Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упадок эстетического мышления эпохи Возраждения




Причины:

1. Раскрепощение человека привело к падению нравов

2. Стало очевидным, что гуманисты переоценили возможности человека (созданный ими идеал оказался недостижим в реальности)

3. Разочарование в тезисе, что прекрасно присуще действительности, поскольку, в первую очередь, политическая реальность демонстрировала утопичность этой идеи.

5. Эстетика Нового времени

В этот период начинает формироваться индустриальное общество и развиваться капиталистические отношения, что способствует окончательной победе индивидуализма над коллективизмом.

Индивидуализм в эстетической деятельности привел к формированию авторских школ и стилей. Начинает развиваться художественная критика. Эстетика выделяется в отдельную дисциплину.

Рост профессионализма эстетической деятельности

Эстетика просвещения

В этот период зарождается идея научно-технического прогресса.

Интеллектуализм создавал особый менталитет, который выражался в неуёмном оптимизме относительно власти человека над собой и над природой.

Формируется новый идеал личности, который основан на духовных характеристиках:

· Бережливость

· Рассудительность

· Самообладание

· Стремление к материальному процветанию

Ряд мыслителей этого времени отрицательно относились к искусству. Считалось, что наука вытеснит искусство

Классицизм

Классицизм отражал тенденцию, связанную с рационализацией общественного сознания, что выражалось в ясности и строгости форм. Все, что выражалось символично и неопределенно, считалось проявлением уродливого.

Главная функция искусства – воспитательная, т.е. художник должен был бы быть совестью эпохи. Поэтому для искусства характерны идейность и нравственно-поучительный характер.

Классицизм был популярен в государствах с сильной центральной властью, которые претендовали на роль империй, поэтому активно использовали наследие античности.

Высшей стадией развития классицизма считается ампир, который нашел воплощение в монументальном искусстве

Барокко

Барокко – «странный», «вычурный».

Происходит разочарование в научной картине мира, которая была непостоянной, осознается относительность любого порядка.

Существовало мнение, что искусство выше природы и дает возможность человеку выйти за грани реальности. Это привело к многозначности и неопределенности в искусстве.

Для барокко характерны грандиозность, парадность, интерес к фантастическому, а также перегруженность декором.

Функции искусства:

1. Удивлять

2. Демонстрировать богатство владельца

Рококо

Рококо – это порождение культуры аристократов и королевских дворов.

Этот стиль считается продолжением барокко и в основном использовался в интерьере.

Популярными становятся миниатюрные формы. В садово-парковом строительстве – создание лабиринтов.

Достаточно популярен этот стиль был в парикмахерском искусстве и для создания одежды аристократов.

Романтизм

Искусство данного направления не нашло признания среди современников и стало носить элитарный характер. Была сформулирована идея, что художник творит не для зрителя, а для себя или узкого круга специалистов: «Искусство для искусства».

6. Западноевропейская эстетика второй половины 19 – начала 21 веков

Вторая половина 19 – начала 20 века

Исчезает каноничность жанров и стилей, присходит их смешение и параллельное развитие. Некоторые направления в

Стетике проявлялись лишь в одном виде искусства. Наблюдается быстрое чередование направлений и стилей.

Во воторой половине 19 века одним из ведущих направлений был реализм – это эстетическая позиция, согласно которой задача искусства сосстоит в как можно более объективной фиксации действительности.

Реализм основывался на идее позитивизма, поэтому сремился объснить действительность посредством заимствования категорий из естествознания.

Реализм стремился отражать не столькоткрасоту, сколько правду, поэтому показывали часто неприглядную сторону жизни.

Считалось, что искусство должно поставить точный диагноз человечеству, разоблачать его пороки и таким образом менять человека.

Реалисты впервые обратились к повседневной жизни людей (Курбе «Веяльщицы», Репин «Бурлаки на волге», Шишкинт»Утро в сосновом лесу»

Натурализм

Зародился также на основе идей позитивизма. Считалось, что художник не должен интерпретировать или оценивать. Он должен констатировать факты и давать зеркальное отражение действительности.

Причины поведения людей объяснялись через физиологию, наследственность и влияние внешней среды.

Отличие натурализма от реализма заключается в том, что герои натуралистических произведений не несут ответственность за свою жизнь. Многие персонажи представляются как беспомощные продукты окружающей среды и плохой наследтвенности. В реализме герои предстают как борцы с обществом либо своими недостатками.

Найт «Окликая паромщика», Лермит «Выдача жалованья Жрецам»

Импрессионизм

Импрпессеонисты стремидись отразить спонтанные и искренние чувства, многоликость и уникальность мира.

Художник должен был включать в свое произведение искусства собственное виденье мира, что приводило к росту субъективности в искусстве.

Импрессионисты считали, что урбанизация делает человека сурытным, а повседневность – мрачным, поэтому искусство должно противостоять этому. И то, каким видит мир человек, зависит исключительно от него, чем окружающая действительность.

Импрессионисты не придерживались строгой композиции, не выделяли главных действующих лиц, не пытались выразить некий скрытый великий смысл событий, поэтому у импрессионистов не было исторических сюжетов, они изображали повседневность.

Именно поэтому картины импрессионистов более яркие

Винсент Ван Гог «Ирисы», Клод Моне

Модернизм

Модернизм определял эстетическую деятлдьеность и эстетическое сознание первой половины 20 века и представляет собой совокупность стилей, которые объединяет антиреалистичный метод изображения.

v Абстрактное искусство

v Авангард Пабло Пикассо «Портрет Амбруаза Воллора»

v Дадизм

v Кубизм

v Постимпрессионизм

v Сюрреализм (Сольвадор Дали «Постоянство памяти»)

v Фивизм

v Футуризм

Наибольшее влияние на эстетику первой половину 20 века оказывали иррационализм и интуитивизм. Иррациоализм Шопенгауэра противопоставлял искусство рациональному познанию. Он считал, что искусство должно основываться на внутреннем опыте человека. Главное в искусстве – это вплощение идеи.

Интуитивизм Бергсона утверждал, что:

v Искусство должно носить элитарный характер

v Отказ от всязи с дейтвительностью

v Цель искуства – это самовыражение, художник в своем творчестве должен основываться на внутреннем опыте и своей интуиции, т.е. творчество должно носить эмоционально-интуитивный характер.

Черты модернизма

ü Отказ от объективности в искусстве

ü Отказ от традиционных форм вплоть до разрушения формы.

ü Аполитичность

ü Пессимизм

ü Интеллектуализация

ü Дегуманизация (обесчеловечивание произведений искусства)

ü Задача искусства – переструктурировать культурное пространство, предложить новые нормы и ценности.

Сюрреализм

(сверхреализм)

Большое влияние оказали идеи З.Фрейда и психоанализа.

Искусство – это средство массового гипноза. Сюрреализм соединял в творчестве художника сон и реальность, стремился показать глубинные переживаиня. Созерцание картин жестокости должно дать выход подавляемым инстинктам, поэтому часто изображались сцены насилия.

Искусство должно создаваться на основе бессознательного, что ведет к алогичности и наилучшим состоянием для творчества является сумасшествие, т.к. человек освобождаеьтся от контроля разума.

Футуризм

Большое влияние на распространение футуризма оказали идеи Фридриха Ницше, для которых были характерны нигелизм и отрицание традиционной культуры.

Ницше негативно воспринимал демократизацию искусства, считал что это ведет к примитивизации. Критерии красоты должен выдвигать сверхчеловек, который стоит вне закона и морали.

Футуризм – это гимн урбанизации и техногенному обществу. Футуристы пытались объединить искусство и технологию

Постмодернизм

Определял развтие искусства во второй половине 20 века и до настоящего времени. С одной стороны, постмодернизм отказался от традиций модернизма, с другой, продолжал антиреалистичный метод изображения, а также воспринял идею деформации пространства.

Постмодернизм должен воспевать относительность истины и множественность толкований.

Для постмодернизма характерны:

~ художкственные заимствования

~ тиражирование

~ дописывание от себя произведений искусства

~ риспособление старых культурных традиций к новым жизненным обстоятельствам

~ эстетизация посведневности (дизайн, спортивные зрелища, появление видов спорта на грани искусства: художественная шимнастика, фигурное катание; конкурсы красоты, рекламное творчество, показы мод, видеоклипы, эстрадные зрелища)

~ рост влияния моды и ксметической индустрии

Модернизм Постмодернизм
Скандальность Конформизм (соглашательство)
Эмоциональное отрицание предшествующего Деловое использование предшествующего
Элитарность Демократичность
Преобладание идеального над материальным Коммерческий успех
Вера в высокое искусство Антиутопичность
Отчетливые границы искусства и неискусства Все может быть искусством

 

7. Немецкая классическая эстетика

Вторая половина 19 – начало 20 века.

Иммануил Кант:

Природав искусства – это соединение эмоций и разума, логики и интуиции. Главная функция искусства – познавательная, поскольку позволяет расширить границы человеческого познания.

Кант научно разрабатывал проблему гения, считал, чтосудить гения по тем критериям, которые сложились в искусстве до него, невозможно.

Георг Гегель:

Разработал концепцию глобальной исторической эволюции искусства, изучив историю мировой художественной культуры.

Стадии развития искусства:

1. Символическия (искусство Востока)

2. Классичесская (искусство Античности)

3. Романтическая (конец Средневековья - начало 19 века)

Тема 8. Эстетическое сознание и эстетическая деятельность

1. Эстетическое сознание и его структура

С разделением труда и обособлением искусства происходит окончательное формирование эстетического сознания.

Эстетическое сознание – это форма общественного сознания, в которой отражается и оценивается действительность с позиции эстетического идеяла.

Специфика эстетического сознания:

1. Формируется на основе практики

2. Включает в себя комплекс чувств, представлений, идей

3. Часто носит оценочный характер

4. Отражает не объект, а отношение к объекту

Уровни эстетического сознания

1 уровень: обыденное

2 уровень: специализированное

теоретическое сознание (носителями теоретического эстетического сознания являются специалисты в облласти искусство веденья и эстетики)

творческий (люди, которые занимаются художественным творчеством)

структура эстетического сознания – это эстетические идеалы, взгляды, оценки, эстетическое чувство и вкус, эстетические теории.

Эстетический идеал представляет собойнекий образец (стандарт) красоты, чаще всего выражается в чувственной форме.

В эстетическом идеале проявляется эстетический вкус, который представляет собой умение понимать и оценивать действительность с точки зрения эстетических категорий (прекрасное – безобразно, комическое – трагическое, возвышенное – низменное)

2. Эстетическая деятельность и ее виды

 

Виды:

1. Художественно-практическая (обряды, карнавалы)

2. Художественно творческая (искусство)

o Художественно-техническая (дизайн)

3. Художественно-рецептивная (восприятие искуссива)

4. Духовно-культурная деятельность (выработка вкуса и идеала)

5. Теоретическая (икусствоведчество)

Дизайн

Дизайн появляется в связи с распространением промышленного производства.

Дизайн – это промышленный вид эстетической деятельности, порожденный потребностями массового производства и потребления, а также с развитием стандартизации и автоматизации.

Дизайн предполагает три этапа:

1. Выдвижение проектировочной идеи

2. Разработка новой функциональной структуры

3. Стилистическое оформление

При выполнении двух последних этапов деятельность является модернизацией.

При выполнении последнего этапа деятельность считается стилизацией или стайлингом.

3. Эстетические категории

Прекрасное и безобразное

В Античности считалось, что прекрасное является объективным свойством реальности.

В Средневековье считалось, что прекрасное является свойством потустороннего мира.

Особенности прекрасного:

1. Прекрасное имеет конкретно исторический характер

2. Представление о прекрасном зависят от конкретных социальных условий жизни человека

3. Идеал прекрасного определяется особенностями национальной культуры

4. Представление о прекрасном обуславливается уровнем индивидуальной культуры

Безобразное рассматривают в двух аспектах:

· Безобразное в действительности

· Безобразное в искусстве

Прекрасное и безобразное понимается диалектически (что для одного безобразно, для другого - прекрасно).

В современном искусстве наблюдается рост символичности, уменьшение декоративности. Художники часто сознательно идут на уродование эстетического в искусстве.

Возвышенное и низменное

Возвышенное – это эстетическая категория, которая характеризует эстетическую ценность прежметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью.

Для возвышенного характерна безграничность, несоизмеримость с человеческими способностями, грандиозность и монументальность.

~ Египетские пирамиды

~ Готическое искусство

Низменное – это эстетическая категория, характеризующая предметы и явления, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью и таят в себе угрозу для личности и общества.

~ Алкогольная и накротическая зависимость

~ Убийство, война

~ Предательство

Трагическое и комическое

Трагическое отражает острые жизненные простиворечия, сопровождающиеся человеческими страданиями или смертью.

В центре трагического сюжета находится конфликт между необходимостью и свободой выбора.

Для современного искусства характерно рассмотрение трагического как противостояние общественных и личных интересов.

Комическое отражает степень несоответствия между реальностью и идеалом, представляя это в эмоциональной форме.

Формы комического:

· Юмор, отличяется мягким отношением к недостаткам личности и общества

· Сатира, подчеркнуто уничтожающая критика пороков социальной действительности

· Ирония, скрытая насмещка в серьезной форме

· Сарказм, едкая, злая ирония, язвительная насмешка

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...