Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этические принципы в социальной работе 8 глава





В-пятых, социальная работа в современной России возникла как объективно необходимый, специфический социальный институт, призванный реализовать в очень сложных и противоречивых условиях периода радикального реформирования экономики и общества основной принцип гуманизма — не только признавать на словах, но и на деле относиться к человеку как к высшей ценности, а его благо считать целью общественного развития — и проводить в жизнь принцип социальной справедливости. Институт социальной работы призван защищать население от негативного влияния рыночной стихии и внедрять в общественное сознание идеалы нравственности и гуманизма.

В-шестых, специалисты, приходящие на социальную работу, привносят в нее собственные системы ценностей, сформировавшиеся под влиянием социальной действительности, жизненного опыта. Человеческий фактор в социальной работе неустраним, поскольку контакт в процессе деятельности осуществляется по типу «человек — человек». Следовательно, правомерно говорить, что личностные ценности специалиста также играют определенную роль в формировании этических отношений.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что в основе этических нормативов социальной работы в нашей стране лежит шесть основных источников:

общечеловеческие ценности;

— этические традиции благотворительности;

— ценности современного российского общества;

— этические нормативы зарубежных стран;

— специфические ценности современной российской социальной работы;

— личностные ценности и идеалы специалистов. Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе

и быть достаточно авторитетным, этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям:

Он должен вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной защиты населения, достижений фундаментальной и прикладной науки.

В нем необходимо развивать и дополнять систему общечеловеческих ценностей, не противореча ей.



Ему следует быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе.

Кодекс должен базироваться на определенных принципах, наиболее полно отражающих сущность профессиональной деятельности.

Принципы и нормы кодекса должны отличаться доступностью для усвоения и выполнения. В рамках кодекса профессиональная мораль существует как упорядоченная совокупность согласованных требований, предписаний к поведению и деятельности специалиста, т. е. как определенная система, и является содержанием его профессионального долга.

Анализ требований, предъявляемых к специалисту в профессиональном кодексе, показывает, что, как правило, они могут быть условно сведены к двум группам нормативов: первая группа — это требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; вторая группа—требования к личности профессионала.

Проблема создания систем моральных норм является одной из наиболее интересных и сложных проблем этики. Так, например, в своей работе «Гармоническое развитие эстетических и этических начал человеческой личности» С. Кьеркегор стремится соединить свободу выбора личности с категорическим императивом, которым обусловлен любой моральный или этический кодекс. Мотивирует он это тем, что нравственные кодексы всегда претендовали на общезначимость, так как они создавались, а точнее говоря, складывались в процессе человеческой жизнедеятельности и затем документировались как универсальные, абсолютные, рассчитанные на все времена, любые ситуации и на всех людей1. Однако любой кодекс не является застывшим, мертвым документом — он должен отвечать потребностям общества или профессиональной группы (если речь идет о профессиональном этическом кодексе) и постоянно совершенствоваться вместе с развитием общественных отношений и изменением целей, задач и содержания профессиональной деятельности. Так, например, в Этическом кодексе, принятом МФСР, имеется прямое указание на то, что данный кодекс может и должен совершенствоваться по мере необходимости в процессе изменения социальных обстоятельств.

Одним из проявлений тенденции оценивать профессиональную деятельность с позиций этических норм является стремление научных работников и практиков, занятых в сфере социальной защиты населения нашей страны, выработать собственный этический кодекс, который регламентировал бы их деятельность, поведение и способствовал бы формированию личности специалиста с точки зрения морали и нравственности.

Движение научной мысли в этом направлении имеет не меньшую значимость, чем сам факт разработки подобного кодекса. Как и любой вид социальной деятельности, социальная работа во всех ее аспектах лишь в незначительной степени регламентируется социальным законодательством, положениями о социальных службах, должностными инструкциями работников и прочими документами, легитимизирующими деятельность. Это не значит, конечно, что профессиональная деятельность практических социальных работников проходит вне этических норм; речь идет лишь об отсутствии их внешней кодификации.

Само появление этических кодексов в социальной работе означает стремление специалистов принимать решения и действовать, исходя из принятых ими этических норм. Так, например, разработка и принятие этического кодекса американскими социальными работниками явилось важным условием соблюдения членами профессиональной группы этических норм в их повседневной практической деятельности.

Однако для того, чтобы эти нормы играли активную роль в принятии решений и оказывали на поведение специалистов постоянное воздействие, необходима их Интерполизация, превращение в постоянный внутренний регулирующий фактор профессиональной деятельности. Именно потребность в регулировании поведения и действий социального работника в целом и в отдельных, частных, случаях обуславливает необходимость разработки и введения этического кодекса социального работника, дающего возможность детерминировать, регулировать и оценивать деятельность специалиста в общем и в частном и гарантировать целостность и всеобщность этического подхода к профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что нравственность — индивидуальное качество личности, существуют общие для представителей профессиональной группы, а значит, и для профессиональной деятельности в целом, принципы, моральные нормы и правила, играющие в совокупности роль своеобразных «рамок», детерминирующих деятельность в основном. Именно такой характер имеют этические кодексы социальной работы — они определяют этические пределы, в которых специалисты организуют свою деятельность. Положения кодексов не дают жестких и однозначных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, т. е. социальный работник, принимая решения, проводя их в жизнь, сверяет свои действия с этическим кодексом, не утрачивая при этом самостоятельности и свободы выбора. С другой стороны, наличие этического кодекса не освобождает социального работника от обязанности самостоятельно принимать решения и от ответственности за конечный результат в связи с принятым решением. Свобода и самостоятельность социального работника состоит не в отказе от нормативных устоев данного сообщества, закрепленных в виде профессионального этического кодекса, а в принятии решений и действиях на их основе.

Основой этического кодекса социального работника является моральная нормаобщее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника в его отношении к субъектам социальной работы (в том числе и к клиентам), справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы профессиональной морали в социальной работе это не только инструмент для достижения цели, но и средство регуляции поведения специалиста.

Нормы профессиональной морали это императивы, объективно обусловленные взаимодействием социальных, групповых и личностных интересов и требующие от специалиста определенного, социально необходимого и профессионально обусловленного поведения. Норма профессиональной морали может иметь разную степень обобщения, в связи с чем можно различать общие и частные нормы профессиональной морали социального работника.

Общие нормы профессиональной морали в социальной работе охватывают большой спектр реальных отношений специалиста. Например, требования быть гуманным, проявлять любовь к людям, стремиться к достижению общественного блага и блага клиента (см. приложения 1, 2), естественно, являются нормами, которыми социальному работнику следует руководствоваться в повседневной деятельности, однако содержание этих требований является довольно неопределенным; в каждую историческую эпоху они наполнялись специфическим содержанием, отражавшим систему ценностей конкретной эпохи, общества или социальной группы.

Частные нормы профессиональной морали социального работника раскрывают специфику профессиональной деятельности, конкретизируя ту или иную общую норму. Они обобщают лишь какую-либо группу идентичных отношений специалиста к субъекту отношений, а следовательно, до некоторой степени определяют характер действий социального работника. К таким нормам, например, относится честность в отношениях с клиентом и т. п.

Помимо моральных норм, этический кодекс социального работника содержит моральные правилаконкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, они отражают динамику развития общественных отношений и системы социальной защиты населения, постоянно обогащаются новыми требованиями к своему содержанию.

Этический кодекс содержит также принципы,которыми должен руководствоваться социальный работник в своей повседневной деятельности; например, содействовать удовлетворению разумных интересов клиента, быть объективным в оценке его обстоятельств и качеств личности и т. п. Необходимо иметь в виду, что принципы, заложенные в кодексе, носят не абсолютный характер. В случае если они входят в противоречие с нормами и принципами общественной морали, предпочтение следует отдать общественной морали.

Так, например, практически все кодексы содержат в той или иной формулировке принцип конфиденциальности, в соответствии с которым социальный работник имеет право сообщать сведения, полученные от клиента или о клиенте только с его согласия и только тем лицам, которые принимают участие в решении проблем клиента. Однако не исключены ситуации, когда социальный работник может стать обладателем информации о совершенном его клиентом преступлении или других действиях, влекущих за собой ответственность. В этом случае социальный работник должен руководствоваться не столько принципом конфиденциальности, сколько своим гражданским долгом, поскольку соблюдение в данной конкретной ситуации конфиденциальности наносит ущерб общественным интересам и общественной морали.

Вместе с тем этический кодекс социального работника, особенно это касается кодекса, принятого объединением социальных работников многонационального государства, отражает до некоторой степени и обычаи и традиции, сложившиеся в процессе становления первых форм взаимопомощи, благотворительности и затем — социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности (см. приложение 2). В традициях российской благотворительности такие формы деятельности, как помощь каждому нуждающемуся («слепня»), общинная и общественная помощь в виде призрения и др. Учет национальных особенностей является важнейшим фактором, влияющим на эффективность социальной работы, ее статус и престиж в обществе.

Этические кодексы, принимаемые в различных странах ассоциациями и союзами социальных работников, непременно содержат требования к качествам личности специалиста. Личность специалиста, ее нравственные качества играют, как уже отмечалось важнейшую роль в повседневной практической деятельности, оказывают воздействие на социальное самочувствие и психологический статус клиента, влияют на моральный уровень всего общества. Понимая это, специалисты обоснованно предъявляют повышенные моральные требования к себе и своим коллегам и вносят в профессиональные этические кодексы требования к качествам личности специалиста.

Личностные качества, необходимые профессиональному социальному работнику, могут быть сведены в две основные

группы:

— качества, необходимые в практической деятельности (работе с клиентом или группой клиентов, взаимодействии с коллегами);

— качества, необходимые для профессионального и личностного роста социального работника, его самосовершенствования.

Ряд авторов выносят в отдельную, третью группу волевые качества социального работника. Однако нам представляется, что волевые качества необходимы социальному работнику как в работе с клиентом, так и в работе над собственным профессионально-квалификационным и духовно-нравственным уровнем, поэтому они должны органично входить в обе группы качеств.

Как бы то ни было, социальные работники понимают, что соответствие личности всем тем конкретным требованиям, которые предъявляются к специалисту в области социальной работы, — быть честным, добрым, способным и готовым к сочувствию и сопереживанию, иметь силу воли и др. — свидетельствовало бы о совершенстве личности, которую в реальной действительности найти не так легко. Не всегда возможен и эффективен профессиональный отбор, осуществляемый при приеме на работу или в учебное заведение соответствующего профиля. В связи с этим в кодексах подчеркивается необходимость постоянного профессионального и нравственного совершенствования специалиста, его личностного роста, — что может быть достигнуто в результате самоанализа, и постоянной работы над собой.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что этический кодекс социального работника, при всей его устойчивости и целостности, не является замкнутой системой. Он открыт и динамичен (см. приложения 1, 2), и это понятно: нравственные отношения, нормы и требования, отраженные в кодексе, не могут и не должны быть неизменными, косными; они обязаны отражать не только перемены в обществе, динамику его развития, изменения статуса отдельных социальных групп и индивидов, но и изменения, неизбежно происходящие в связи с этим в самой профессиональной деятельности, ее сущности и содержании, формах и методах. Эти перемены должны отражаться на содержании норм и правил, заложенных в кодексе, должны стимулировать и внесение в него новых, обоснованных, норм и правил, которые будут опосредованно реализовываться в повседневной профессиональной деятельности на любом из уровней социальной работы.

Соблюдение требований этического кодекса социальным работником — не формальность, а необходимое условие эффективности его повседневной практической деятельности, критерий ее общественной значимости и ценности. Соблюдение каждым социальным работником требований этического кодекса становится непременным условием признания и закрепления высокого статуса профессии в обществе, основанием для повышения авторитетности ее представителей, ведет к самоуважению и самоутверждению личности специалиста в профессиональной группе и в обществе.

При всем различии профессиональных этических кодексов, принятых социальными работниками разных стран, все они имеют общие цели и задачи, чем и обусловлено их сходство. Вместе с тем, этические кодексы не могут не иметь различий, связанных со спецификой менталитета различных народов, их национальными обычаями и традициями, уровнем социально-экономического развития и статусом социальной работы в обществе.

Если действия и поведение социального работника в повседневной практической деятельности, ведущие качества его личности, отвечают требованиям профессиональной морали, систематизированной в этическом кодексе, можно сделать вывод, что они соответствуют также понятиям справедливости и добра, общественного и личного блага. Такое соответствие означает, что действия, поведение и личностно-нравственный облик социального работника отвечают требованиям господствующей в обществе морали, ожиданиям общества по отношению к профессии и ее отдельным представителям. Все это дает возможность говорить о социальной работе как о существенном факторе повышения уровня общественной морали. Подобная функция социальной работы осуществляется благодаря ее положительному моральному влиянию как непосредственно на участников процесса деятельности — самих социальных работников, их клиентов и ближайшего окружения, так и опосредованно, на социум в целом.

 

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

 

Социальные службы осуществляют свою деятельность в социальном контексте государственных и общественных организаций и институтов. По этому наряду с этическими стандартами взаимодействия социальных работников между собой и с клиентами встает вопрос об этике взаимодействия социальных служб между собой и со сторонними организациями и структурами, вопрос об этике взаимодействия системы социальной защиты с обществом и государством.

В этом случае целесообразно говорить об универсальных этических нормах взаимодействия, применяемых с учетом специфики социальных служб и системы социальной защиты как единого института, представляющего интересы как собственные, так и миллионов своих клиентов.

Сосредоточение только на внутренних аспектах деятельности в данном случае попросту невозможно, поскольку внешние контакты и связи служб социальной защиты также есть область интереса со стороны профессиональных социальных работников. Поскольку без них — без внешних связей — работа по социальной защите невозможна. Точно так же и клиент социальных служб не сводится к одной своей роли: круг его связей значительно шире. Для индивида роль клиента социальной службы — это всего лишь одна из многочисленных возможных социальных ролей. В обществе и семье, в ближайшем социальном окружении данный индивид может играть сколь угодно много социальных ролей, зависящих от внешних и внутренних обстоятельств.

Социальная работа является одним из социальных механизмов, обеспечивающих нормальное социальное функционирование личности. Более того, ее деятельность направлена в конечном счете на то, чтобы расширить круг социального общения клиента, активизировать его самостоятельность, т. е. на то, чтобы клиент социальной службы перестал им быть. Следовательно, в этом смысле конечным результатом социальной работы может являться только результат внешний — нормализация социального функционирования клиентов. Этот результат не может не интересовать как конкретного социального работника, так и представляемую им социальную службу и институт социальной работы в целом.

Замкнутость в рамках собственных этических стандартов может также привести к тому, что социальные работники будут чувствовать себя «белыми воронами», людьми «не от мира сего», причем не в самом лучшем смысле этих выражений; так же они будут восприниматься и социальным окружением. Такая ситуация может привести к падению авторитета института социальной работы в глазах общества, к тому, что за социальными службами и их работниками закрепится «слава» людей оторванных от жизни, ничего не знающих о социальной повседневности, обычаях и нравах реального общества. Это, в свою очередь, может привести к пренебрежению нуждами социальной работы со стороны общества и государства, что первым делом отразится на положении клиентов, чьи интересы представляют социальные службы.

Тем не менее отказ от собственных этических стандартов может привести к тому, что социальная работа утратит своеобразные, специфические для нее ценности, что особенно опасно в период всеобщего падения нравственности. Перейдя на ставшие расхожими в последние годы утилитарные отношения, в ущерб собственным ценностным ориентациям, институт социальной работы прежде всего начнет заботиться о собственном благополучии и процветании, т. е. будет решать преимущественно вопросы, связанные с повышением престижа и статуса профессии в обществе, вопросы финансирования социальных служб.

Поскольку на государство в плане финансирования надеяться не приходится, эти вопросы могут быть решены в основном за счет предоставления платных услуг населению. Это значит, что клиенты, имеющие возможность оплатить услуги, будут приоритетными и желанными для социальных служб, в то время как неимущее население, более других нуждающееся в помощи всех видов, станет обузой. В результате произойдет переориентация деятельности с оказания помощи тем, кто наиболее остро в ней нуждается, на оказание услуг тем, кто в состоянии их купить. В этом случае социальная работа может стать институтом по преимуществу элитарным, ориентированным на платежеспособное население, институтом, утратившим свою доступность для населения в целом. Несомненно, это трудная этическая проблема.

Такой же проблемой является и определение направлений деятельности социальных служб, ранжирование их по приоритетам. Подходы к решению данной проблемы могут быть различными.

Первый и наиболее распространенный подход основывается на том, что социальная работа рассматривается как социальный институт, неотъемлемая часть структуры государства. В этой связи именно государству (или местным органам власти) предоставляется право определять направления деятельности структур системы социальной защиты в соответствии с направлениями государственной или региональной социальной политики. В таком случае учреждения социальной защиты становятся бюрократизированными исполнителями воли государства, которое в своей политике далеко не всегда руководствуется интересами слабозащищенных слоев населения.

Второй подход заключается в том, что органы и учреждения системы социальной защиты и отдельные социальные работники принимают активное участие в формировании социальной политики. Это наиболее целесообразный подход, поскольку, работая непосредственно с клиентами, они имеют не теоретическое представление о проблемах, но и сталкиваются с ними на практике. Следовательно, в этом случае социальные работники в своей деятельности органично сочетают интересы отдельных клиентов и всего общества, что является предпочтительным. С этической точки зрения такой подход также является оптимальным, так как позволяет учитывать интересы не только клиентов различных по видам деятельности социальных служб, но также и граждан, не нуждающихся в социальных услугах и поэтому выпадающих из поля зрения социальных служб.

Третий подход заключается в предоставлении системе социальной защиты значительной автономии и самостоятельности на основании того, что социальные работники, чья деятельность проходит в непосредственном общении с населением, действительно знают что и как нужно делать. Однако в этом случае социальная работа может зайти в тупик, поскольку предоставленная автономия может привести к отрыву от обще-

ственных интересов. Социальная работа не может быть автономной уже в силу того, что она существует не на собственные средства, а на средства государственного и местного бюджетов, и в этом случае логично ожидать от государственных и местных органов власти вмешательства с целью координации деятельности социальных служб с основными направлениями развития общества.

То же можно сказать и о профессиональной деятельности отдельного социального работника: он представляет учреждение социальной защиты и поэтому зависим от общих установок данной службы, ее целей и задач. Но в решении конкретной проблемы конкретного клиента или в решении проблем социальной службы он в границах, определенных нормативными документами, самостоятелен, и единственным критерием его деятельности является в конечном счете благо клиента.

Наиболее характерными и типичными видами деятельности социальных работников, требующими адекватной этической регламентации, являются научные исследования (проблем клиентов и их групп, деятельности социальных служб, социальных проблем общества и т. д.), непосредственная работа по оказанию всесторонних услуг клиентам и деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров на всех уровнях.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.