Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиционные и нетрадиционные этические категории, проблема их систематизации.




Система э. категорий делится на т (аксиологические или экзистенциальные) и не т (мораль и нравственность). Аксиологические, исследует в жизни все то, что обладает ценностью, ибо э. поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности, способствует пробуждению оценивающего сознания. Этические ценности раскрывается благодаря воспитанию и э. чувству, высшая ценность мыслимая. Э. ценности – эти ценности убеждения и поведения. Осуществление цноостей состоит в том, чтобы следовать требованию исходящему от ценности и подчинять требованию повседневную жизнь, например, честность не только признавать как добродетель, но с этой нравственной ценностью. Согласно этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наиболее нравственной силы.т. е. данная ценность будет приобретать большее значение Существуют главные чел. ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы, воли, предвидения, целеустремленности) 2. добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь, правдивость, искренность, верность, преданность, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими).3. Более частные этические ценности(способность дарить другим, отзывчивость, любовь направленная на идеальную ценность чужой личности). Рассудок по своей природе слеп к ценностям он исторически сложился как таковой, а ценности и являются именно тем, что делает вещи познаваемыми данностями и приводит в движение жизнь. Возлагание на себя ответственности за собственное существование.

. Мораль- система норм, принципов, ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. Мораль оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения, намерения.

.Мораль всегда несет ценностное оценочную доминанту, которая неизбежно ее превращает в некий инструмент критики. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения смысла, цели) общ-ва, истории, человека и его бытия. Господствующие нравы и обычаи оцениваются всегда морально, с точки зрения сущности морали, а именно ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла. И моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактической реальности. В нормах морали выражается нравственная оценка поступков как добра или зла, справедливости или несправедливости, которая служит побуждением к определенным действиям. Гегель разделяет мораль и нравственность, рассматривает их как различные этапы объективации. Нравственность духа. Субъективная воля –мораль. Объективация воля – нравственность. Нравственность, как повиновение свободе, более высокий уровень развития. Мораль – посылка к нравственности. Объективация нравственности – семья, гражданство, государство. Как дан нравственный закон чел? Богом, обществом. Н.З дан а приори самим фактом вхождения в эту жизнь Бахтин: человек это не просто данность – это заданность, миссия, открытие нравственного закона в себе, для себя, и других. Во внешнем мире чел. не найдет оснований для нравственного совершенства.

Нравственный закон человек может открыть только благодаря собственному поиску.

 

41. М. необходимость, свобода, ответственность. Н.- наличие между объектом и выбором устойчивых, неизбежно неотвратимых действующих во времени связях и отношений. Н. соотносится с таким понятиями, неизбежность, однозначность. Упорядоченность, ответственность, свобода выбора и воли. Свобода – способность чел к активной деят-тив соответствии со своими намерениями. С. В выборе целей, поскольку в каждый данный момент существует не одна, а несколько реальных возможностей, выбор средств достижения; выбор определенного плана действий. При с. Личная линия поведения в различных обстоятельствах возлагает на чел. моральную и соц. ответственность за поступки. Независимо от своих моральных предпочтений, целей, намерений люди обладают и способностью ее употребить во благо или во зло. Чел. может обладать ей в одних намерениях, и быть полностью лишен в других. Моральная свобода подразумевает достижение материальной и дух. культуры, передачи этого наследия, сознательная деятельность, достижение общественного прогресса, увеличения степени познания, необходимость сознательного труда, уважение и равенство. Ответственность – соц. и моральное отношение к личности к др. людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Способность человека сознательно, намеренно, добровольно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи. Совершать правильный моральный выбор. Достигать определенного результата. Во всех этич. Правовых учениях проблема О. рассматривается в связи с фил. Проблемой свободы и необходимости.

 

42. Моральный выбор может быть общ-ым, соц-ым, индивид., представляет собой духовный волевой кат, благодаря которому подтверждается некоторая ценность, признанная неоспоримой или благодаря чему, чел. к ней стремится. Выбор может быть направлен только на ценное, поэтому он зависит от индивид. Субординации ценностей. Волевой мотив, выбор обнаруживаются при некоторых сложившихся ситуациях. Моральный выбор всегда свободен, имеет свободность выбирать среди множества мотивов. Благодаря этому чел. представляет единственное существо, которое может добровольно действовать наперекор своим собственным интересам. Гегель считал идеальной конечной целью мира осознание духом своей свободы (в воле), а значит и действительность его свободы. Свобода – способность чел к активной деят-тив соответствии со своими намерениями. С. В выборе целей, поскольку в каждый данный момент существует не одна, а несколько реальных возможностей, выбор средств достижения; выбор определенного плана действий. При с. Личная линия поведения в различных обстоятельствах возлагает на чел. моральную и соц. ответственность за поступки. Независимо от своих моральных предпочтений, целей, намерений люди обладают и способностью ее употребить во благо или во зло. Чел. может обладать ей в одних намерениях, и быть полностью лишен в других. Моральная свобода подразумевает достижение материальной и дух. культуры, передачи этого наследия, сознательная деятельность, достижение общественного прогресса, увеличения степени познания, необходимость сознательного труда, уважение и равенство

43 Добро и зло. Этический аспект блага. Д.- позитивный аспект чел. деятельности, является противоположностью зла. Идея д. фиксирует содержательную определенность свобод. Воли, это то, что сделал бы чел. если бы все зависело от его воли. Д. смысложизненое понятие. Термин одначает: 1. объективную характеристику предмета, фиксирующую его совершенство в сочетании с эмоц. Одобрением (доброе сукно, конь) 2. Ценность, полезность предметов для чел,(добрая весть, нажить добро)3. нравственное качество чел и его поступков, делание добра.. В античной фил д. понималось как онтол-е. св-во лежащее в основе всего сущего и позволяющее реализовать чел. стремление к счастью При этом одни (гедонизм) связывали с естественной потребностью, а стоики с законом природы. В новое время получило релятивистское, сводящее к полезности, по преимуществу утилитарное. Кант – добро является свойством воли, но свойством объективным, выражающим ее нравственную общезначимую природу. Гегель – д, единство объективного и суб, которое достигается в разумно организованном обществе. Д –есть безусловное требование человечности, которое не может быть разменяно на какие бы то ни было индивид и групповые выгоды. Зло – отрицательный аспект чел. деятельности, то что подлежит ограничению и преодолению з. все то, что оказывает разрушительное воздействие, различают: физическое з, социальное, моральное (жестокость, коварство, пороки) В антропологическом понимании: люцифер, страдания, В неоплатонизме – телесность; несовершенство интеллекта и воли; Августин- грех, гордыня, непослушание. Связано с теодицеей.

44. Долг и ответственность понятие этики, нравственно аргументированное принуждение к поступкам, выступает в качестве субъективного принципа поведения. Сами действия, поскольку они мотивируются долгом, именуются в обязанности по моральному основанию. «В долговом праве таится рассадник мира моральных понятий вина, совесть, долг, священность долга.» (Ницше). Долговые обязательства стали прообразом безусловных морально-нравственных обязательств. Начало теоретич. Осмысления долга (стоическая школа – Зенон), выводит: надлежащие природосообразные поступки есть предметная область нравственного должного, его материя. 2. само же нравственно должное выступает как принцип природная форма. Такая конструкция позволяет рационально-прагматическую обусловленность поступков дополнить разумно-нравственным обоснованием и осмыслить в качестве д., обязанностей. Цицерон два способа поведения были мотивированы, как две разные ступени нравственного поведения (долг и обязанность). В новое время понятие д. осмысливается в рамках концепции естественного права. Юм. Пишет, что у нас нет иных мотивом исполнять обещания, кроме как из чувства д. Кант: д. есть принуждение к поступку нравственным законом. Д. дан только в соотнесенности и противостоянии со склонностями. Д. не отменяет максимы себялюбия, он их взвешивает с точки зрения соответствия критерию общезначимости в случае положительного итога выступает их нравственной санкцией. Нравственным по Канту можно признавать такой поступок, который не просто сообразен д. но совершается ради него: долг есть необходимость поступка из уважения к закону. Ответственность – соц. и моральное отношение к личности к др. людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Способность человека сознательно, намеренно, добровольно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи. Совершать правильный моральный выбор. Достигать определенного результата. Во всех этич. Правовых учениях проблема О. рассматривается в связи с фил. Проблемой свободы и необходимости.

 

45. Честь и достоинство.. ч-понятие морального сознания и категория этики. Подобно достоинству понятие чести раскрывает отношение чел. к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности понятии ч. Связывается с конкретным общественным положением чел., родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие ч. Наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. соответственно честь требует от чел. поддерживать ту репутацию которой обладает он сам или коллектив. Историческое понятие ч. Возникло в моральном сознании об-ва в виде представления о родовой и сословной чести. В феодальной морали к сословной чести в частности, относились требования не вступать в равноправные отношения с людьми низших сословий, вызывать на дуэль оскорбителя, не заниматься унизительным для дворянина трудом. Ч. Может вырождаться в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие, а у тех, кто лишен общественных привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости. Ч. Важный стимул общественного поведения, предполагает ту меру уважения, которую он заслужил. Достоинство

категория этики отражающая моральное отношение к самому себе и об-ва к индивиду. Сознание собственного д. формой самоконтроля личности, на которой основываются требовательность индивида к себе. В этом случае требования, идущие от об-ва принимаю форму (поступать так, чтобы не уронить д). Т. о. достоинство один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед об-ом. Нравственные представления о Д. личности прямо коррелируют с развитием правосознания, гражданской зрелостью об-ва и реальной обеспеченностью прав человека.

46. Совесть. Способность чел. духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми или требованиями; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека, с.-нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо и несправедливо. Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть, как нравственное изначальное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христ. Этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля. Для канта авторитарный судья совести – это идеальная личность, которая сама себе создает разум. В фундаментальной онтологии хаддеггера совесть – призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности к свободе на основе ничто.

Этот призыв делает возможным движение собственного становления. Желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования (Брехт) Для зрелого чел. существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно-необходимый ходе его жизни нарушает эти обязанности (Виндельбанд). Совесть включает оценку ответственности перед обществом, предполагает способность индивида критически относится равно к своим и чужим мнениям и ответственности человека за собственные действия и все того, что происходит вокруг него. С –общественно воспитуемая способность чел. С может проявлятьсься как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний.

47. Справедливость- общая нравственная санкция совместной жизни людей. С – есть разумность общественной жизни, является основной добродетелью соц. института В этическом аспекте с. Выступает как равенство в достоинстве быть счастливыми и в обладании необходимыми для этого благами. Основанием справедливости оказывается взаимность ЗПН. В правовом аспекте справедливость выступает, как формальное равенство к требованию закона, правила, норм поведения. С – три вида: 1. Коммуникативная – договор, обмен 2. дистрибутивная – распределительная и перераспределения (уравнивающая-ретрибутивная) 3. Миалистская – регулирует отношения индивида и общества и определяет границы между лояльностью и причиной гражданского неповиновения. С представляет собой способ отношения к другому лицу, опосредствованный отношением к благам, на которые они оба претендуют. С чел. и общество суть такие, которые могут найти нравственную меру в распределении выгод, тягот, а нравственной может считаться та мера, которая устраивает всех. Сущ-ют три исторически выработанных принципа распределительной с: каждому поровну, по заслугам, по потребностям. Соврем этич дискуссии о справедливости фокусируются вокруг теории дж Ролса. С. Предлагает идеально типическую модель, ее нормативной основой являются два принципа: каждый чел должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных осн. Свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других 2. Соц. и эконом неравенства должны быть устроены так, чтобы они были А. К наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших б. делали доступ к должностям и положениям открытым для всех в условиях честного равенства возможностей.

 

48. Счастье. Аксиологические понятие, обозначающее оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ, выражающееся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом. Фил. Традиция и обыденное сознание отождествляют счастье с высшим благом, рассматривают его в качестве общего знаменателя всех ценностных устремлений человека. С. Многоаспектное содержание, польский исследователь в. Татаркевич, написавший «О счастье» выделяет: 1 с.-благосклонность судьбы, удача. 2. состояние интенсивной радости 3. обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни 4. чувство удовлетворения жизнью С. Определяются потребностью человека, его дух. Развития, совершенства, добродетельности. В трактовке взаимосвязи счастья и добродетели:1. согласно одной, добродетель нужна и оправдана только как средство достижения счастья. Отождествляемая в этом случае с чувственными удовольствиями, пользой, прагматическими целями (гедонизм, утилитаризм) 2. добродетели и есть подлинное счастье (стоицизм) Аристотель: добродетель есть путь к счастью. Этическое учение рассматривающее счастье в качестве высшего чел. блага получило название эвдемонизма. сторонник Фейербах. По его мнению эвдемонизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Марксистская этика в значительной мере разделяет идеал эвдемонизма, счастье обусловлено качеством общественных отношений, соц. структурой общ-ва. Добродетель следует связывать с деятельностью по созданию достойных условий жизни. Из такого понимания вытекает, что счастье одних неразрывным образом связано с счастьем других, люди могут быть счастливы только вместе. Эвдемония ценность блага, относящаяся к внутреннему состоянию. Способность быть счастливым относится к ценности личности, ибо способный быть счастливым благодаря своему примеру повышает ценность жизни и готовность признавать и осуществлять этические ценности.

 

 

49. Смысл жизни. понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Смысл усматривается в моральных установлениях земного бытия. 2 некие запредельные трансцендентальные формы. Теологическая концепция. Античность, смысл в идеале внутренней свободы (конфуц.даосизм) телеологическая – Аристотель – добродетели в них смысл и достижение счастья. «одним счастьем кажется добродетель, другим рассудительность, третьим –мудрость». Стоики – удел человека, мужественно воспринимать все невзгоды.» Человек должен подчинять свою жизнь поставленной им верховной цели и ей иерархически покарать все другие цели, свобода воли дает ему возможность подчинять свою жизнь этому верховному благу. Религиозный смысл земной истории чел-ва – спасение и искупление мира. Гегель: смысл жизни в саморазвитии и самопознании абсолютного духа. Кант в общеобязательном нравственном законе и разумной природе чел. Франк: жизнь должна служить абсолютному и высшему благу. Многие сходятся на понятии с.ж. как все же внеисторического процесса. Для того чтобы жизнь имела смысл необходимо существование бога и наша причастность к нему. Другая теория, что с.ж. не является надлинчным, или общественным, но диалектически объединяет цели и с.ж. человека и общ-ва которые могут не совпадать с.ж. оправдательная мотивация задается вопросом для чего мы живем.

 

 

50.Мораль и экономика. мораль определяет наше бытие, отличительная особенность, взаимодействие с каждым соц. явлением, отражает специфику явленияс которой взаимодействуют все стороны жизни. Играет по правилам этики, может видоизменяться. В основе взаимодействия м и соц. лежит противоречие общественного и личного блага.. Экономика – искусство управления хоз-ом. Цель экономики – благо, служение жизни. Экономическая этика, обосновывает эконом культуру, и ведение. Э. деятельности А.Рих. Этика экономики три раздела: Э. производства- основа гарантия эк. Порядка. Эк. Порядок, что следует производить и в каком кол-ве. Вопрос разумной меры эк. Как должно быть организовано производство? Для кого должны производится товары? Этика распределения, кто должен быть субъектом распределения.. Субъект распределения – собственник, инвестор, потребитель. Для того чтобы распределение было справедливым надо правильно выбрать: по труду; по потребностям; по соц-эк статусу. Проблема неравенства и его мораль. А Смит. Исследование о природе и причине богатства народов. «Трактат о моральных чувствах». Мат бог-во определяет моральную ценность; бог-во условие свободы в выборе образе жизни, досуга. В современном мире бедность порок, говорит об отсутствии трудолюбия.

Русские фил идеалисты говорят о достатке, как золотой середине. Э. потребления может быть как благим, так и злым. Эк-ка должна приносить прибыль, а ее достижение возможно различными способами (индивидуализм, эгоизм) вытекают из экономической подоплеки. Мораль не может стать действенной вопреки экономики Этика рыночной экономики должна стать этикой порядка. Мораль капиталистических отношений двойственна: оправдывает нормы и цели, прибыль и успех. Конкуренция опасна т. к. не знает механизмов сдерживания., такими мех-ми должны стать нормы и рамки, ориентиры. Программа «Деловая культура России» были разработаны этич. Нормы.1 уважай власть – это гарант порядка 2. будь честен и правдив – фундамент предпринимательства.3. Уважай право частной собственности. 4.Люби и уважай человека. 5. Будь верен своему слову. 6. Живи по средствам, не зарывайся. 7. Будь целеустремлен. Цель не может затмить моральные ценности. 1.принципы личности: прибыль важнее, но честь дороже; воздерживайся от насилия или угрозы. «принципы профессиональные: веди дело сообразно со средствами; оправдывай доверие; Будь таким каким ты сам, хочешь видеть своего партнера; конкурируй достойно; 3 принципы гражданина: соблюдай закон, объединяйся с единомышленниками на основе закона, твори добро для людей, минимальность ущерба природе, проявляй терпимость

51.Мораль и политика. мораль определяет наше бытие, отличительная особенность, взаимодействие с каждым соц. явлением, отражает специфику явленияс которой взаимодействуют все стороны жизни. Играет по правилам этики, может видоизменяться. В основе взаимодействия м и соц. лежит противоречие общественного и личного блага.

Политика – система общ. Отношений в форме которых реализуется деятельность классов, партий, гос-ва по защите и осуществлению коренных, групповых классовых интересов. Из пол-ки невозможно изъять моральные отношение, цель сохранение общности ч/з упорядоченные отношения в этой общности. Необходимость золотой середины П и М. 1. Разумность, граничащая с прагматизмом 2. Справедливость 3. Мужество.(полит воля принимать решение).4. Умеренность – расстановка приоритетов.. В демократическом выборе: любовь к порядку, следование долгу, точность, старательность. Социальные приоритеты, как нормативная этика добродетелей: Мир, Свобода, справедливость.

52. Мораль и право. Нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. П –моральное,религ, уравнительное, урезное. П. признание формального равенства фактически различных людей подразумевает их свободу и независимость друг от друга. Там где нет свободы не может быть права. Закон это форма конкретизации, право конкретная форма его выражения и действия. Отсюда вытекает двуединое требование: П должно стать законом, закон должен быть правовым. Право есть объективное отношение, в котором выражается степень свободы чел. поступать так или иначе, делать что-то или не делать. Совокупность всех прав и свобод, которые человек имеет в силу своей естественно-соц природы, потому, что он человек (право на жизнь, собственность, на уважение, на свободу совести)., позволяющие индивиду действовать по своему усмотрению или получать от общества определенные блага..

53 Мораль и религия. В основе противоречия автономия и гетерономия воли. Кант: отвергаемое кантом, положение, согласно которому нравственность выводится из не зависящих от воли субъекта причин – это гетерономия. Гетерономия воли Бога человека во всем уповает на нее. Р. Включает в себя религиозное представление вера в существование свех. Сил в виде богов, чертей. 2. Религиозный культ: обряды, действия, направленные на то, чтобы привлечь на свою сторону добрые потусторонние силы и отогнать злые силы. 3. Религиозные настроения и чувства. Включает в себя соответствующую идеологию., обладает высокой степенью устойчивости как и мораль, приспособляемость к изменению общественных отношений.

54. Мораль и искусство. В основе взаимодействия противоречия художественного индивид содержания, не может быть лишено морального содержания. Три варианта соотношения: искусство моральное- усиливает моменты восприятия содержания, взаимные условия. 2 И. аморальное возможности худ пропаганды аморального.3. имморальное искусство нейтральность отражения добра и зла, безличность, за пределами противоречия. И – художественно- образное познание, вид общественного сознания, отражающий действительность в худ. Образах. Выполняет функции, познавательную, идейного воспитания и воспитания эстетического. Является единством отражения и оценки, общего и единичного, идеального и материального.

 

55.Мораль и наука. Особый способ освоения мира. Мораль и наука способ освоения. Мир человека под его влиянием подвержен изменению, осуществляется моральная регуляция. Противоречие научной и моральной правды: наука не всегда во благо, она может быть разрушительна, антигуманна, а может быть с моральной точки зрения целостным эквивалентом. Бердяев «смысл творчества» Философия науки –одно из наиболее развитых последствий прикладной и профессиональной этики. Гл в этике науке – обоснование соц. предназначения науки, обоснования ее признания и обоснования моральной ответственности ученых. Одни и те же открытия могут быть благими или разрушительными. Программа ответственности использование результатов научных исследований, соприкасается с моральной стороной вопроса. Кланирование: бизнес, мораль государства; насаждение культа науки; загрязнение атмосферы; Подрыв авторитет науки. Универсализм единый поиск научной парадигмы. Незаинтересованность науки, помимо полит и эконом конъюктуры. Этика ученого «Фейербах» ученый добрый творец, обладающий миролюбивым характером, уступчив, важнее учиться, чем всегда оказываться правым.идет своим путем, углубляясь в свой предмет. Освобожден от гордости и нет времени для дурных и недоверчивых мыслей. Честность основная добродетель ученого, не использует корыстный интерес, свободный от эгоизма и самого себя. Стремление к идеалу и эталону в науке, невозможно без морали. Наука – исторически сложившаяся форма духовной деятельности людей и ее результаты, выраженные в виде системы накопленного закономерного знания о явлениях внешнего мира и жизнедеятельности человека.

56. Нравственные основы брака и семьи. Прежде всего духовная связь И. Ильин путь духовного обновления, семья- живая лаборатория человеческих судеб, первичное лоно чел. духовности.. Здоровая семья, большая семья. Семья естественная школа любви и самопожертвования, первое мы, источник солидарности. Верное восприятие авторитета, умение преклоняться не унижаясь без ненависти и злобливания. Поведение и запрет Школа здоровья и свободного правосознания. Семья – носитель социальности. Семья – это и общность быта, взаимная моральная ответственность. Обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

 

59. современная духовно – нравственная ситуация – смена нравственных доминант.

Возлагание на себя ответственности за собственное существование. Моральные ценности диктуют признавать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться С уважением,, признанием. М.Ц являются не свойствами, но уже устойчивой сущностью Дух ценности высшая способность чел,позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности, способность открывающая возможность дополнить природную основу индивидуальности и общ-ого бытия миром моральных и культурных ценностей.. В нормах морали выражается нравственная оценка поступков как добра или зла, справедливости или несправедливости, которая служит побуждением к определенным действиям. Гегель разделяет мораль и нравственность, рассматривает их как различные этапы объективации. Нравственность духа. Субъективная воля –мораль. Объективация воля – нравственность. Нравственность, как повиновение свободе, более высокий уровень развития. Мораль – посылка к нравственности. Объективация нравственности – семья, гражданство, государство. Как дан нравственный закон чел? Богом, обществом. Н.З дан а приори самим фактом вхождения в эту жизнь Бахтин: человек это не просто данность – это заданность, миссия, открытие нравственного закона в себе, для себя, и других. Во внешнем мире чел. не найдет оснований для нравственного совершенства.

Нравственный закон человек может открыть только благодаря собственному поиску. 1. Нравств. Способствует универсализации бытия чел. 2. н. способствует гармонизации чел. бытия. 3.способствует гуманизации чел. бытия, отношение к чел. как к ценности. 4. Способствует – деонтитазации (долг) долженствования. Чел. бытия. Сравнительная хар-ка 2 видов Д.Н.К. Теистическая религия: возвращение к связи с сущностью; Центр –Бог; Истина божественна; добро от Бога; Теодицея –￿п￿￿вда￿ие; в￿новек повинен в ъее; Провоцорует способность транцендирования во вне, к сверхрациональному. Инварианты: истинность, добро, красота, нравственная ценность духовности; сердцевина –нравственность; гармония, истины добра, красоты, София, премудрость. Вера. Надежда. Любовь. Универсальная. Центр –чел. чел.-заданность. Антропоцентризм. Атеизм – толерантная ДНК. Антитеизм-против бога всеми средствами. Самовозвеличивание, самообожествление.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...