Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность как источник творчества




Творчество - это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем [11].

Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.

В образовательном контексте творческие способности представлены в категориях «креативное Я», «творческий потенциал», «креативность».

Творчество как деятельность включает в себя: цель, содержание, формы, методы и средства. Творческий подход к деятельности затрагивает все подструктуры личности[8].

Системообразующие характеристики творческой личности:

продуктивное самосознание как совокупность креативных представлений о себе;

интеллектуально-творческая инициатива;

- жажда познания и преобразования;

чувствительность к проблеме, новизне;

потребность в нестандартном решении встающих перед человеком задач;

критичность ума;

самостоятельность в поиске пути и выборе способов решения возникающих проблем.

Эти характеристики являются фундаментом творческой активности, которая проявляется в таких процессуальных состояниях, как интерес, замысел, подготовка к реализации решения, озарение, решение, проверка. Творчество обнаруживается в личностном росте, который характеризуется такими понятиями: «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание» [3].

Для педагогики значимо как объективное творчество, представленное оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами (новыми теориями, научными открытиями, произведениями искусства), так и субъективное творчество учащихся, проявляющееся в овладении новыми для данной личности способами познавательной деятельности, в открытии новых смыслов в прежней деятельности.

О динамике, развития творческого потенциала учащегося судят по развитию таких личностных новообразований, как:

способность открытия нового знания;

появление новых мотивов, целей учебной деятельности;

- владение новыми (для личности)    способами деятельности;

импровизационность, как способность внезапно принимать решение;

расширение поля интеллектуальной активности;

креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Итак, личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности человека: мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, практически действенный [3].


Заключение

 

Рассмотрев, разные принципы личностного подхода с точки зрения С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, В.С. Мерлина эта тема остается актуальной. Подводя итог, можно сказать о том, что личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

. Итак, С.Л. Рубинштейн всегда рассматривал сознание как выражение отношения субъекта к миру и возможность его самоопределения. Характеризуя личность как субъекта, он выделил три ее основные отношения - к миру, к другим людям и к себе. [4].

2. С точки зрения Ананьева, каждая личность производит уникальный своеобразный вклад в общественное развитие путем экстериоризации своего внутреннего мира. По мнению Б.Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его характеристик, как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Личность предстала и как включенная в социум, и как развивающаяся в онтогенетическом цикле и жизненном пути и как современница своей эпохи. Сознание человека есть не только отражение действительности, но и внутренний мир человека [4].

3. Несомненной заслугой Платонова является постановка проблемы «личность и труд», которая традиционно стояла лишь как проблема личности и деятельности. Несмотря на то, что проблема труда была проинтерпретирована им преимущественно как проблема социалистического труда, тем не менее, она открыла новую плоскость изучения реальной личности, плоскость, которой, можно признать, избегала социологическая мысль, понимавшая социальную опасность проблемы мотивации труда [3].

Личность - это человек как субъект сознания. При этом сознание понимается не как пассивная субстанция, а как активная высшая форма отражения, свойственная только человеку.

4. По мнению А.Г. Ковалева между общественным развитием и развитием личности существует органическая и непосредственная связь. Общество работает на каждую личность, ибо в центре забот стоит человек, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. В свою очередь каждая личность работает на общество и работает с тем большей энергией и инициативой, чем полнее удовлетворяются ее духовные и материальные запросы [8].

. По Мерлину структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности. Психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности [7].

. Итак, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром и другими людьми. Индивидуальность и уникальность личности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

Сколько бы ни изучали природу человека, нельзя узнать о ней все. Это великая тайна и для других, и для самого себя. С ней человек рождается и живет до конца дней своих, унося в мир иной свою тайну, особенно тайну своей души, своего сознания и разума. Тайна личности пребывает в глубинах духовного мира, в душе, психике, сознании человека. Рассматривая их, мы слегка приподнимаем завесу над тайной человека [3].

Итак, человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. Личность в человеке есть результат борьбы. Проблема личности породила немало теорий и концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных исследовательских подходов позволит составить целостное представление о природе личности, о процессах ее формирования и развития. Человек - это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
 Основным в социализации личности является приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества.

Общими для этих концепций оказались проблемы структуры личности (т.е. способы связи, соотношения психических процессов, состояний, свойств темперамента и так называемых черт личности, а также способностей, потребностей, воли, характера) [4].

 


 

Список использованной литературы

 

1. Психологический словарь/под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1997.

2. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997.

3.Аверин В.А. Психология личности. - Учебное пособие. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 1999.

4. Абульханова-Славская К.А., Психологическая наука в России 20-ого столетия, изд. «Институт психологии РАН. М., 1997.

. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Спб.: Питер, 2001.

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...