Проблемы подготовки квалифицированных кадров для спортивно-оздоровительных организаций в Российской Федерации
Существующие противоречия между потребностью личности и общества в образовательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных услугах и их удовлетворением из-за недостатка ряда организационно-управленческих, правовых проблем, консерватизма или, наоборот, чрезмерного реформаторства отдельных руководителей, недостатками финансирования и т.п. тормозится подготовка кадров в спортивно-оздоровительных организаций, введение современных перспективных программ, обмен научно-практическим потенциалом в области физической культуры, спорта, туризма. Переориентация высших учебных заведений на подготовку физкультурных кадров, направленных на удовлетворение нужд и потребностей государственных, коммерческих, общественно-самодеятельных организаций и учреждений, физических лиц требует разработки новых путей быстрого реагирования на запросы, на создание новой современной модели специалиста европейского и мирового уровня. При подготовке профессионалов будущего в высших учебных заведениях должны учитываться течения моды, дефицит на профессии, специальности, потребности государства и различных слоев общества, личности, европейский и мировой образовательный стандарт высшего физкультурного образования, уровень развития науки, практики и т.п. Меняется направленность усилий учреждений высшего образования на исследование не удовлетворенных нужд и потребностей, разработку новых учебно-методических технологий, эффективных организационных структур, которые будут способны их удовлетворить. При подготовке специалистов в высшей школе особое внимание необходимо уделять не только передаче профессионально-ориентированных знаний, а формированию умений в образовательном процессе, развитию профессионально значимых качеств личности, способностей к самостоятельному творческому, инновационному труду. Специалист по спорту должен быть профессионально компетентным в вопросах эффективного использования средств физической культуры в образовании, воспитании, оздоровлении различных слоев населения, а также быть подготовленным физически, психо-физиологически к будущей профессиональной деятельности.
Система требований к качеству подготовки специалистов в области физической культуры и спорта может включать в себя усиление гуманистической ориентации, высокий уровень его знаний в области психологии мотиваций, потребностей и свободы выбора вида физкультурной или спортивной деятельности. От специалиста будущего потребуется способность к ускоренному освоению наукоёмких технологий физического воспитания и спортивной подготовки, глубокие знания в области технологий естественного и стимулированного развития физического потенциала человека, учёт типологических и особенно индивидуальных характеристик занимающихся, построения адекватных им программ физического и спортивного совершенствования, а также организации инфраструктур обеспечения их полноценной реализации. Формирование компонентов готовности будущего специалиста невозможно без определенной перестройки системы подготовки, создания особого образовательного пространства, ориентированного на достижение целей профессионального образования, воспитание личностно-деятельных качеств и способностей. Существенно должны измениться интеллектуальные взаимодействия преподавателя и студента, тренера и ученика. Деятельность профессорско-преподавательского состава факультетов физического воспитания должна быть направлена на: модернизацию и усовершенствование образовательных услуг; дальнейшее развитие традиционных видов и технологий деятельности, приносящих положительный результат; разработку и внедрение новых специальностей, новых образовательных услуг; упразднение, закрытие устаревших, невостребованных потребителем специальностей, услуг.
Для успешного решения проблем модернизации, инновации при подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием главное внимание должно уделяться выработке стратегии модернизации, инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов образовательных услуг становится приоритетным направлением стратегии вуза, определяет направления его развития, конкурентоспособности. Осуществление модернизации и инновации предполагает: · комплексное исследование в различных научных сферах (педагогике, социологии, психологии, экономике и др.) путем интеграции их положений в едином исследовании для создания целостной и объективной картины профессиональной деятельности будущего специалиста по физической культуре и спорту, его востребованности в обществе, в социальном заказе государства; · подбор квалифицированного персонала для инновационной деятельности; · разработка планов и программ инновационной деятельности или модернизация (усовершенствование, обновление, изменение в соответствие с современными требованиями); · создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до предоставления образовательных услуг; · рассмотрение проекта создания новых услуг; · наблюдение за ходом разработки нового вида образовательной услуги и ее внедрение в учебный и вне учебный процесс; · проведение единой инновационной политики: координация деятельности в этой области на факультетах, кафедрах; · обеспечение финансирования и материально-техническими ресурсами программ инновационной деятельности. Инновационная деятельность при этом должна составлять единый процесс: исследование, выпуск образовательных услуг и реализация их в общеобразовательной, спортивной школе и т.п. Это предполагает наличие тесной взаимосвязи всех этапов цикла "наука - школа", что обусловлено потребностями рыночной ориентации вуза.
В современных условиях современной инновационной политики высшего учебного заведения проявляется тенденция к увеличению ассортимента предлагаемых образовательных услуг, расширению диапазона новых специальностей при подготовке физкультурных кадров. Процесс инновации может включать определенные этапы: . Систематизация поступающих идей: · сбор информации об изменениях на рынке труда, нововведениях, поступающих по результатам исследований от потребителей, пожелания, требования, рекламация и т.п.; · сбор информации о потенциальных возможностях вуза в отношении открытия новой специальности, нового вида образовательных услуг, определении степени и размеров риска; · сбор информации о потребности данных специалистов в физкультурно-спортивных организациях, клубах, общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях. 2. Отбор выявленных идей и выработка идеи новой специальности, услуги: · определение возможностей и практической реализации идей; · выяснение степени технологической общности новой и традиционной специальностей (услуг); · соответствие новой специальности стратегии развития вуза. 3. Анализ экономической эффективности новой специальности, услуги, разработка программы маркетинга: · разработка проекта подготовки специалистов (предоставления; · предварительная оценка качества подготовки специалистов; · оценка потенциального спроса на рынке труда (у потребителя) и объема выпуска; · определение расходов; · наличие необходимых ресурсов для открытия новой специальности (услуги): финансов, кадрового персонала, оргтехники, спортоборудования, инвентаря; · сроки подготовки новых специалистов (услуг) и начала подготовки; · разработка программы маркетинга. 4. Создание новой специальности, услуги: · разработка конкретной программы развития, учебных базовых и рабочих программ новой специальности (услуги) с распределением обязанностей по подразделениям вуза;
· соответствие государственному стандарту высшего образования; · выбор средств и методов рекламы; · выбор оптимальных каналов распределения выпускников специальности; · организация учебного процесса; · контроль и проверка качества подготовки специалистов (услуги). Выводы. 1. Современные социально-экономические условия общества требуют от высшей школы гибкости, мобильности и действенности стимулов в подготовке высокопрофессиональных специалистов физической культуры, спорта. 2. Главным критерием следует сделать качество подготовки кадров. Основным ориентиром подготовки специалистов должны быть запросы потребителей. Для этого необходимо открытие новых и дополнительных специальностей по подготовке кадров различного профиля с учетом их востребованности в обществе и дальнейшего трудоустройства. . Становится все более очевидной потребность в специалистах, имеющих специальную подготовку в области оздоровления различных слоев населения, досуга, управления и обслуживания спортивных сооружений, финансово-хозяйственной деятельности в спортивных организациях и других аналогичных учреждениях. . Одной из основных задач является совершенствование высшего профессионального образования на основе использования новых информационных технологий, повышение творческой, познавательной активности студентов в образовательном процессе путем индивидуального обучения, расширения самостоятельной работы, эффективного педагогического контроля, хорошей организации и научно-методического обеспечения учебного процесса, вовлечения студентов в педагогический процесс в качестве организаторов и руководителей, модернизации профессионального физкультурного образования на основе инновационных технологий, что повысит конкурентоспособность специалистов физической культуры, спорта, туризма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|