Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема благотворительности




Древний Китай

Конфуцианство

Конфуций разработал социально активную этику. Он перенес правила семейной этики в общественную сферу: сыновнее почтение стало профессиональной этикой чиновников.

Нравственный идеал: всесторонне эрудированный государственный деятель, который постоянно заботится о своих подданных и воздействует на них своим личным примером.

Даосизм

Лао Дзы

«Дао» - универсальный закон мироздания.

Недеяние – отрицание целенаправленной деятельности: даосизм предлагал социально пассивную этику.

Чтобы люди были счастливыми, их не нужно просвещать. Счастье и познание взаимоисключаемы. Даосисты ввели понятие диеты.

Нравственный идеал: мудрец-отшельник, полностью отстранившийся от социальной активности

Древняя Индия

Брахманизм

Действует и сейчас кастовая система. Единственным способом перейти из касты в касту – переродиться, для этого нужно точно следовать предписаниям для данной касты.

Нравственный идеал: безропотное выполнение кастовых предписаний, профессиональное самосовершенствование, что и дает возможность переродиться в более высокой касте.

Сансара – круговороты перерождений

Карма – воздаяние.

Дхарма – правила поведения («путь благочестия»)

Буддизм

Суть буддизма: жизнь – это страдание, от страданий можно спастись, и есть конкретный путь спасения независимо от кастового происхождения.

Главное: личное самосовершенствование в течение жизни.

Четыре истины Будды:

· Жизнь есть страдание

· Желание – это причина страданий

· Страдания можно прекратить путем избавления от желаний

· Жизнь есть путь, ведущий к прекращению страданий через самоотречение от внешнего мира

Этические нормы:

· Не убей

· Не лги

· Не прелюбодействуй

· Не завидуй

· Не укради

· Не употребляй дурманящих разум веществ

· Не причиняй вреда (ахинса)

Нормы поведения у монахов:

· Нельзя спать на удобной постели

· Нельзя присутствовать на развлечениях

· Нельзя владеть богатством (и вообще деньгами)

· Нельзя пользоваться косметикой и т.п.

· В некоторых монастырях запрещено есть после полудня

Зороастризм

(Древняя Персия)

Зороастр – основатель.

· В мире изначально существуют добро и зло

· Человек создан богом добра для борьбы с богом зла

· Направление деятельности человек выбирает самостоятельно (появляется понятие свободы воли и личной ответственности)

· Человек по природе не добр и не зол

Этические предписания зороастризма выражаются формулой: «Добрые помыслы, добрые речи, добрые дела» (появляется представление, что согрешить можно в мыслях).

Впервые запрещалось совершение преступления против себя (самоубийство).

Зороастризм выступал против аскетизма.

Иудаизм

Этические норма содержаться в десяти заповедях, но выполнять их необходимо было только по отношению к соплеменникам.

Поведение иудеев регулировал принцип Талиона: «Око за око, зуб за зуб».

Проблема оправдания Бога:

1. Бог не имеет права наказывать людей, ведь он сам создал их грешными

2. Даже если человек согрешил, достойно ли Бога, наилучшего и могущественного, преследовать человека.

3. Если Бог добр и всемогущ, почему в мире существует зло.

Ислам (мусульманство)

Шариат – 1) комплекс предписаний

2) это путь предначертанный Аллахом, следуя которому можно достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и в итоге попасть в рай.

Этические нормы:

· Уважай узы родства

· Почитай святость гостеприимства

· Запрещено использовать животных в тех целях, для которых они не созданы (бои с животными)

· Запрещено давать клички и прозвища

2. Этическая мысль античности

Историко-культурные особенности античной цивилизации, повлиявшие на формирование этики:

· Формирование рабовладельческой демократии, которая требовала воспитания активного гражданина

· Развитие естественнонаучного знания, что привело к развитию рационализма

Особенности этики Древней Греции:

· Светский характер

· Рационалистический характер (разум должен руководить поведением человека)

· Индивидуалистический характер (самосовершенствование человека идет на пользу всему обществу)

Классической период развития этической мысли Древней Греции

1. Софисты – учителя красноречия (ораторы). Главное это не истина, а аргументированное обоснование. Мораль относительна, общезначимых норм не существует. Главное – это умение доказать правильность своего поведения.

2. Сократ – мораль существует объективно. Задача человека – познать нравственные нормы и соотносить с ними свое поведение, что является залогом счастья

3. Платон – существует идеальный мир, по примеру которого создавался наш мир, но таким же идеальным он не получился. До того как душа переселилась в тело в этом мире, она жила в идеальном мире, но при этом потеряла память. Тогда задача человека при помощи разума восстановить эту память и соотнести свое поведение с идеальным. Т.е. надо развивать интеллект. У Платона выделяется индивидуальная этика (личное самосовершенствование) и социальная этика (правила устройства справедливого общества)

Философы – не должно быть личных интересов, т.е. семьи и собственности (мудрость)

Воины – мужество

Ремесленники, торговцы и земледельцы – трудолюбие и терпение.

4. Аристотель ввел понятие этики и завершил оформление этики как дисциплины. Нравственность – это залог социальной справедливости. Быть нравственным – значит знать золотую середину между крайностями и пороками (мужество это золотая середина между трусостью и безумной отвагой)

Поздний период развития античной этической мысли (Древний Рим).

Характерны индивидуализм и пессимизм.

1. Эпикуризм – учение о пользе разумных удовольствий, приносящих счастье человеку и не приносящих вред окружающим.

Счастье – это отсутствие душевных тревог и телесных страданий.

Классификация удовольствий:

· Естественное и необходимое (поесть, попить, одеться)

· Естественные, но не необходимые (вкусно поесть, красиво одеться)

· Неестественные и не необходимые (стремление к власти, богатству, славе)

Для счастливой жизни достаточно первой группы удовольствий. Вторая и третья группа удовольствий ведут к несчастью человека и окружающих. Достичь счастья помогает просвещение, поскольку оно освобождает от страха.

2. Киники (современная форма – «циники»). Высшим благом является внутренняя свобода, в том числе от удовольствий. Основой жизни должен быть аскетизм, который освобождает человека через отречение от мирских благ

3. Стоицизм – основы для распространения христианства. В мире господствует фатальная необходимость, определенная Богом. Нужно осознать и починиться этой фатальной необходимости, не утратив человеческого достоинства. Нравственным идеалом является апатия, которой можно достичь путем просвещения. В христианство перешли такие идеи как грех, предопределенность судьбы, смирение, покорность, аскетизм…

3. Этические учения Средневековья

Эволюция христианской этики.

1. Переход от идеи всеобщей любви к преследованию инакомыслящих.

2. Переход от провозглашения идеи равенства к санкционированию феодально-крепостной системы.

Характерные черты этики Средневековья.

1. Второстепенная роль разума.

2. Пессимизм в отношении к мирской жизни

3. Большое влияние идеи первородного греха

4. Этика рассматривалась в качестве способа приобщения к Богу.

Этиологии: Фома Аквинский и Августин Аврелий (Блаженный).

· Источником морали является Бог

· Зло существует в мире божьим попущением (с разрешения Бога) для того, чтобы отделить грешников от праведников

· Источник зла – это дьявол и человек, который обладает свободой воли.

· Спасение души человека зависит от Божественной благодати (спасение не зависит от земных поступков, а определяется милостью Бога)

· Идея превосходства веры над разумом («Верую, ибо не понятно» - эта формула привела к упаду науки)

· «Душа первична, тело вторично» => пренебрежение ко всему материальному и чувственному

Социолог ПьерАбеляр (Высокое Средневековье):

· Критерием нравственности является разум => поступок по совести не может быть греховным

· «Понимать, чтобы верить»

4. Этика Возрождения и Реформации

Эпоха Возрождения

Возвращение к трем античным принципам:

1. Индивидуализм

2. Антропоцентризм («Человек – венец творения»)

3. Гуманизм

Философ Николо Макиавелли: «Нравственным воспитанием должно заниматься государство и формировать выгодный для себя тип человека» (главным в государстве должен быть руководитель государства, патриарх должен починяться монарху, а не наоборот)

Мишель Монтень выступил против идеи умерщвления плоти и за разумный эгоизм (получение удовольствия от жизни должно ограничиваться не религией, а разумом)

Реформация

Началось с аргументов против продажи индульгенций.

Жан Кальвин – основатель кальвинизма. Была сформирована «трудовая протестантская этика.

· От рождения Бог определяет, спасет ли он человека, ничего изменить нельзя, можно только в течение жизни почувствовать себя избранным (критерием к этому был социальный успех)

· Профессия является Божьим призванием, выполнение профессионального долга – это нравственная задача человека. Профессия – это форма жизни => популярен карьеризм. Главное – бережливость и накопительство денег.

5. Этика Нового времени

Особенности формирования этики:

1. Развитие буржуазных, товарно-денежных отношений.

2. Бурное развитие естествознания. Стремление использовать методы естественных наук в этике

Проблемы этики Нового времени:

1. Проблема природы человека на основе идей натурализма

a. Человек от природы добр или зол

i. Человек от природы зол. Он живет по принципу война всех против всех. Цивилизация и государство накладывают ограничения во избежание самоуничтожения человечества.

ii. Человек по природе добр, но его портит цивилизация, которая прививает ему неестественные потребности (во власти, частной собственности, насилию и т.п.). Ж.Ж. Руссо

b. Нравственная природа человека является разумной или чувственной

i. Человек руководствуется в своем поведении разумом, и от совершенства последнего зависит нравственность

ii. В основе нравственности лежат эмоции (любовь, симпатия)

c. Проблема совмещения личного и общественного интереса

i. Обуздать человеческий эгоизм должна государственная мораль

ii. Необходимо вернуться к обществу всеобщего равенства при этом независимость личности сохранится, а эгоизм исчезнет.

iii. Общественное благосостояние существует благодаря порокам отдельных личностей. Подлинная мораль является гибельной для общественного процветания, поэтому она является формой общественного притворства

iv. Теория разумного эгоизма. Быть нравственным выгодно, поскольку выполнение моральных предписаний может гарантировать, что окружающие выполнят эти предписания по отношению к тебе.

· Имануил Кант. Создал теорию морали и выступил против натурализма. Поскольку мораль вменяется в обязанность человеку, и главным является не инстинкт, а чувство долга. Автономность морали заключается в том, что она не должна зависеть от существования Бога или загробного воздаяния.

Виды поступков:

А) Легальные

1. Правовые (совершаются из страха перед законом)

2. Целесообразные (совершаются из стремления к пользе)

3. Приличные (совершаются из страха перед общественным мнением)

Б) Моральные (совершаются на основе свободного выбора и из чувства долга.

Категорический императив Канта: «Поступай так, чтобы твои мотивы могли стать всеобщей нормой

· Георг Гегель. Нравственность не автономна, а социальна. Она зависит от исторического и культурного контекста. Разделили понятия морали (индивидуальная характеристика) и нравственности (социальная характеристика). Человек приобретает нравственность в процессе социализации

Этика марксизма-ленинизма

6. Этика XX-XXI века

Для этики 20 века характерен пессимизм и уверенность в невозможности воспитать нравственность в человеке

Иррационализм

· Фридрих Ницше. Людьми руководит воля-К-власти. Мораль является ограничителем воли-К-власти. Поэтому мораль – это удел слабых.

· Зигмунд Фрейд.

Структура личности.

1. Оно (бессознательное) - инстинкты

2. Я (сознательное)

3. СверхЯ (совокупность общественных и культурных стереотипов, которые ограничивают человека и заставляют его направлять сексуальную энергию в созидательные сферы)

Научно-рационалистический подход (наиболее развит в США)

Характерной чертой является этический негативизм.

Этические понятия невозможно определить. Они познаются в каждой ситуации интуитивно. Этические понятия не обладают научным содержанием (их невозможно проверить)

Прагматизм. В этике определяется критерием нравственности, которым является польза и эффективность.

Религиозно-этический подход.

Неоортодоксы. Основные идеи:

~ В мире невозможно изжить зло.

~ Человек испорчен от природы.

~ В мире существует постоянное чувство вины и больной совести.

~ Оправдание верой, а не делами

Этика ненасилия.

Это направления является не только теорией, но и политической практикой (Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг).

Ненасилие – это не пассивность, а особые ненасильственные действия (голодовки, забастовки, демонстрации, бойкотирование товаров и т.д.).

К осуществлению подобных действий способны только нравственно сильные люди.

Врагов следует убедить в их неправоте, в неэффективности силовых методов и необходимости компромисса.

Основные черты этики на рубеже 20-21 веков:

1. Плюрализм (множественность) этических учений

2. Релятивизм (относительность)

3. Ситуативность

4. практичность


Тема 3. Историческое развитие нравственности.

1. Происхождение морали

Концепции происхождения морали:

1. Религиозная – мораль дана богом (вне веры морали нет)

2. Натуралистическая – мораль свойственна человеку от природы.

3. Социологическая – причиной возникновения морали является возникновение общества. Организуя поведение человека наиболее выгодным для общества образом, мораль выполняет своеобразный социальный заказ.

4. Культурологическая – на развитие морали оказали влияние биопсихические особенности человека, религия, различные социальные факторы, но мораль является культурным феноменом.

2. Донравственные формы социальной регуляции человека

1. Табу запрет на определенные действия. Основаны на авторитете (жрецов) и физической санкции (физическое наказание, изгнание из племени и т.п.)

Отличия табу от морали:

· Табу запрещают, а не предписывают поведение

· Выполнение табу носит коллективный характер

· Табу не требует осознания и обоснования

Обычаи – отличается от морали по способу регуляции

Распространяется в локальном обществе Мораль носит всеобщий характер
Обычай распространяется только на своих и действует по принципу делай как все  
Обычаи обосновываются аргументом «так принято» «так правильно», «так хорошо»
При оценке поступка по обычаю не учитывается мотив  
За соблюдением обычая следит общественное мнение За соблюдением морали следит совесть (внутренний самоконтроль)
Если обычай не исполняется, он исчезает Если не выполняются моральные нормы, появляется чувство вины

3. Традиционная нравственность

Свойственна доинустриальным обществам (аграрным) – для Европы это период Средневековья.

Принципы:

1. Патриархальность, т.е. основные нравственные требования предъявлялись мужчине (мужчина является ответственным за поступки всех членов семьи и т.п.)

2. Коллективизм – ценностью является община, а не личность. Нравственный статус группы переносился на индивида. Заслуги индивида приписывались группе.

3. Трудолюбие – физический труд считался позорным для высших сословий, но наиболее достойным занятием для низших сословий.

Классификация занятий по степени нравственности:

1. Труд крестьян (наиболее почетный)

2. Труд ремесленника

3. Торговля (бесчестный труд)

4. Ростовщичество (постыдное занятие)

4. Патриотизм

Эволюция понятия патриотизм

Верность традиции (приверженность ценностям предков)→

принадлежность к своим (семья, клан и т.п.) →

любовь к своей земле (малой родине) →

→ формирование централизованных государств привело к тому, что патриотизм стал пониматься, как служение государству и любовь к социально политическому строю

→ формирование национальных государств привело к тому, что патриотизм стал пониматься как приверженность ко всему национальному и любовь к своему народу.

5. Воинский этос – кодекс поведения на войне.

Представление о войне основывалось на идее избранности социальной группы воинов и идее воины как занятии благородных.

Нравственность представлялась как правая сила: военная победа – это доказательство правоты.

Воинская община строилась по принципу семьи.

Воинские отношения побратимства стали прообразом дружбы.

Соперничество допускалось только среди равноблагородных.

Влияние христианства на традиционную нравственность

~ Перед Богом все равны => нравственные требования ко всем одинаковы

~ Основой регуляции поведения стали духовные ценности

~ Появление четкой фиксации норм поведения

~ Человек создан по образу и подобию Бога => является полноценной личностью.

~ Человек венец творения. Это утверждение привело к развитию гуманизма.

Нравы Средневековья

~ Сформировались на основе традиционной нравственности, христианской морали и феодально-крепостной системы.

~ Отношения в семье и обществе строили по принципу патриархальности

~ Проявлением сословности было появление придворного этикета.

~ Средневековье трактовало христианские нормы не как руководство к действию, а как ценности, приверженность к которым позволит побеждать или попасть в рай.

 

 

4. Буржуазная мораль

Её формирование связано с развитием капитализма, распадом общин и сословий.

Особенности

Нравственная регуляция направлена на индивида, а не на коллектив.

Люди провозглашаются равными от природы

Принципы буржуазной морали

1. Индивидуализм – если в традиционной нравственности человек гордился тем, что ему досталось от предков, то буржуазия гордилась собственными достижениями

2. Принцип трудолюбия – профессия стала пониматься как форма существования, а выполнение нравственных норм стало залогом формирования авторитета и престижа, необходимых для роста социальной карьеры.

3. Гражданский патриотизм – активное участие в решении общественных проблем.

Особенности распространения буржуазной морали (индивидуализм, ориентация на успех, осуждение паразитического образа жизни аристократии) дали возможность многим амбициозным молодым людям реализоваться в социальной жизни, стали залогом сильной экономики и формированием демократического гражданского общества.

5. Мораль советского общества

Основана на чертах традиционной, буржуазной и коммунистической морали.

· Индивидуальный объект моральной регуляции, но сохранился коллективизм (подчинение личных интересов коллективным)

· Равноправие людей

· Интернационализм (моральное равенство между народами)

· Признание общечеловеческих ценностей

· Распространение идеи солидарности

· Патриотизм (любовь к большой советской родине, т.е. ко всему СССР)

· Марскистско-ленинская идеология по функциям напоминала религию.

Достижения советской морали

1. Высокоразвитое чувство долга

2. Бескорыстная мотивация поступков

Недостатки советской морали

1. Попытка осуществления социальной регуляции за счет государственных институтов: профсоюзы, партийные органы, что разрушило моральную саморегуляцию человека.

2. Коллективизм выражался в подчинении личных интересов общественным.

3. Моральный долг заменялся чувством социалистической сознательности

4. Некорректное решение проблемы моральных целей и средств (репрессии) приводило к тому, что требования альтруизма оборачивалось принесением в жертву других людей.

5. Требование совершения героических поступков привело к развитию стахановского движения, что в свою очередь привело к многочисленным фактам фальсификации трудовых достижений.

6. Моральный идеал был заменен социально-политической установкой.

7. Идея универсальности заменилась идеей унификации (однообразия) => преследование человеческой индивидуальности

6. Современная нравственность и ей перспективы

Тенденции:

1. Усиление гражданского аспекта (ты имеешь право требовать выполнения соблюдения своих прав, только если выполнил все свои гражданские обязанности)

2. Гуманизация нравственных отношений (переход от авторитарной этики к гуманистической)

3. Демократизация нравственности (нравственные требования не зависят от социального статуса, расы или религиозной принадлежности)

4. Рост плюрализма в нравственности, что приводит к росту терпимости.

5. Персонификация морали (в большей степени учитываются личные качества человека в некоторой ситуации)

6. Экологизация морали – учета не только нужд человека, но и природы.

Перспективы нравственности:

Концепции:

1. Традиционализм: человеческая история – это период упадка и улучшить ситуацию нельзя (сторонники – индусы)

2. Прогрессивная теория (например, технократизм): раз научно-технический прогресс и привел к экологическим проблемам, то его дальнейшее развитие все эти проблемы можно будет разрешить.

3. Циклические теории: любая цивилизация развивается циклами (зарождение – рост – высший рассвет – кризис – упадок - исчезновение). Современный кризис – это не конец развития, за ним последует новый виток развития.

7. Закономерности развития морали

Закономерности:

1. лрмп

2. В развитии нравственности взаимодействую традиция (отвечает за преемственность традиций) и новация (отвечает за прогресс)

3. Мораль находится в тесной связи с другими феноменами духовной жизни (религией, искусством, наукой)

4. Рост влияния морали в решении глобальных проблем

Направление эволюции нравственности:

1. Эволюция от правил для своих к всеобщности.

2. Эволюция от внешнего контроля к саморегулированию.

3. От коллективизма к автономии личности.

Тема 4. Теория морали

1. Свойства морали

1. Неинституциональный характер регуляции поведения

2. Императивность (осмысление мира с позиции должного)

3. Мировоззренчески обобщенный универсальный характер требований, представленный в личностной форме

4. Безличность морального закона и равенство людей перед ним

5. Свободная детерминация (обусловленность)

6. Бескорыстие морального мотива

2. Функции морали

Ø Регулятивная (регулирование поведения)

Ø Коммуникативная (организует общение людей)

Ø Познавательная (особенно касается детей)

Ø Ценностно-ориентирующая (выстраивание целей, достижение которых является смыслом существования)

Ø Воспитательная

Ø Гуманизирующая (мораль очеловечивает человека, т.е. отличает его от животного)

3. Структура морали

Выделяют три компонента:

I. Нравственные отношения

v Отношение к природе (биоцентризм, антропоцентризм, стратегия устойчивого развития - биоантропоцентризм)

v Отношение к самому себе (адекватная либо неадекватная самооценка)

v Отношение к другому человеку (эгоизм, альтруизм)

v Отношение к обществу (коллективизм, индивидуализм, групповой эгоизм, патриотизм, космополитизм - противоположность патриотизму, национализм, шовинизм – противоположность национализму)

II. Нравственная деятельность

Элементарной единицей нравственной деятельности является поступок. Структура поступка:

III. Моральное сознание

v Эмоциональный уровень. Основан на нравственных чувствах, которые отличаются от реакции психики, поскольку вменяются нам в обязанность (чувство долга, ответственности, собственного достоинства)

v Рациональный уровень. Основан на знании, понимании и убеждении

В зависимости от соотношения знания понимания и убеждения выделяют следующие ситуации:

1. Нравственный вакуум – нет ничего из вышеперечисленного (например, человек попадает в новую культуру)

2. Наличие знания без понимания.

3. Наличие знания и понимания без внутреннего убеждения (человек делает по принципу «делай как все»)

4. Нравственная демагогия (человек при наличии полного осознания и правильности поведения делает для себя исключение)

5. Наличие знания, понимания, убеждений, т.е. мораль является руководством к действию

4. Высшие моральные ценности и категории этики

1. Долг – это осознанное воплощение моральных ценностей на основе самопринуждения.

2. Совесть – это внутренние переживания моральных требований

3. Честь – обозначает нравственный статус личности, результат общественной оценки заслуг индивида

4. Достоинство – нравственная самоценность личности, дается от рождения.

Моральные принципы – фундаментальные представления о должном поведении (коллективизм, индивидуализм, толерантность…)

Моральные нормы – это стандарты поведения.

Нравственные идеалы – эталон нравственного поведения.

Нравственные ценности:

1. Свобода.

В оценке свободы личности есть две традиции:

a. фатализм (предопределенность человеческой судьбы и человеческих поступков)

b. волюнтаризм (человек – сам творец своей судьбы, и за свои поступки сам несет ответственность)

Ситуация нравственного выбора

· выбор между нравственным и безнравственным поступком

· выбор между разными видами нравственного поведения

o выбор между долгом и склонностями (поступление в вуз, если есть мнение родителей и собственные склонности)

o выбор между своими интересами и чужими

o выбор между личными убеждениями и общественным мнением

o выбор между различными видами обязанностей (женщина-партизанка вынуждена была выбирать между материнскими обязанностями и обязанностями партизанки)

2. Смысл жизни

a. Имманентная традиция – земная жизнь обладает ценностью. Задача личности – активно использовать отведенный ей срок

i. Гедонизм – смысл жизни в получении удовольствий

ii. Эвдонизм – достижение счастья (самореализация человека)

iii. Социологизм – успешная социальная карьера

iv. Утилитаризм – получение или принесение пользы.

b. Трансцендентная традиция – земная жизнь не обладает ценностью.

Этой традиции придерживаются религиозные учения, которые считают, что земная жизнь – это испытания или подготовительный этап к жизни после смерти.

В рамках некоторых философских школ считается (Платон), что смысл жизни проистекает из идеального закона, который можно познать при помощи разума.

3. Счастье

Природа счастья противоречива (исследователи приводят пять антиномий):

· С одной стороны, счастье является следствием морального образа жизни, с другой стороны, следование моральным нормам часто приводит к несчастью.

· С одной стороны, счастье зависит от количества разума, с другой стороны, счастье – это состояние иррациональное, которому избыток разума вредит.

· С одной стороны, счастье – это итог жизни, с другой стороны – это конкретный момент жизни.

· С одной стороны, счастье предполагает некое объективное положение дел, с другой стороны, счастье – это субъективное переживание

· С одной стороны, представления о счастье диктуются социальной средой, с другой стороны, представления о счастье у каждого индивидуальны.

Условия счастья

1. Самореализация

2. Оптимальное удовлетворение материальных потребностей

4. Добро и зло

Добро выражает положительное значение явлений, зло - отрицательное. Исторически формирование этих понятий связано с осознанием добр аи зла как особого рода ценностей, не связанных с природными явлениями.

Добро и зло характеризуют намерение, соотносятся с каким-либо стандартом и связаны с внутренним опытом человека.

В понимании добра и зла существуют две традиции

1. Монизм – в начале всего лежит добро; зло – это результат ошибки или неправильных действий человека

2. Дуализм – добро и зло существуют изначально и находятся в противоборстве.

Тема 5. ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА

1. Развитие прикладной этики

Прикладная этика появилась на основе писанных и не писанных профессионально-этических кодексов.

Причины развития прикладной этики:

1. Формирование системы защиты прав личности

2. Бурный научно-технический прогресс

Прикладная этика занимается открытыми моральными проблемами: проблемы смертной казни, эвтаназии, абортов.

Признаки открытых моральных проблем:

1. Они связаны с публичными и легальными сферами деятельности

2. Эти проблемы являются исключением из правил

3. Эти проблемы не имеют однозначного решения.

4. Носят междисциплинарный характер, т.е. связаны с различными областями знаний (этика, право, медицина и т.д.)

Проблема благотворительности

Благотворительность – это деятельность перераспределения ресурсов, добровольно выделенных обладателями, в целях помощи нуждающимся, закрытия социальных проблем.

Критика благотворительности заключается в следующем:

· Благотворительность – это легальный способ ухода от налогов.

· Благотворительностью занимаются из чувства вины перед обществом

· В основе благотворительной деятельности лежит желание прославиться

· Благотворительность – это развлечение для богатых.

· Благотворительность является инструментом политического влияния

· Благотворительность превратилась в разновидность бизнеса.

· Благотворительность способствует формированию социального иждивенчества.

2. Этика делового общения

Этика делового общения – это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношение людей в процессе их производственной деятельности.

Различные проявления этики делового общения:

· Предприятие – социальная среда

· Предприятие – предприятие

· В стенах одного предприятия

· Между руководителем и подчиненным

· Между подчиненным и руководителем

· Между людьми одного статуса

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...