Анализ требований и бизнес-анализ.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Анализ требований - один из основных рабочих потоков (workflow) программной инженерии, наряду, допустим, с такими, как проектирование интерфейса пользователя, либо программирование. Для его обозначения в англоязычной литературе, как правило, используется понятие "Requirement Process". В отечественной практике, наряду с обобщающим термином "анализ требований", принятым, в частности, в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99, встречаются также такие термины, как "поток работ", "требования", "работа с требованиями", "определение требований" и т.д., что вносит изрядную путаницу. Для того, чтобы внести некоторую ясность, рассмотрим декомпозицию рабочего потока Requirement Process на составляющие, принятую в SWEBOK, и введем терминологию, которой будем придерживаться на протяжении лекционного курса. SWEBOK предлагает выделить в Requirement Process следующие основные составляющие: Requirements Elicitation (Извлечение требований), Requirements Analysis (Анализ требований в узком смысле), Requirements Specification (Специфицирование требований), Requirements Validation (Проверка требований). В качестве примера альтернативной декомпозиции потока работ можно рассмотреть взгляд, предложенный в RUP. RUP предлагает выделить в основном потоке анализа требований такие компоненты, как: Analyze the Problem (Анализ проблемы), Understand Stakeholder Needs (Понимание потребностей совладельцев), Define the System (Определение системы), Manage the Scope of the System (Управление контекстом системы), Refine the System Definition (Уточнение определения системы). Обобщая указанные выше декомпозиции, а также подходы, далее будем придерживаться следующей, более удобной в методическом плане схемой декомпозиции потока работ "Работа с требованиями": Формирование видения;
Выявление требований; Классификация и спецификация требований; Расширенный анализ требований (моделирование и прототипирование); Документирование требований; Проверка требований; Управление требованиями; Совершенствование процесса работы с требованиями. Первые 6 работ в лекционном курсе рассматриваются, как компоненты процесса анализа требований. Для того, чтобы успешно создать автоматизированную информационную систему (или шире, программную систему), необходимо, во-первых, определить компоненты потока работ, которые будут использоваться командой разработчиков и, во-вторых, правильно их организовать. В вопросы организации входит упорядочение работ во времени, интерфейсы между ними, параллелизм, работа с рисками и многое другое. Найти ответ на первый вопрос может помочь общая классификация задач, работ и операций программной инженерии, представленная в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Другая, более поздняя по времени классификация, присутствует в SWEBOK. Однако нужно отметить, что данные руководящие документы рассматривают общий случай, а в частном проекте может быть задействован далеко не весь арсенал работ. Сложнее - с решением второго вопроса. На сегодня существуют и имеют примеры успешного применения десятки и сотни различных методологий (процессов), среди наиболее известных - MSF, RUP, Oracle PJM, XP, FDD, SCRUM, PSP, Crystal, DSDM. Методологии подразделяются на 3 "волны": каскадные (исторически первые), прогнозирующие (например, RUP) и "гибкие" (agile), вошедшие в широкую практику на рубеже тысячелетий. Описания методологий существенно разнятся объемом (от десятков до тысяч страниц текста), наборами базовых работ и рабочих квалификаций, акцентами (работа с моделями, управление рисками, построение команды и пр.). Но авторы их описаний обычно сходятся в одном: лучшая из методологий, которой нужно следовать, чтобы добиться успеха - именно та, которую предлагает (описывает, рекламирует) автор. Редким исключением являются работы А. Коберна, автора группы методологий Crystal, где он предлагает брать за основу не "самый лучший" из процессов, а тот, который, во-первых, наилучшим образом соответствует проектной задаче, а во вторых - команде, которая будет его реализовывать. Вводится несколько метрик, позволяющих частично формализовать процесс подбора методологии.
Почему нужно анализировать требования? Из сказанного выше следует, что не все работы и операции, известные в программной инженерии, используются в той или иной методологии и, тем более, конкретном проекте. Возникает вопрос: является ли рабочий поток АТ необходимым в цепочке рабочих потоков создания информационной системы, стоит ли тратить на него время? Каков требуемый объем результатов, ожидаемых от АТ? Со всей очевидностью можно утверждать: да, АТ, как этап разработки ИС, невозможно пропустить: этот этап закладывает фундамент всего процесса проектирования и реализации системы. Степень проработки АТ может быть различной: от совершенно неформальной записки, представленной на одной странице, до развернутой системы документов, моделей и прототипов, построенной в соответствии с принципами одной из прогнозирующих методологий, например, RUP. Она зависит от следующих основных факторов: размеров проекта, величины имеющихся ресурсов и степени рисков. Невысокая глубина проработки приемлема для небольших проектов, характеризующихся небольшим ресурсом и невысокими рисками. Хорошо проработанные требования позволяют: выработать общее понимание между Заказчиком и Разработчиком; определить рамки проекта; более точно определить финансовые и временные характеристики проекта; обезопасить Заказчика от риска получить продукт, в котором он не сможет работать, обезопасить Разработчика от риска попасть в ситуацию "неконтролируемого размытия границ", которое может привести к непредвиденным затратам ресурсов сверх начальных ожиданий. Анализ требований - это процесс (бизнес-процесс) и, следовательно, к нему подходят методы и средства процессного подхода к управлению. Один из ключевых вопросов, позволяющих оценить результативность процесса - что является выходом (результатом) процесса. В чем результат АТ? Результатом рабочего потока "анализ требований" является набор артефактов. Это могут быть текстовые документы, модели UML, либо других языков моделирования, прототипы программного обеспечения.
Другой важный вопрос - какие цели преследует процесс. RUP предлагает следующие цели для потока работ АТ: добиться одинакового понимания с заказчиком и пользователями о том, что должна делать система; дать разработчикам наилучшее понимание требований к системе; определить границы системы; определить интерфейс пользователя и системы. 19. Акторы и варианты использования Результатом выявления требований, является реестр требований. Требования совладельцев обычно оформляются в простой письменной форме, без какой-либо особой регламентации. Типовой пример оформления требования к программе электронной почты - "Система должна позволять набирать текст сообщения с возможностью форматирования текста и вставки смайликов". Данные требования далеко не во всем могут удовлетворять критериям: они могут противоречить друг другу, быть неясными, неточными и т.д. Тем не менее, документ "Требования совладельцев", несмотря на невысокий уровень формализации, играет очень важную роль: в нем собраны мнения всех заинтересованных сторон и главная цель сбора начальных требований заключалась в том, чтобы получить по возможности как можно более полный набор требований, не пропустив чего-то важного. Для того, чтобы повысить уровень информативности требований, устранить взаимные противоречия и добиться выполнения их других основных характеристик, осуществляется переход от полностью неформализованных текстов к частично регламентированным (например, шаблонам MS Word) текстам, классификация, присвоение наборов атрибутов, построение моделей, прототипирование. Самым популярным и весьма эффективным способом повышения информативности требований является оформление их в виде вариантов использования (use case), предложенный И.Якобсоном
Прежде, чем приступить собственно к специфицированию требований в форме вариантов использования, RUP рекомендует выявить реестр акторов (actors) и вариантов использования. Актор - это некто или нечто, обладающее активностью по отношению к программной системе. Если вы разрабатываете простой текстовый редактор, то, скорее всего, выбор актора не составит особого труда: это будет пользователь, набирающий текст. Однако не всегда все так просто. Помимо пользователя в качестве актора может рассматриваться другая программная система, аппаратное устройство, в ряде случаев - активная компонента самой системы. Поиск акторовкорпоративной информационной системы обычно сводится к анализу ролей различных пользователей. Менеджер по продажам, старший менеджер и начальник отдела продаж - один актор, два или три? Это зависит от их функциональных обязанностей, разграничения доступа, способов использования информационной системы. Поиск акторов может осуществляться, например методом мозгового штурма. В дальнейшем при необходимости найденные акторы могут обобщаться, пересматриваться и объединяться. Вариант использования в первом приближении можно рассматривать, просто, как функцию, реализуемую системой. Однако, современный взгляд на организацию бизнеса говорит о том, что всякая функция должна иметь ценность для конечного потребителя продукта или услуги. Философия варианта использования предполагает выделение среди всего функционала системы подмножества, полезного конкретному конечному пользователю (точнее говоря, типу конечного пользователя). Другая сторона - вариант использования должен не только быть полезен, а еще и позволять получать КП конкретные законченные результаты. Так, одной из функций текстового редактора, очевидно, является создание пустого файла. Но вряд ли КП будет использовать редактор с целью изготовления пустых файлов. Следовательно, создание пустого файла - функция, но не вариант использования системы. Вариантом использования может быть, например, подготовка в текстовом редакторе служебной записки. Вариант использования реализуется через функции системы. Use Case Diagram Диаграмма вариантов использования Диаграмма вариантов использования UML, Use Case Diagram - одно из самых простых представлений системы. Ее базовые "строительные элементы" - акторы и варианты использования. Диаграмма задумана так, чтобы дать наиболее общее представление о функциональности системы (ее компоненты), не вдаваясь в детали взаимосвязей функций. Поэтому основной вид отношения, используемый в диаграмме - ассоциация между актором и вариантом использования.
Рис. 9.1. Другие виды отношений - отношение включения (include), расширения (extend) и обобщения/генерализации. Включение служит для обозначения подчиненных вариантов использования (когда один или более вариантов использования содержат вызовы одной и той же функциональности). Рис. 9.2. Расширение в точности соответствует точке расширения, используемой при описании варианта использования. Рис. 9.3. Отношение обобщения может применяться как к акторам, так и к вариантам использования, с целью указания специализации одних относительно других.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|