Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы формирования поведения




Существует четыре способа формирования поведения: позитивное подкрепление, негативное подкрепление, наказание и погашение.

О позитивном подкреплении говорят тогда, когда реакция сопровождается чем-то приятным. Примером этому служит ситуация, когда начальник хвалит работника за хорошо выполненную работу.

Когда реакция сопровождается окончанием или удалением чего-то неприятного, это называется негативным подкреплением. Негативное подкрепление закрепляет паттерн поведения, который устраняет нежелательные последствия, в то время как наказание ведет к отрицательным последствиям для человека. Так во вновь возникающей аналогичной ситуации образец поведения, позволивший избавиться от негативных последствий, повторяется.

Например, если преподаватель задает вопрос, а вы не знаете ответа и просматриваете свои записи лекций, то такое ваше поведение, вероятно, избавит вас от необходимости отвечать, будет препятствовать тому, чтобы вам предложили высказаться. Это негативное подкрепление, потому что вы научились тому, что если вы будете деловито просматривать свои записи, это будет препятствовать тому, чтобы преподаватель вас вызвал.

Д. Ньюстром (2000) приводит такой случай: «Авиамеханик, после того как провел одну из рабочих смен без защитных наушников, понял, что они прекрасно предохраняют от дискомфорта, вы-

Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей

зываемого гулом моторов самолетов (неблагоприятное последствие); негативное подкрепление побудило его постоянно носить защитное снаряжение».

Наказание вызывает неприятную ситуацию при попытке прекратить нежелательное поведение. Наказание в сущности является управлением с помощью неблагоприятных последствий для человека, цель которого — предотвращение в будущем нежелательного поведения. Двухдневная приостановка работы без оплаты за появление в нетрезвом виде — пример использования наказания.

Исключение любого подкрепления, которое поддерживает поведение, называется погашением. Не подкрепляющееся поведение имеет тенденцию к постепенному угасанию. Преподаватели, которые не хотят поощрять задавание вопросов студентами, могут погасить такое поведение, игнорируя поднятые руки студентов, желающих задать вопрос. Поднятие рук со временем прекратится, если будет постоянно встречать отсутствие подкрепления. Желательное усвоенное работником поведение нуждается в подкреплении, в отсутствие подкрепления полученный эффект постепенно угасает.

Оба вида подкрепления: и позитивное, и негативное — влияют на обучение. Они усиливают реакцию и увеличивают вероятность повторения. Так, похвала стимулирует поведение, направленное на выполнение хорошей работы, поскольку похвала желанна. А поведение, которое показывает, что вы заняты делом, подобным образом усиливает и увеличивает вероятность прекращения нежелательного последствия того, что вас вызвал преподаватель. И наказание, и погашение ослабляют поведение, и есть тенденция к снижению его частоты.

Позитивное и негативное подкрепление обладают сильным влиянием на человека и оказывают впечатляющее воздействие в качестве инструментов формирования. И именно подкрепление вызывает у исследователей больший интерес, нежели наказание и погашение. Благодаря обзору научных работ по выявлению влияния, оказываемого подкреплением на поведение в организациях, можно сделать следующие выводы:

1. Некоторые типы подкрепления необходимы для того, чтобы вызвать изменение в поведении.

2. Некоторые типы вознаграждений являются более эффективными для использования в организациях, чем другие.

Раздел 2. Теоретико-методологические основы..

3. Скорость, с какой происходит научение, и постоянство эффектов будут определяться временем подкрепления.

Третий пункт является очень важным и требует специального рассмотрения.

Режим подкрепления

Выделяют два основных типа подкрепления: постоянное и непостоянное.

Постоянное подкрепление присутствует в тех случаях, когда желаемое поведение подкрепляется каждый раз. Непостоянное подкрепление наблюдается тогда, когда желаемое поведение подкрепляется достаточно часто, чтобы поведение повторялось, но не каждый раз. Так, например, в случае с хронически опаздывающим работником менеджер каждый раз, когда тот приходит вовремя, должен делать ему комплимент по поводу его желаемого поведения. Это будет постоянное подкрепление. Непостоянное подкрепление будет даваться достаточно часто, чтобы желаемое поведение повторялось.

Непостоянные подкрепления технически могут различаться в зависимости от интервала и соотношения параметров. Режим подкрепления по коэффициенту зависит от числа действий, которые совершает работник. Поведение индивидуума подкрепляется после того, как конкретное поведение повторится определенное количество раз. Режимы по интервалу зависят от того, сколько времени прошло после последнего подкрепления. С интервальным режимом работник будет подкреплен за подходящее поведение только после определенного времени. Подкрепление также может быть фиксированным или переменчивым. В результате мы получаем четыре типа непостоянных техник администрирования вознаграждений.

Режим фиксированного интервала — вознаграждения размещаются в одинаковых временных интервалах. Решающей переменной является время, и оно константно. Такое подкрепление очень распространено: это еженедельная или ежемесячная оплата труда, используемая во многих странах.

Режим переменного интервала — вознаграждения распределяются во времени так, что подкрепление непредсказуемо. В качестве примера можно описать визиты инспекции.

Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей

Режим фиксированного коэффициента — вознаграждения даются после фиксированного или постоянного числа реакций. Например, пришивание дюжины зипперов оплачивается в $5. Таким образом, подкрепление (деньги в этом случае) зафиксировано числом зипперов, пришитых к одежде. С каждой дюжиной работник зарабатывает новые $5. Или, к примеру, сотруднику, который продает определенное число единиц достаточно дорогого товара, выдается премия.

Режим переменного коэффициента — вознаграждение меняется в зависимости от поведения индивидуума. Пример тому комиссионное вознаграждение продавцов. Продавцы получают подкрепление только за удачные звонки, обеспечивающие продажу, а не за любые или фиксированное число звонков клиентам. Так, они могут сделать два, а могут и двадцать звонков потребителям. Вознаграждение, таким образом, — величина переменная, зависящая от числа удачных звонков. Или подкрепление дается после неопределенного числа правильных реакций, например, график может быть таким: подкрепление дается после девятнадцатой, пятнадцатой, двенадцатой, двадцать пятой и затем шестнадцатой реакций.

Режим подкрепления и поведение

Исследования показывают, что постоянный режим подкрепления может привести к раннему пресыщению. Под влиянием такого режима поведение быстро ослабевает, если подкрепления убираются. Постоянное подкрепление хорошо подходит для только эпизодически возникающих, нестабильных или редких реакций, например, освоение новых профессиональных процедур, операций требует в начале постоянного подкрепления.

В противоположность этому непостоянные подкрепления препятствуют раннему пресыщению, поскольку они сопровождают не каждую реакцию. Непостоянные подкрепления оптимальны для стабильных и частых реакций, так усвоенные операции целесообразно подкреплять непостоянно.

В целом переменные режимы приводят к более хорошему исполнению, чем фиксированные режимы. Например, как уже указывалось, многие получают подкрепление через фиксированный временной интервал. Поэтому подкрепление не связывается с работой, вознаграждение не связано с определенным поведением

Раздел 2. Теоретико-методологические основы...

работника. В противоположность этому режимы переменного интервала вызывают более высокие показатели реакций и более стабильное и стойкое последовательное поведение из-за высокой корреляции между исполнением и вознаграждением, а также потому, что есть неопределенность — работники стараются быть более бдительными, поскольку силен фактор неожиданности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...