Проблема общей структуры морали: м сознание, нравственное отношение, н. деятельность и поведение.
Основанием структурирования сознания является конституированная функция сознания. 1.Отражение действительности. 2 Отношение к Дей-ти. 3.Управление действительностью. Управление складыается из планирования, регулирования (воля), и контроля. Моральное сознание – благая цель, предполагает благие средства.- Цель определяет средства для морального сознания. Мотив, оправдательный принцип деятельности отвечает на вопрос «ради чего» - скрытая цель Мотивация объясняет принцип деятельности. В структуре морального сознания воля отвечает за регулирование и планирование. Гегель: воля, стремление сознания сообщить себе наличное бытие. Воля способность сознания направленная на его реализацию в деятельности. Моральная воля проявляется как добрая или злая. Добрая воля: благая цель; благие ср-ва; свобода воли, как отсутствие всякого принуждения; Контролирование деятельности: соответствие цели и результата, за эту функцию отвечает моральная оценка- специфический вид ощенки, представляющий собой способ выявления моральной значимости явления. Моральное сознание – отражение мор. требований, ценностей, бывает: субъективное, групповое, общественное, индвивид. Не систематизировано, фрагментарно, хаотично.
29. сущность и структура индивидуального морального сознания. Моральное сознание – отражение мор. требований ценностей. 1.Субъективное (групповое, общественное, индивид) Уровень отражения действительности (обыденный, теоретический) Не систематизировано, фрагментарно, хаотично. Обыденное сознание не позволяет понять какую ценность имеет мораль (мор. нигилизм. Мор субъективизм) 3. Элементная структура: конституирующее + сознание универсально) а. отражение действительности (сознание – знание) Интеллект сфера морального сознания. Знания абстрактные, безграничное, и переживаемое, обретающее личностный смысл. Б. отношение к миру (сознание-отношение) чувстенно эмоциональная сфера.. Моральное сознание – благая цель, предполагает благие средства.- Цель определяет средства для морального сознания. Мотив, оправдательный принцип деятельности отвечает на вопрос «ради чего» - скрытая цель Мотивация объясняет принцип деятельности. В структуре морального сознания воля отвечает за регулирование и планирование. Гегель: воля, стремление сознания сообщить себе наличное бытие
31. Моральные требования: определение, признаки, система. Регуляция (управление) моральной деятельности опирается на систему моральных требований. Моральное требование – эталон, разрешающий противоречия: должное – сущее, социальное – индивидуальное, добро – зло. Применимо к любому требованию. 1. Элемент, гипотеза- предполагаемый адресат требований. 2. Элемент диспозиция – форма выражения требования. Форма образца. 3. Элемент санкция – система мер, предъявляемая в случае несоблюдения требования. Мораль опирается на силу разума, силу чувств, добрую волю. Система моральных требований: элементарные правила поведения; моральные нормы деятельности; моральные принципы жизнедеятельности; моральный идеал. Моральный идеал, моральные принципы жизнедеятельности – стратегия, определяющая будущее, вертикаль развития. Моральные нормы деятельности, элементарные правила поведения – тактика, конкретика, повседневность, горизонталь развития. Активность: 1. деятельность (внутренняя хар-ка, сущность, наша активность. 2 поведение: внешняя хар-ка, явление нашей активности. Деятельность – предметное содержание нашей активности. Поведение – форма выражения. Сила моральных требований всегда ригористичных безусловных по форме, строгих по содержанию, состоит в том, что субъект должен обращать их к себе и только через опыт повседневности предъявлять другим.
Признаки моральных требований. 1. Единство содержательности и императивности. 2. Единство должного и сущего. Всякое требование – эталон должного. Всякое должное укоренено в сущем, в реальности. И если такой укорененности нет, то отсутствует конструктивность должного. Когда выполняется должное, оно переходит в сущее. Сущее→Должное→Сущее… 3. Единство образца и запрета. Моральные требования нередко формулируются в форме запрета. Природа морали предпочитает выражать требования в виде образцов. 4. Бессубъектность моральных требований. Требование всеобще и универсально. 32. Элементарные правила поведения, этикет. Существует два вида поведенческой культуры. 1. Универсальная. 2 Этикетная. В основе универсальной лежит принцип равноценности чел.достоинства. Не зависит от возраста, пола мы д. б. вежливыми со всеми. Вежливость основана на доброжелательности, та в свою очередь предполагает симпатию. Когда человек не вызывает симпатии на помощь вежливости приходит тактичность. Ремарк: «Тактичность – неписанное соглашение не замечать оплошности другого, но это жалкий компромисс» Не жалкий, а благородный. Т – чувство меры во всем. Скромность – умение быть самим собой, не играть не свойственные роли. Этичная поведенческая культура. Этикет (фр) ярлык, наклейка. В основе э. культуры лежит принцип неравноценности. Чел достоинств держит людей на нижестоящих и вышестоящих принципах, четко указывает на место чел. Делит на своих и чужих, старших и младших. Ритуалы: приветствие, задача подчеркнуть положение одних и низкое других. Этичная культура могла влиять на судьбу чел-ка: придворный, воинский, дипломатический, деловых отношений, деловой переписки, переговоры. Этикет конкретен, его можно просто выучить. Этикетофобия – страх проявить бестактность. В этикете необходимость стремления не быть рабом. 33. Моральные нормы. Все социальные нормы деятельности на три вида: 1 нормы упорядочивания (госты, стандарты, правила) 2. регламентирующие – процессуальные определяют порядок действий, процессы, уставы. 3. Субординационные нормы политики, права, религии, морали. Субординация –контроль взаимодействия.. Наши взаимодействия имеют вектора вертикали (контроль неравенства соц. статусов) и горизонтали (иерархия). Иерархично – субординационные нормы распространяются на обе вертикали. В одних нормах преобладает вертикаль (церковь, политика) Моральные нормы больше субординационные (возможна равноценность в мор. плане). Для морали характерна равноценность субъектов. М.Н. несут самую большую нагрузку являются более обобщенными требованиями или правилами поведения. Нормы дают большую свободу выбора, чем выше степень обобщенности моральных норм, требований, тем больше свободы, ниже императивность. Моральные нормы приобретают ситуативный характер, прагматика самих норм.; нет четкости, предопределенности.
Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Нормы морали получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях, заповедях, принципах о том, как должно поступать. 34. Моральные принципы. Это Еще более обобщенные требования чем правила и нормы еще меньшая степень императивности, выше степень свободы морального выбора. Если правила и нормы регламентируют нашу деятельность и отношения, то принципы и идеалы ориентируют. Заставить жить по принципам и идеалам не возможно. Моральные принципы классовые в них силен идеологический потенциал. Не уравновешенность мор. принципов: политика и право, используется для достижения личных целей. М.П. поддаются кодификации. Из них составляются кодексы, которые становятся основой идеологии. Моральные принципы меняются во времени, но они необходимы. Например, моральный кодекс строителя коммунизма. Коды - система взаимодополнения принципов. Суть идеологии - самоидентификация. В каждое время своя идеология. Миф о деидеологизации опасен, появляется объект для манипуляции. Меняется, полит, эконом строй, система моральных принципов. Остается необходимость и неизменность моральных принципов для стратегии. Принципы не допускают исключений, претендуют на абсолютность, они отражают глубинные слои бытия человека, его сущностные потребности.
35. Моральные идеалы – высший эталон должного, высший эталон совершенства. Идеал помогает простроить вертикаль, определить перспективы, осмыслить, тактика. Множество призыва отказаться от этики совершенства, добродетели, от восхождения к идеалу (макинтайр «по ту сторону совершенства» во главу угла – горизонталь). Функции идеала: 1. Программные, программа развития, главное чтобы идеалы не уводили от реальности Существует утопизм и опасность ориентации на идеал главное – чтобы идеалы не были утопичны, чтобы не уводили от реального бытия. Опастность в упоении, эйфории. Опасность воспитать мечтателей, оторванных от жизни. Обломовщина идеалы могут быть персонифицированы и полиперсонифицированными. Персонифицирование имеет реального носителя, желание подражать. Поли – это идеал собирательный, где собираются некие совершенные качества от многих людей. 2. Воспитательные: Образ совершенства очень привлекателен и вдохновляющ. 3. Идеалы выполняют критическую функцию, критика несовершенство реального. Без критики развитие проблематично. Самое главное – мера. Критическая функция не дб способом ниспровержения реальности. Ни одна функция идеала не должна абсолютизироваться не д. б. гипертрофированной. или критиканством или равнодушием к идеалу.
36. Общественное мнение и мораль. Общ. М. как оценочное состояние массового сознания. Ценный источник информации, способ воздействия или регулятивная функция; консультативная функция. функция приказа, давления – директивная функция. Никогда не бывает абсолютным совпадением. (Анкета, интервью, неофициальность, спонтанность, самопроизвольность) Мнение – недостоверное, субъективное знание, в отличие от достоверного знания – истины. Знакомит лишь с видимостью вещей в отличие от знания.. В обыденном аспекте мнение – точка зрения по тому или иному вопросу отдельного человека. Общественное мн. – выражает реальное отношение к происходящему, явлениям, процессам действительности. О.М. может быть высказано под воздействием (полит парт, митингов) так и стихийно под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств Основа: распространенность, интенсивность, взаимопроникновение, концентрированное выражение коллективного разума. Может проявляться на трех уровнях: духовное отношение (через оценочное суждение); духовно-практическое отношение (через эмоц. волевые побуждения, намерения) и как практическое (через массовые действия, поступки). О. М. ялвяется одной из движущих сил общественного развития, эффективное средство соц. контроля, регулирования поведения и практической деятельности широких масс. Мораль оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения, намерения.
Мораль система норм, принципов, ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. Мораль всегда несет ценностное оценочную доминанту, которая неизбежно ее превращает в некий инструмент критики. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения смысла, цели) общ-ва, истории, человека и его бытия. Господствующие нравы и обычаи оцениваются всегда морально, с точки зрения сущности морали, а именно ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла. И моральное воззрение может находиться в критическом отношении к реальной действительности.
37.Моральные ценности: специфика и место в системе дух. ценностей. М. ц. выявляющие их + или – значение для чел. и общ-ва. (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное), заключенное в явлениях общественной жизни и природы. Ценности служать объектами интересов чел., а для сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и соц. действительности его различных практических отношений и взаимоотношений М.Ц. выступает как знак, как символ в определенных общ. Связях. М.Ц. может выносить оценочное понятие, одобряют или осуждают, требуют их осуществления или устранения.Эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности, способствует пробуждению оценивающего сознания. Этические ценности раскрывается благодаря воспитанию и э. чувству, высшая ценность мыслимая. Э. ценности – эти ценности убеждения и поведения. Осуществление цноостей состоит в том, чтобы следовать требованию исходящему от ценности и подчинять требованию повседневную жизнь, например, честность не только признавать как добродетель, но с этой нравственной ценностью. Согласно этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наиболее нравственной силы.т. е. данная ценность будет приобретать большее значение Существуют главные чел. ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы, воли, предвидения, целеустремленности) 2. добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь, правдивость, искренность, верность, преданность, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими).3. Более частные этические ценности(способность дарить другим, отзывчивость, любовь направленная на идеальную ценность чужой личности). Рассудок по своей природе слеп к ценностям он исторически сложился как таковой, а ценности и являются именно тем, что делает вещи познаваемыми данностями и приводит в движение жизнь. Возлагание на себя ответственности за собственное существование. Моральные ценности диктуют признавать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться С уважением,, признанием. М.Ц являются не свойствами, но уже устойчивой сущностью Дух ценности высшая способность чел,позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности, способность открывающая возможность дополнить природную основу индивидуальности и общ-ого бытия миром моральных и культурных ценностей..
38.Моральная оценка: объект, субъект, формы выражения, функции, 39.Виды моральной оценки поступков. Главный объект морали –поступок. Поступок – единица моральной деятельности. Все действия делятся на: действия – операции (думать, смотреть, писать, ходить) действия – поступки (моральные действия). Специфика моральных поступков является то, что отказ от действия приобретает статус поступка. Поступок действие, которое имеет отношение к благу. Структура поступка: цель, средство, мотив, результат.
Кант: подавляющее бол-во поступков мы совершаем не ради долга, а лишь сообразно с долгом. т. е. такой поступок легален или морально оправданный. При учете сложности морального поступка следует избегать морализаторства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|