Структура личности К.К. Платонова
Структура личности,предложенная К.К. Платоновым, образуется взаимодействием четырех сторон (или групп качеств), а именно: ) биологически обусловленных особенностей личности (темперамент, тип нервной системы, физические недостатки, болезненные отклонения и задатки, роль музыкального слуха, наследственного и приобретенного, в эстетическом развитии личности); ) особенностей ее отдельных психических процессов (восприятие, чувства, эмоции, память, мышление, интеллект, воля); ) уровня ее подготовленности (опыта личности) - знания, умения, навыки, привычки; ) социально обусловленных качеств личности (направленность деятельности, система ее отношений, нравственные характеристики). Автор подчеркивает, что «личность изменяется как в процессе истории человечества, так и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза, путем усвоения общественно-исторического опыта человечества». Все четыре основные стороны личности (биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, уровень подготовленности или опыт личности, социально обусловленные качества личности) тесно взаимодействуют друг с другом. Доминирующее влияние, однако, всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами. Несомненно, верна мысль К.К. Платонова о том, что далеко не все стороны одновременно взаимосвязаны друг с другом, но наиболее общей связью является взаимодействие социальных свойств с другими [9]. Итак, несомненной заслугой Платонова является постановка проблемы «личность и труд», которая традиционно стояла лишь как проблема личности и деятельности. Несмотря на то, что проблема труда была проинтерпретирована им преимущественно как проблема социалистического труда, тем не менее, она открыла новую плоскость изучения реальной личности, плоскость, которой, можно признать, избегала социологическая мысль, понимавшая социальную опасность проблемы мотивации труда [3].
Принцип личностного подхода А.Г. Ковалева Личность и общество личность индивидуальность рубинштейн ананьев Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятелем общественного развития - с другой. Каждая общественная наука имеет свой аспект исследования личности. Так, исторический материализм исследует личность в составе масс, классов и общества в целом как деятеля общественного развития. Политическая экономия изучает личность как производительную силу и как потребителя материальных ценностей в системе общественных отношений. Этику интересует личность как носительница моральных убеждений, навыков и нравов, привычек определенного общества. Юридическая наука исследует правовые нормы и правоотношения, определяющие положение личности в различных сферах общественной жизни. Педагогика исследует процесс воспитания человека, методы, формы и средства воспитания личности. Психология акцентирует внимание на духовном мире личности, его структуре и закономерностях формирования и развития. Все общественные науки в своем исследовании исходят из принципов единой методологии, данной в трудах классиков марксизма-ленинизма. Поэтому и материалистическая психология личности может развиваться только на основе методологии марксизма.
Главный вопрос этой методологии - это вопрос о соотношении личности и общества, без правильного понимания которого невозможно решать ни одной проблемы личности. В истории общественных наук место и роль личности в общественной жизни представлялись в искаженном и извращенном виде. Возникновение общества и история его развития связывались с желаниями, фантазией и волей отдельных выдающихся личностей. При этом личность противопоставлялась массе, которая рассматривалась как безликое, аморфное, слепо действующее стадо. Личностью признавался только выдающийся человек как отдельная особь, действующая по своему произволу; остальные люди, рядовые члены общества, согласно этому представлению не являлись личностями. Такое понимание не могло служить основой для разработки как научной теории общественного развития в целом, так и теории личности, только классики марксизма-ленинизма, поставив этот вопрос с головы на ноги, могли дать естественнонаучное объяснение возникновению общества, раскрыть закономерности общественного развития, выяснить истинную роль личности в истории. Классики марксизма-ленинизма показали, что личностью является человек как член общества. Личность - неотъемлемая единица массы, класса, она дитя массы и, действуя в составе массы, творит историю. Люди сами делают свою историю, писал Энгельс, но делают они ее не по произволу, а по необходимости, в силу действия объективных общественных закономерностей [8]. Личность - сознательное существо, оно может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить личными интересами. Все это зависит от общественного положения человека, от уровня осознания объективных закономерностей и потребностей общественного развития. Творцом истории всегда были и будут массы, которые состоят из личностей. Однако в массе одни личности стоят во главе движения, другие активно действуют вместе с авангардом, а третьи остаются пассивными. Всестороннее развитие личности в новых условиях жизни обеспечивают еще более ускоренное общественное развитие, чем это было раньше. Таким образом, между общественным развитием и развитием личности существует органическая и непосредственная связь. Общество работает на каждую личность, ибо в центре забот стоит человек, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. В свою очередь каждая личность работает на общество и работает с тем большей энергией и инициативой, чем полнее удовлетворяются ее духовные и материальные запросы [8].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|