Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к КИС. Классификация.





Корпоративная информационная система (КИС) – это комплекс программно-аппаратных средств, обеспечивающих бизнес-процессы организации. Иногда в определение корпоративной информационной системы не включаются аппаратные средства, наличие которых в организации в современных условиях считается уже чем-то само собой разумеющимся: большинство КИС могут быть реализованы на уже имеющемся в организации компьютерном оборудовании при его соответствии аппаратным требованиям КИС. Таким образом, КИС – это, прежде всего, комплекс специализированных программ, соответствующих актуальным для организации бизнес-процессам. Здесь же следует отметить, что потребность в КИС возникает не только у коммерческих организаций, в связи с чем правильнее было бы удалить из определения термин «бизнес».
В процессе эволюции автоматизированных систем сформировался ряд требований к разрабатываемым КИС:
1. Комплексность и системность. КИС должна охватывать все уровни управления предприятием в целом (от крупного подразделения до конкретного рабочего места), а так же с учетом его филиалов, дочерних фирм, сервисных центров и представительств.
2. Модульность построения. Информация в такой информационно-логической модели носит распределенный характер и может быть достаточно строго структурирована на каждом узле и в каждом потоке. Узлы и потоки, в свою очередь, могут быть условно (или явно) сгруппированы в подсистемы.
3. Открытость – это требование приобретает особую важность, если учесть, что автоматизация не исчерпываются только управлением, но охватывает и такие задачи, как конструкторское проектирование и сопровождение, технологические процессы, внутренний и внешний документооборот, связь с внешними информационными системами (например, Интернетом), системами безопасности и т. п.
4. Адаптивность. КИС должна гибко подстраиваться в связи с изменениями в самом предприятии и в его внешней среде. Желательно, чтобы кроме средств настройки система обладала и средствами развития – инструментарием, при помощи которого программисты и наиболее квалифицированные пользователи предприятия могли бы самостоятельно создавать необходимые им компоненты, которые органично встраивались бы в действующую систему.
5. Надежность. Одним из важнейших требований к такой системе является непрерывность ее функционирования в целом даже в условиях частичного выхода из строя отдельных элементов вследствие непредвиденных и непреодолимых причин.
6. Безопасность. Данное требование включает в себя несколько аспектов:
• Защита данных от потери. Этот аспект реализуется, в основном, на организационном, аппаратном и системном уровнях, т. е. на уровне операционной среды.
• Сохранение целостности и непротиворечивости данных. Прикладная система должна отслеживать изменения во взаимозависимых документах и обеспечивать управление версиями и поколениями наборов данных.
• Предотвращение несанкционированного доступа к данным внутри системы. Эти задачи решаются комплексно как организационными мероприятиями, так и на уровне операционных и прикладных систем.
• Предотвращение несанкционированного доступа к данным извне. Решение этой части проблемы ложится в основном на аппаратную и операционную среду функционирования КИС и требует ряда административно-организационных мероприятий.
7. Масштабируемость. Предприятие, успешно функционирующее и получающее достаточную прибыль, имеет тенденцию к росту, образованию дочерних фирм, филиалов и представительств, что в процессе эксплуатации КИС может потребовать увеличения количества автоматизированных рабочих мест, увеличения объема хранимой и обрабатываемой информации.
8. Мобильность. На определенном этапе развития предприятия рост требований к производительности и ресурсам системы может потребовать перехода на более производительную программно-аппаратную платформу. Чтобы такой переход не повлек за собой кардинальной ломки управленческого процесса и неоправданных капиталовложений на приобретение более мощных прикладных компонентов, необходимо чтобы система была достаточно мобильна.
10. Простота в изучении – это требование подразумевает не только использование интуитивно понятного интерфейса программ, но и наличие подробной и хорошо структурированной документации, возможности обучения персонала на специализированных курсах и прохождения ответственными специалистами стажировки на предприятиях родственного профиля, где данная система уже эксплуатируется.
11. Поддержка разработчика – включает в себя целый ряд возможностей, таких как получение новых версий программного обеспечения бесплатно или с существенной скидкой, получение дополнительной методической литературы, консультации по горячей линии, получение информации о других программных продуктах разработчика, возможность участия в семинарах, научно-практических конференциях пользователей и других мероприятиях, проводимых разработчиком или группами пользователей и т. д.
12. Сопровождение. Сопровождение включает в себя выезд специалиста на объект заказчика для устранения последствий аварийных ситуаций, техническое обучение на объекте заказчика, методическую и практическую помощь при необходимости внесения изменений в систему, не носящих характер радикальной реструктуризации или новой разработки.



Классификация корпоративных информационных систем
Важным признаком, по которому дифференцируют информационные системы, является возможность настройки, «индивидуализации» КИС. В соответствии с данным признаком выделяют:
• системы, достаточно универсальные, чтобы их внедрение не требовало специальной доработки под нужды конкретного предприятия. Иначе они называются «пакетными» или «коробочными», т. к. могут поставляться в виде обычных дисков программного обеспечения.
• системы, состоящие из детально дифференцированных модулей, позволяющих «собрать» нужную конфигурацию КИС.

• системы, разрабатываемые в соответствии с уникальными потребностями конкретного предприятия – это наиболее дорогие и сложные КМС, но позволяющие обеспечить самые трудоемкие процедуры реализации бизнес-процессов.
В соответствии с признаком «размера» или «объема», означающим возможность охвата системой как бизнес-процессов, так и работников, использующих данную КИС, выделяют:
• локальные системы, обслуживающие небольшое предприятие или один из участков работ, чаще всего бухгалтерию.
• системы среднего уровня, обеспечивающие потребности предприятия в комплексе, или филиальную структуру;
• интегрированные многопрофильные системы. Потребность в них возникает, как правило, у наиболее крупных предприятий с множеством направлений деятельности и большим штатом.

В соответствии с признаком «локальности», т. е. возможности использования сетей удаленного доступа, выделяют:
• автономные системы, не предусматривающие использования даже внутренней локальной сети предприятия для их эксплуатации;
• системы, рассчитанные на использование ресурсов локальной сети предприятия (этот тип является наиболее распространенным);
• системы, предусматривающие использование Интернета в режиме контролируемого доступа (этот тип систем наиболее эффективен при филиальной структуре предприятия, а также при территориальной удаленности подразделений).
В соответствии с признаком модифицируемости алгоритмических основ работы системы, выделяют:
• закрытые системы, не рассчитанные на оперативную замену того или иного элемента программного обеспечения или типа СУБД, изменение архитектуры (эти системы наиболее просты и дешевы);
• мультиплатформенные решения, в которых заложено многообразие модификаций программ;
• открытые системы, допускающие оперативную доработку, что, при объективных достоинствах, тем не менее, весьма трудоемко.
В соответствии с количественным уровнем интеграции КИС, выделяют и типы архитектуры информационных систем – практически неинтегрированный (распределенный), мало интегрированный, и сильно интегрированный. Эти типы архитектуры КИС следует рассмотреть подробно.
Первый тип архитектуры (распределенный) наиболее адаптивен, т. к. представляет собой набор программ-приложений (допустимо – различных производителей), обладающих возможностью обмена данными. Распределенность функционирования КИС подобного типа определяет многократное дублирование данных, что, пожалуй, не следует считать недостатком, наоборот – это способствует сохранности данных в случае возникновения проблем с аппаратной частью.
Второй тип архитектуры – слабо интегрированный, позволяет разделить функции системы на автономные сервисы, ориентированные на многообразие различных типов данных. Подобная информационная система представляет собой операционную среду, дающую широкие возможности самостоятельной работы отдельных пользователей, не связанных обязательными алгоритмами действий с данными.
КИС с сильно интегрированной архитектурой, как и в случае распределенного типа, представляет собой набор приложений, но отличается единством интерфейса, единством форматов представления данных, и жесткой связью между отдельными приложениями. Взаимосвязь между приложениями должна точно соответствовать бизнес-процессам, которые просто «прописываются» в структуре КИС, что значительно облегчает работу с ней неподготовленным пользователям.
В соответствии с номенклатурой и типологией бизнес-процессов организации принято рассматривать функционально-компонентную структуру КИС, определяющую включенные в КИС специализированные модули (например, «Бухгалтерия», «Продажи» и т. д.). По данному признаку можно выделить следующие аспекты функционирования КИС, определяющие и их типологию:
• формирование бухгалтерской документации;
• финансовое планирование и бюджетирование;
• управление кадровыми ресурсами;
• управление материальными ресурсами;
• управление взаимодействием с клиентами;
• управление производством;
• логистика;
• формирование баз данных любого назначения и т. д.
В соответствии с приведенной номенклатурой реализуемых в КИС бизнес-процессов, строится и типология самих КИС, могущих как иметь функциональную специализацию, так и объединять все или многие бизнес процессы в универсальной структуре. Наиболее часто используются английские аббревиатуры типов КИС, достаточно точно отражающие их функциональную специализацию. Приведем наиболее распространенные типы КИС:
• CRP (Capacity Requirements Planning) – системы, реализующие основные функции управления производством.
• FRP (Finance Requirements Planning) – системы, реализующие только технологии планирования и бюджетирования.
• MRP (Material Requirements Planning) – системы, специально разрабатываемые для нужд управления материальными ресурсами, в первую очередь – снабжением.
• MRP-II (Manufacturing Resources Planning) – комплексные системы финансового планирования и управления производством.
• MPS (Master Planning Shedule) – системы, ориентированные на большинство видов планирования, не только финансового, но и производственного, планирования продаж и т. д.
• CRM (Customer Relationship Management) – системы, ориентированные не только на обслуживание покупателя в связи с товаром, но и на любой тип клиентского обслуживания.
• SCM (Supply Chain Management) – логистические системы.
• ERP (Enterprise Resources Planning) – комплексные системы, реализующие большинство бизнес-процессов без выраженной доминанты какого-либо направления, но с возможностью «точной настройки» под нужды конкретного предприятия. Как правило, учитывают возможность как сквозного, так и оперативного контроля, что делает их исключительно удобными для использования топ-менеджментом. В настоящее время – наиболее распространенный и востребованный тип КИС.
• справочно-правовые информационные системы. Этот тип систем обычно рассматривают отдельно от КИС, но частота использования подобных систем в контексте информатизации бизнес-процессов позволяет отнести их к актуальным дополнениям КИС.

Источники требований.

Основным источником требований к информационной системе, безусловно, являются соображения, высказанные представителями Заказчика. В соответствие с иерархической моделью требований данная информация структурируется как минимум на 2 уровня: бизнес-требования и требования пользователей. Проблема состоит в том, что требования формулируются к создаваемой, ещё не существующей системе, т.е. по сути решается начальная подзадача задачи проектирования АИС, а представители Заказчика далеко не всегда бывают компетентны в данном вопросе. Поэтому, наряду с требованиями, высказанными Заказчиком, целесообразно собирать и требования от других совладельцев системы: сотрудников аналитической группы исполнителя, внешних экспертов и т.д.
Результирующий, часто достаточно сырой материал рассматривается, как документ «Требования совладельцев»1. На требования совладельцев обычно не накладывается никаких специальных ограничений.
Продолжая рассуждения, начатые в предыдущей лекции, модель создаваемой информационной системы в определённой мере должна отражать модель ОС.
Поэтому другим важным источником информации, помимо выявления требований, являются артефакты, описывающие предметную область. Это могут быть документы с описанием бизнес-процессов предприятия, выполненные консалтинговым агентством, либо просто документы (должностные инструкции, распоряжения, своды бизнес-правил), принятые на предприятии. Одной из немногих методологий, в которых специально выделяются рабочий поток делового моделирования, является Rational Unified Process.
Ещё одна альтернатива, используемая при выявлении требований – так называемые «лучшие практики», широко используемые в настоящее время в бизнес-консалтинге и при внедрении корпоративных информационных систем. Лучшие практики представляют собой описания моделей деятельности успешных компаний отрасли, используемые длительное время в сотнях и тысячах компаний по всему миру.
Подытоживая сказанное, отметим, что основными источниками, образующими «вход» процесса выявления требований, являются требования, высказанные совладельцами, как таковые или (и) артефакты, описывающие объект исследования. Однако, это – достаточно упрощённый взгляд: чтобы данные поступили «на вход», аналитики требований должны проделать немалую работу, связанную с подбором респондентов и информационных материалов, организацией интервью и т.д.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.