Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Единство сознания и деятельности




Введение

 

В изучении психики ученые разных направлений, работавшие в разное время придерживались разных подходов, с позиции которых объясняется психическая жизнь. В чем сущность каждого из подходов? Какая разница между подходами того или другого автора, которых придерживается большинство отечественных психологов?

Личность в общественных науках рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В философских и психологических концепциях личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества [1].

Личностный подход - один из методологических принципов психологии, заключающийся в том, что человека необходимо рассматривать не только как биологическое существо, но и как индивидуальность и личность, представителя общества, социальной группы, с характерными для него чувствами, волей, мыслями. В отечественной психологии принято положение о том, что личность - это многоуровневая и многомерная система психологических характеристик, которые обусловливают индивидуальное своеобразие, а также устойчивость поведения и деятельности. Свойства личности социально детерминированы, формируются и развиваются в течение всей жизни. Количество блоков личности и их содержание зависит от теоретических воззрений авторов. Важное положение личностного подхода - это представление о целостности личности, о необходимости рассмотрения ее как единства различных систем, регулирующих различные виды ее социально значимой деятельности.

Принцип личностного подхода - научный принцип, который заключается в необходимости выявлять и учитывать конкретные личностные особенности всех основных и второстепенных участников конфликта, в понимании того, что именно люди выступают центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Этот принцип заимствуется у психологии, выступающей системообразующей наукой во взаимодействии отраслей конфликтологии. Первопричиной конфликтов являются изменения объективного материального мира. Однако, попав в одинаковые обстоятельства, разные люди ведут себя по-разному. Одни совершают конфликтные действия, другие всеми способами уходят от конфликтов. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия того, на кого эти внешние воздействия оказываются. Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные личностные особенности. Даже решение начать межгосударственную войну принимает небольшая группа людей, обладающих вполне определенными особенностями. Трудно вскрыть причины конфликтов, проникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди, не определив их личностных особенностей, оказавших существенное влияние на развитие конфликтного взаимодействия (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.).

Цель моей работы изучение принципов личностного подхода С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, В.С. Мерлина.

Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо рассмотреть ряд задач:

. Рассмотреть личность как единство сознания и деятельности по С.Л. Рубинштейну.

. Рассмотреть личность как единство биологического и социального в человеке по Б.Г. Ананьеву.

. Рассмотреть личность как человека - носителя сознания по К.К. Платонову.

. Рассмотреть личность во взаимосвязи с обществом по А.Г. Ковалеву.

. Рассмотреть личность во взаимодействии с окружающей средой по В.С. Мерлину.

. Раскрыть понятие «личность».


Принцип личностного подхода С.Л. Рубинштейна

 

Единство сознания и деятельности

 

В первую очередь Рубинштейн обращает внимание на зависимость психических процессов личности. Зависимость выражается:

в индивидуальных различиях между людьми, имеющими различные типы восприятия, памяти, мышления, стили умственной деятельности;

развитие психических процессов зависит еще от общего развития личности. Все то, через что проходит личность, приводит к смене жизненных установок, интересов, ценностей, к смене чувств и волевой жизни;

психические процессы становятся психическими функциями личности. Например, восприятие превращается в процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием.

Любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, сформировавшиеся раньше под влиянием внешних воздействий. С.Л. Рубинштейн говорит: «чем «выше» мы поднимаемся, - от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, - тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Из этого следует, что «личностью не рождаются - ею становятся». Психические процессы, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходят в свойства личности. Поэтому психические свойства личности формируются и развиваются в ходе деятельности.

«Основной закон исторического развития психики человека, - писал С.Л. Рубинштейн, - заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, изменяется сам, порождая в своей деятельности - практической и теоретической - предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную природу». - Личностный принцип, выдвинутый С.Л. Рубинштейном, определяет внутреннее содержание принципа единства сознания и деятельности.

Личность - «живой человек из плоти и крови» [6], вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия[2]; бытие, переходящее в идеальную форму.

Личностный принцип, раскрывавший зависимость всех психических процессов от личности как единого основания, был разработан Рубинштейном, и на разных этапах развития советской психологии он решал разные научные задачи, и поэтому видоизменял свое содержание. На первых этапах своего подхода его интересовала роль деятельности в развитии личности, затем деятельное начало личности, роль ее внутреннего мира, мотивации, сознания в осуществлении деятельности [4].

По мнению Рубинштейна, все психические процессы протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависят от нее [5] и развитие личности нужно рассматривать в процессе жизнедеятельности личности.

Личность, по Рубинштейну, раскрывается, развивается и существует в силу существования других: «мое отношение, отношение моего «Я» к другому «Я» опосредствовано его отношением ко мне как объекту, т.е. мое бытие как субъекта для меня самого опосредствовано, обусловлено, имеет своей необходимой предпосылкой мое бытие как объекта для другого.

Итак, исходным условием существования человека является существование личностей, субъектов, обладающих сознанием, - существование психики, сознания других людей» [2].

 

Структура личности

 

С.Л. Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности.

В структуре личности (схема 1) Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.

 

Схема 1.

 

Структура личности в социологии рассматривается в тесной связи с социальными отношениями, в которые человек вступает в процессе своей жизнедеятельности и понимается, как фундамент человеческой деятельности, обусловленный особенностями общественной жизни.

Социальная структура личности выражается во внешней и внутренней соотнесенности личности с социумом. На внешнем плане мы находим совокупность различных социальных статусов, т.е. реальное положение личности в обществе, и социальных ролей, т.е. тех моделей поведения, которых человек придерживается в соответствии со своим статусом и ролью в социальной группе.

Отмечает зависимость личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимость ее сознания от деятельности. Согласно С.Л. Рубинштейну, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром (и другими людьми). В концепции автора личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Ядро личностисоставляют мотивы сознательных действий, однако, личность характеризуют также и неосознаваемые тенденции, или побуждения.

С.Л. Рубинштейн в работе «Бытие и сознание» отметил, что человек индивидуален потому, что имеет особенные, единичные и неповторимые свойства. Человек есть личность, потому что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. По мнению ученого, человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в ней минимум нейтральности, безразличия, равнодушия… Индивидуальность, по Рубинштейну, - это всегда индивид с комплексом природных свойств, но не всякий индивид является индивидуальностью.

Итак, Рубинштейн всегда рассматривал сознание как выражение отношения субъекта к миру и возможность его самоопределения. Характеризуя личность как субъекта, Рубинштейн выделил три ее основные отношения - к миру, к другим людям и к себе. Последнее отношение образует основу ее самосознания и идентичности. Для Рубинштейна принципиальным является вопрос о соотношении сознания и самосознания: не сознание, по его мнению, развивается из самосознания, личностного «я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она становится самостоятельно действующим субъектом[4].

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...