Этические аспекты исследований в социальной работе
Исследования — один из важнейших видов деятельности социальной работы. Результаты исследований необходимы социальным работникам не только для того, чтобы судить об эффективности проделанной работы, но и для того, чтобы определять потребность в социальных услугах различных слоев и групп населения, делать выводы о маргинализации определенных групп населения, прогнозировать на основании полученных данных развитие социальных служб и тем самым все более полно удовлетворять рациональные потребности клиентов и общества. Решение начать исследование должно базироваться на убежденности социального работника в пользе, которую данное исследование может принести его клиентам и обществу в целом. Однако при проведении исследований необходимо руководствоваться не только принципами обоснованности и целесообразности, справедливыми для всех видов научных исследований, но и определенными этическими принципами. И дело, безусловно, не в том, что социальный работник, проводящий исследования, может быть заподозрен в антигуманности или ненаучности своих действий. Необходимость соблюдения этических принципов в проведении исследований диктуется тем обстоятельством, что исследования, в какой бы форме они ни проводились, — это всегда исследования человека, его личных обстоятельств жизни и индивидуальных качеств, его душевного состояния, что является исключительно его личным достоянием и иногда — сокровенной тайной, бережно хранимой им от окружающих. Поэтому решение об участии в исследованиях, где необходимо предоставлять информацию о самом себе, может принимать только клиент или лицо, имеющее на это законное право.
Приступая к исследованиям и составляя их программу, социальный работник (или творческий коллектив) должен руководствоваться следующими основными принципами, определяющими этическую ответственность исследователя и частично изложенными в кодексе «Этические принципы в проведении исследований над людьми», принятом Американской психологической ассоциацией в 1975 г1 Уважение к индивидам и группам, являющимся объектом исследования. Забота о поддержании достоинства граждан, принимающих участие в исследовании, должна стать ведущим принципом в исследовательской работе. На исследователя ложится личная ответственность за тщательную этическую оценку приемлемости исследования, методов, применяемых в его ходе, и сферы использования результатов исследования. Исследователь также лично несет ответственность за то, чтобы обращение со стороны исследователей с гражданами, принимающими участие в исследовании, независимо от их социального, психического, психологического, экономического статуса, независимо от взглядов и убеждений и т. п., соответствовало этическим нормам. Забота о благополучии общества и его граждан должна определять сущность, формы и методы исследования и проявляться в его процессе. В случае если исследователь предвидит негативные последствия исследования для граждан (клиентов), принимающих в нем участие, следует исследование видоизменить или отменить, чтобы не нанести ущерба чести, достоинству и благополучию клиентов и всему обществу. Честность и открытость. Ответственность за разработку и осуществление этически приемлемого исследования всегда полностью возлагается на исследователя. Этически обоснованное исследование должно сопровождаться четким соглашением между исследователем и лицом (лицами), являющимся объектом исследования. Предметом данного соглашения являются обязанности его участников — как объекта, так и субъекта — по отношению друг к другу: исследователь берет на себя обязанности полного информирования клиента об исследовании и его результатах, а клиент обязуется предоставлять достоверную информацию, необходимую в ходе проводимого исследования в объеме, имеющемся у него и достаточном для исследования. Если методика исследования вынуждает исследователя скрыть что-либо от клиента в процессе исследования, то его обязанностью является объяснить это клиенту и восстановить доверительные отношения. Этически и научно обоснованной является проверка данных, сообщенных клиентом, однако клиент должен быть заранее оповещен о возможности и необходимости проверки предоставляемой им информации. Этические нормы говорят о том, что исследователь не имеет права накапливать информацию об индивиде в тайне от него, а также произвольно передавать эту информацию третьим лицам, не участвующим в исследовании и не занятым решением проблем клиента.
Добровольность участия клиентов в исследованиях. Согласие клиента на участие в исследованиях базируется на его праве на личную свободу. Право согласиться или не согласиться на то, чтобы стать объектом исследования, было осознано уже в античности. Тем не менее следует различать исследования по их целям и в соответствии с ними определять права клиента на участие или отказ от участия в исследованиях. Если клиент обращается в социальную службу с просьбой об оказании ему помощи и услуг, как правило, эти услуги или помощь оказываются после тщательной проверки личных или семейных обстоятельств его жизни. Такого рода обследования необходимы, чтобы избежать злоупотреблений, для того, чтобы составить объективное мнение о трудностях клиента и на основании полученных данных с максимальной эффективностью оказать требуемую помощь. Участие в подобном обследовании, предоставление максимально полной информации в данном случае является обязанностью клиента, поскольку обследование делается в первую очередь в его интересах и результаты его имеют чисто практическое значение. Так, например, для принятия решения о предоставлении клиенту социальных услуг на дому, социальная служба должна располагать сведениями о доходах клиента, состоянии его здоровья, условиях проживания, составе семьи и т. п. Это позволит правильно определить количество и качество необходимых услуг и их стоимость, что особенно важно, если в соответствии с Законом1 решается вопрос о предоставлении бесплатных, частично оплачиваемых или платных услуг. В этом случае исследование, проводимое социальной службой, является обязательным и отказ от него клиента будет автоматически означать его отказ от социальных услуг.
Иного рода этические требования предъявляются к научным исследованиям. Их цель в конечном счете также имеет практический характер — совершенствование системы социальной защиты, повышение эффективности работы социальных служб, — т. е. направлена на благо клиента. Однако, результаты такого исследования для конкретного клиента не являются непосредственными и, явными и полезность их для него может быть неочевидной. В этом случае клиент имеет полное право отказаться от участия в исследованиях без объяснения причин своего отказа. Необходимая и достаточная информированность клиента о целях, ходе и результатах исследований. Участие в исследованиях на основе полной информированности — неотъемлемое и законное право индивида. Более того, полная информированность может влиять на мнение клиента о целесообразности самого исследования и участия в нем и отчасти определять согласие или несогласие клиента на участие в других исследованиях. Информирование клиента об исследовании должно строится по следующей схеме: — раскрытие целей исследования; — уведомление об обеспечении конфиденциальности полученных от клиента сведений; — объяснение сущности исследования, т.е. тех процедур, которым клиент будет подвергнут в ходе исследования; — гарантирование клиенту права и возможности отказаться от участия в исследовании на любом из его этапов; — гарантирование права на консультацию независимого специалиста по сущности и целям исследования; — сообщение о предполагаемых результатах исследования и их возможном применении.
Получив перед началом исследования необходимую информацию, т. е. имея представление о целях проводимого исследования, зная, что сведения, полученные о нем и от него, будут использованы строго в рамках интересов исследования, получив гарантии дальнейшего его информирования и имея возможность отказаться от участия в исследовании в любое время, клиент может осознанно принять решение об участии в нем. Особая ответственность за информирование клиента ложится на исследователя в случае если при эксперименте возможны факторы, способные существенно повлиять на личное благо клиента, его безопасность, здоровье, на сохранение конфиденциальности сведений, предоставляемых им исследователю и т. п. Очевидно при этом, что социальный работник должен не только сам все знать о предстоящем исследовании, но и уметь убедить клиента в необходимости принять участие в нем, если это не несет в себе негативных последствий для клиента. Если социальный работник не располагает достаточной информацией о конечных целях исследования, он должен по просьбе своего клиента пригласить консультанта для разъяснений. Особо остро стоит вопрос о том, насколько этично привлекать к участию в исследованиях клиентов, в силу состояния здоровья не имеющих возможности осознанно решить участвовать в них или нет, (например, индивиды с психопатологией различной этиологии и выраженности). В случае, если участие такого клиента в исследованиях желательно или является необходимым для исследования, социальный работник должен поставить об этом в известность лечащего врача своего клиента и заручиться его поддержкой, а также получить согласие лица, имеющего юридическое право принимать решения от имени клиента в случае его недееспособности и на законных основаниях представляющего его интересы (например, опекуна). Гарантированностъ сохранения тайны исследований (конфиденциальность). Проблема соблюдения гражданских прав индивида и его согласия на участие в исследовании встает особенно остро в связи с тем, что исследования, как правило, вольно или невольно затрагивают ту сторону жизнедеятельности клиента, которая чаще всего является глубоко личной, даже интимной; предание ее огласке может поставить индивида в неловкое положение или нанести ущерб его интересам. Безусловно, уже одно то, что индивид становится клиентом социальной службы, говорит о том, что он находится в трудной жизненной ситуации и нуждается в активной помощи, и для того, чтобы помощь со стороны социальной службы была наиболее эффективной, клиент должен.сообщить об обстоятельствах дела максимально точно, достоверно и подробно социальному работнику. Доступ к данным такого исследования разрешается только лицам, принимающим непосредственное участие в реализации программы помощи клиенту.
Далеко не каждый клиент согласился бы на широкое освещение и обсуждение интимных сторон своей жизни. Поэтому, приступая к исследованиям, социальный работник должен четко представлять себе, какие именно из полученных им от клиента и о клиенте сведений могут быть обнародованы и в какой форме. Если методика исследования допускает это, участие клиента в исследовании может быть анонимным. Такие данные, как имя клиента, место его жительства и тому подобные конкретные сведения о нем, могут быть обнародованы только с согласия клиента и только в том случае, если социальный работник объяснит клиенту возможные не только положительные, но и отрицательные последствия гласности. Так, например, согласившись на публикацию в прессе информации о детском алкоголизме в конкретной семье с целью привлечения спонсорских средств для лечения алкоголизма и оказания семье материальной поддержки, можно добиться не только поступления денег, но и того, что данная семья станет объектом повышенного нездорового внимания со стороны окружающих — на членов семьи будут «указывать пальцем» как на алкоголиков, дети могут стать объектом насмешек своих сверстников, ранее не знавших об этом обстоятельстве и т. д. Вред от такой публикации может быть существенно большим, нежели польза. Социальный работник, заручившись согласием клиента на обнародование результатов исследования, обязан предвидеть возможные отрицательные последствия этого и своевременно предупредить о них. Контроль за ходом исследований. Исследования в социальной работе проводятся, как правило, группами специалистов, находящихся в тесном контакте с населением, которое, собственно, и является зачастую объектом исследования, с клиентами социальных служб и в сотрудничестве с различными государственными и негосударственными учреждениями и организациями, принимающими участие в исследованиях, а также частными лицами. В основе социальных исследований лежит доверие клиента к исследователю, уверенность в его профессиональном мастерстве и объективности. Однако в ходе исследований возможны, несмотря на имеющуюся программу, различные отклонения от нее, вызванные как объективными, так и субъективными причинами, ошибки. Информация об отклонениях от заданной программы должна быть предоставлена клиенту в полном объеме. Главное же этическое правило для социального работника в данной ситуации — сделать прогноз возможных нежелательных для клиента последствий исследований и исключить или, по крайней мере, минимизировать их, поскольку одной из главных задач исследователя является ограждение объекта исследования от возможного физического, морального или материального ущерба, в том числе и отдаленного по времени от проводимого исследования. Исследования не могут проводиться, если существует опасность нанесения серьезного, длительного или неустранимого ущерба клиенту — объекту исследования. Использование результатов исследования исключительно на благо клиента. Данный принцип требует от социального работника соблюдения основной заповеди научной деятельности: «наука — для людей». Исследования в социальной работе проводятся с целью выявления потенциальных клиентов, выяснения их проблем, изучения деятельности социальных служб и надежности системы социальной защиты в целом. Конечным итогом таких исследований становится более или менее масштабная программа, направленная на совершенствование деятельности социальных служб и, следовательно — повышение эффективности социальной помощи, поддержки и обслуживания. Однако в практическом плане интересы участников исследования — его субъекта и объекта — могут не совпадать. Если объект в большинстве случаев заинтересован в наиболее благоприятном для себя результате (пусть ему придется даже констатировать факт неблагоприятных условий своей жизнедеятельности, зато это даст возможность претендовать на социальную помощь или получение других благ), то для субъекта наиболее существенным является достоверность и объективность результата исследования. В этом случае (в случае несовпадения результатов исследования и ожидания его участников), исследователь должен разъяснить клиенту объективную ценность результатов исследования. Результаты исследований в социальной работе не должны быть использованы в целях извлечения личной выгоды — материальной, моральной, политической — или переданы для применения в этих целях юридическим или физическим лицам. Например, в ходе исследований могут быть выявлены группы клиентов, находящихся в крайне стесненном материальном положении, готовых в отчаянии на любой рискованный шаг. Если такого рода сведения попадут в руки дельцов, наживающихся на человеческом несчастье, положение людей может стать еще более тяжелым, причем ответственность за это должен будет нести социальный работник, проводивший исследование и недостойным образом распорядившийся его результатами. Известны случаи, когда социальный работник, обслуживающий пожилого человека на дому, становился в конечном итоге хозяином его квартиры. Конечно, далеко не все случаи дарения квартир социальным работникам являются результатом вымогательства, угроз со стороны социального работника или просто итогом его «ненавязчивой» просьбы. Есть случаи, когда клиент, не имеющий близких, единственным родным человеком считает социального работника и составляет завещание или дарственную в его пользу без каких бы то ни было просьб со стороны социального работника, — это делается от души. Однако социальный работник при этом должен помнить, что он является специалистом, чей профессиональный долг — оказание помощи, и именно за эту свою деятельность он получает заработную плату. Принятие таких подарков, пусть даже сделанных клиентом из самых добрых побуждений, ставит социального работника в ложное положение и заставляет окружающих сомневаться в его честности и порядочности. Чтобы не быть обвиненным в злоупотреблении служебным положением, социальный работник должен отклонять проявления благодарности клиента, выраженные в материальной форме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|