей среды

Ø Больничная среда - это производственная среда для медицинского персонала, которому должны быть

· созданы благоприятные условия для деятельности

· снижен риск ухудшения здоровья и

· развития профессионально обусловленной патологии в результате воздействия разнообразных факторов и средств, используемых в устаревших и новейших технологиях лечебно- диагностического процесса.

Лечебно-охранительный режим – комплекс мероприятий, максимально исключающих действие факторов, отрицательно влияющих на психику больного ребенка, а также стимулирующих его защитные и компенсаторные механизмы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...