Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы деятельности Министерства образования и науки Челябинской области в решении вопросов обеспечения кадрами спортивно-оздоровительных организаций. Пути совершенствования




министерство физическая культура спортивный

Оценивая нынешний уровень подготовки руководящего состава и специалистов учреждений, необходимо отметить несколько проблемных зон в кадровой политике:

среди руководителей учреждений довольно мало специалистов, имеющих современное профильноеобразование (управленческое или экономическое), на что необходимо обратить особое внимание в перспективных программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

достаточно высокий средний возраст руководителей учреждений (директоров и их заместителей), что говорит о недостаточно эффективной плановой работе с молодыми кадрами по формированию перспективного кадрового резерва на руководящие должности;

отсутствие единой и понятной системы мотивации персонала, особенно применимо к молодым тренерским кадрам;

необходимость системной подготовки учебно-методических и информационно-консультационных материалов для различных категорий специалистов учреждений спортивно-оздоровительной системы области.

Если обратить внимание на имеющиеся аналитические данные, можно сделать вывод, что возможности учебного заведения, готовящего специалистов для спортивной отрасли Челябинской области, уже сейчас с трудом обеспечивают потребности отрасли в кадрах среднего и низшего звена надлежащей квалификации. В этой связи требуются безотлагательные меры по расширению материально-технической базы существующих учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена для спортивной отрасли, и увеличению их количества за счет оптимизации сети уже существующих образовательных учреждений, а также открытия новых.

На основании вышеизложенного, в целях обеспечения систематического повышения квалификации и переподготовки кадров специалистов учреждений и организаций спортивной отрасли Челябинской области предлагается создать государственное учреждение Челябинской области Центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов спортивно-оздоровительной отрасли области (далее - Центр),

При планировании кадровой политики Министерству необходимо использовать опыт, накопленный высшими учебными заведениями, которые ведут системную подготовку и переподготовку спортивных менеджеров.

Сегодня могут быть предложены программы по спортивному менеджменту нескольких уровней:

высшее профессиональное образование;

магистратура;

профессиональная переподготовка;

повышение квалификации.

По всем вышеперечисленным программам Министерство может быть заказчиком, направляя на обучение своих специалистов либо за счет целевого финансирования, либо с оплатой на индивидуальной основе. Целесообразно формировать целевые группы из специалистов похожего уровня с обязательным утверждением образовательных программ, учитывающих необходимые требования и пожелания заказчика.

Если вернуться к среднему возрасту руководителей учреждений (директоров), то на основании ниже представленной информации (таблица 2) можно сделать вывод, что возраст 22-х % от общей численности руководителей превышает 61 год, а преобладающим является возраст - 55-60 лет, что составляет 40 %.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отметил необходимость содействия приходу молодых, талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей.

В свою очередь, распоряжение Губернатора Челябинской области от 8 мая 2010 года № 319, определяющим условия формирования резерва управленческих кадров области определено, что кандидату на включение в такой резерв должно быть до 50 лет включительно, а предельный возраст пребывания в резерве - не может превышать 60-ти лет.

На основании вышеизложенного, предлагаем рассмотреть вопрос о мерах по привлечению в отрасль молодых управленческих кадров, а также целесообразности установления предельного возраста руководителей подведомственных Министерству учреждений и организаций (генеральных директоров, директоров).

 

Таблица 2. Возраст руководителей подведомственных организация и учреждений, подведомственных Министерству

до 40 лет от 41 до 50 лет от 51 до 60 лет более 61 года
12 39 53 29
9% 29% 40% 22%

 


Очень важным направлением кадровой политики Министерства должна стать системная работа с молодыми кадрами (особенно это касается специалистов руководящего звена и тренерско-преподавательского состава) необходимо обратить внимание на несколько ключевых моментов:

должна быть разработана действенная система мотивации молодых кадров, при которой на ближайшие 3-5 лет каждый из них понимал бы стратегию своего карьерного развития в спортивной отрасли в целом и в конкретной организации;

молодым кадрам необходимо помочь с получением квалифицированного образования, которое повысит их конкурентоспособный потенциал (Министерство могло бы полностью или частично оплачивать обучение молодых кадров);

необходимо пересмотреть систему оплаты труда молодых кадров (особенно тренерских), что сделает работу в спортивной отрасли более престижной и экономически привлекательной;

важно на регулярной основе проводить мониторинг карьерного развития молодых специалистов в спортивной отрасли.

Для эффективной реализации своей кадровой политики Министерству необходимо сформулировать основные принципы своей стратегии при взаимодействии с вузами. Среди этих принципов основными должны стать следующие:

взаимодействие с теми вузами, которые уже имеют опыт подготовки квалифицированных кадров для спортивной отрасли в целом и отдельных спортивных организаций;

проведение открытых конкурсов образовательных программ вузов по основным направлениям функциональной подготовки специалистов учреждений Министерства;

утверждение Министерством целевых программ подготовки и переподготовки с учетом обязательных требований заказчика;

Использование непрерывной системы обучения с применением дистанционных образовательных технологий

В качестве перспективного направления кадровой политики Министерства стоит акцентировать внимание на внедрении моделей непрерывного образования (колледж + вуз), при реализации которых заранее планируется целевая подготовка специалистов со средним профессиональным образованием с последующим поступлением на программы высшего профессионального образования.

Это потребует обязательного согласования учебных планов с профильными вузами Челябинской области (прежде всего с УралГУФКом), что существенно повысит качество учебного процесса и профессиональные компетенции выпускников.

Также очень важно разработать механизм поступления выпускников ДЮСШ и СДЮСШОР в профильные высшие учебные заведения.

С учетом того, что многие выпускники спортивных школ продолжают активно заниматься спортом, необходимо предусмотреть возможность обучения студентов по индивидуальному плану по смешанной модели обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, давая возможность совмещать обучение в ВУЗе с активной карьерой спортсмена. Такая модель обучения для действующих спортсменов сегодня на практике успешно используется во многих ВУЗах.

Считаем, что при подготовке специалистов физической культуры в высших учебных заведениях может быть использована концепция "Гибкого работника", в основе которой лежит подготовка специалистов по двум, трем специализациям. Примерный перечень специальностей в качестве 2-й или 3-й:

·   организатор активного отдыха и развлечения;

·         режиссёр и организатор массовых физкультурно-спортивных мероприятий;

·         специалист по оздоровительным видам гимнастики и танцу;

·         менеджер организации, экономист - менеджер спорта;

·         специалист базового спорта;

·         специалист исследовательской деятельности ФКиС;

·         специалист базово-пролонгирующей физической культуры (ОФП, консультант самостоятельных занятий по ФКиС);

·         инструктор тренажерного зала;

·         персональный тренер;

·         инструктор детских групповых программ;

·         инструктор по самозащите;

·         идеолог физической культуры и спорта;

·         технолог здоровья и др.

Как показывают исследования, подготовка кадров по указанным специальностям способствовала бы решению ряда проблем по удовлетворению населения в физкультурно-оздоровительных услугах. С повышением самостоятельности высших учебных заведений в формировании образовательных программ с учетом специфики регионов, постоянно меняющегося рынка труда, традиций вуза, могут вводиться новые специализации.

Таким образом, приоритетными направлениями кадрового обеспечения спортивно-оздоровительной отрасли Министерством являются:

. создание комплексной системы целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации спортивных специалистов с четкой и конкретной ориентацией на потребности спортивной отрасли в целом и конкретных учреждений по итогам ежегодного мониторинга;

. создание Центра подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в тесном контакте с ведущими вузами, выпускающими спортивных менеджеров и представителей других профессий для учреждений спорта;

. формирование системы стимулов и мотивации для эффективного карьерного развития специалистов и повышения их конкурентоспособности.


Заключение

 

В настоящее время в России подготовка кадров для спортивно-оздоровительных организаций осуществляется по одному направлению и шести специальностям в 219 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. При этом в системе Госкомспорта России работают: 13 высших учебных заведений, имеющих 16 филиалов, общее число обучающихся на 2007г. составляло 41372 чел.; 13 средних специальных учебных заведений, включая 2 колледжа в составе академий; 7 докторантур; 12 аспирантур; 6 докторских и 9 кандидатских диссертационных советов; 2 образовательных учреждения и 11 структурных подразделений дополнительного профессионального образования. В целом, качество подготовки отечественных специалистов удовлетворительное, и на них есть спрос не только в России, но и на мировом рынке спорта. Проблема, однако, - в том, что из 5 тыс. тренерских и преподавательских кадров, которых готовят в стране только институты физкультуры, в ФКС России остаются всего лишь 20%, а остальные уходят из-за отсутствия необходимых условий работы, в том числе низкой зарплаты. Сегодня в российском спорте - дефицит тренеров, но в то же время, по некоторым оценкам, за рубежом работают 20 тыс. российских специалистов ФКС, тренируя сильнейшие сборные мира.

Важнейшим направлением организационной работы Министерства образования и науки Челябинской области является совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки кадров. Обеспеченность отрасли квалифицированными кадрами сегодня становится важнейшим элементом реализации задач областной спортивной политики Челябинской области.

Оценивая нынешний уровень подготовки руководящего состава и специалистов учреждений, необходимо отметить несколько проблемных зон в кадровой политике:

среди руководителей учреждений довольно мало специалистов, имеющих современное профильное образование (управленческое или экономическое), на что необходимо обратить особое внимание в перспективных программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

достаточно высокий средний возраст руководителей учреждений (директоров и их заместителей), что говорит о недостаточно эффективной плановой работе с молодыми кадрами по формированию перспективного кадрового резерва на руководящие должности;

отсутствие единой и понятной системы мотивации персонала, особенно применимо к молодым тренерским кадрам;

необходимость системной подготовки учебно-методических и информационно-консультационных материалов для различных категорий специалистов учреждений спортивно-оздоровительной системы области.

Для решения перечисленных проблем, считаем необходимым:

. В целях обеспечения систематического повышения квалификации и переподготовки кадров специалистов учреждений и организаций спортивной отрасли Челябинской области предлагается создать государственное учреждение Челябинской области Центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов спортивно-оздоровительной отрасли области.

. Сегодня могут быть предложены программы по спортивному менеджменту нескольких уровней:

высшее профессиональное образование;

магистратура;

профессиональная переподготовка;

повышение квалификации.

По всем вышеперечисленным программам Министерство может быть заказчиком, направляя на обучение своих специалистов либо за счет целевого финансирования, либо с оплатой на индивидуальной основе. Целесообразно формировать целевые группы из специалистов похожего уровня с обязательным утверждением образовательных программ, учитывающих необходимые требования и пожелания заказчика.

. Очень важным направлением кадровой политики Министерства должна стать системная работа с молодыми кадрами (особенно это касается специалистов руководящего звена и тренерско-преподавательского состава) необходимо обратить внимание на несколько ключевых моментов:

должна быть разработана действенная система мотивации молодых кадров, при которой на ближайшие 3-5 лет каждый из них понимал бы стратегию своего карьерного развития в спортивной отрасли в целом и в конкретной организации;

молодым кадрам необходимо помочь с получением квалифицированного образования, которое повысит их конкурентоспособный потенциал (Министерство могло бы полностью или частично оплачивать обучение молодых кадров);

необходимо пересмотреть систему оплаты труда молодых кадров (особенно тренерских), что сделает работу в спортивной отрасли более престижной и экономически привлекательной;

важно на регулярной основе проводить мониторинг карьерного развития молодых специалистов в спортивной отрасли.

. Считаем, что при подготовке специалистов физической культуры в высших учебных заведениях может быть использована концепция "Гибкого работника", в основе которой лежит подготовка специалистов по двум, трем специализациям.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...