Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свойства и показатели товарной номенклатуры.




В маркетинге традиционного выделялись четыре основных показателя товарной номенклатуры: широта, глубина, насыщенность и гармоничность. Сравнение американской и европейской терминологии демонстрирует ряд отличий в категориях. В европейском издании Ф.Котлера выделяются показатели широты, длины, насыщенности и гармоничности. При этом показатели глубины и длины являются аналогичными, поскольку характеризуют соответственно варианты предложения товара а ассортиментной группе (европейская терминология), иными словами продуктовой линии (американская терминология).

Однако такой подход для простой товарной номенклатуры. Применение основных показателей товарной номенклатуры для анализа деятельности крупных промышленных предприятий демонстрирует недостаточность этих показателей. На крупных промышленных предприятиях большие ассортиментные группы включают несколько ассортиментных подгрупп и/или продуктовых линеек, например, в товарной номенклатуре компании «Белкосмекс» ассортиментная группа кремов включает подгруппы кремов для рук, лица, тела, а также линии «Орхидея», «Каприз», «Солнечная система» и др. таким образом, возникает необходимость выделять глубины ассортиментной группы, подгруппы и марки, что создаёт сложности.

Поэтому наиболее целесообразным является подход, согласно которому к числу основных показателей относится широта, длина, глубина, насыщенность, гармоничность и степень обновления товарной номенклатуры.

Широта номенклатуры – это общая численность ассортиментных групп, входящих в данную товарную номенклатуру. Это количество позиций в укрупнённой номенклатуре продукции предприятия.

Сравнение родственных, узкоспециализированных предприятий по показателю широты номенклатуры позволяет сделать вывод о возможности удовлетворения потребностей более или менее широкого круга потребителей (концентрированный маркетинг или множественная сегментация), например, Брестский электроламповый завод предлагает продукцию 30 ассортиментных групп, смоленское предприятие – только 6, что свидетельствует об узкой специализации деятельности последнего.

Показатель шроты позволяет определить стратегию предприятия: специализацию или диверсификацию. Согласно зарубежной практике, однопродуктовым считается предприятие, у которого на одну ассортиментную группу приходится более 95% общего объёма производства, предприятием с доминирующим товаром – от 70% до 95%, остальные считаются в той или иной степени диверсифицированными.

Большинство отечественных предприятий вынуждено диверсифицировать деятельность и заниматься производством товаров народного потребления и оказанием услуг.

Длина номенклатуры – это общее количество ассортиментных групп в товарной номенклатуре, которое определяется как сумма длин ассортиментных групп.

Длина ассортиментной группы – это количество входящих в неё ассортиментных подгрупп. Для товарных номенклатур, состоящих из большого числа ассортиментных групп, длины которых значительно различаются, определяется средняя длина ассортиментной группы. Показатель рассчитывается как соотношение длины номенклатуры к числу ассортиментных групп.

Глубина ассортиментной подгруппы – это варианты предложения отдельного товара с учётом основных свойств, т.е. количество ассортиментных позиций в ассортиментной подгруппе, например, подгруппа кремов для лица, выпускаемых ООО «Белкосмекс», включает такие разновидности, как липосомный, увлажняющий, ночной, дневной, питательный, после загара, для увядающей кожи и др.

Таким образом, показатель глубины свидетельствует о степени разработанности товара, а, следовательно, о возможности удовлетворения потребностей нескольких различных сегментов рынка.

Глубина характеризуется min и max показателями, например, Брестский электроламповый завод производит лампы накаливания: общего назначения – 20 разновидностей, автомобильных – 30 позиций, киноаппаратуры – одну позицию. Глубина ассортиментной подгруппы колеблется от одной до 30. Средний показатель глубины ассортиментной подгруппы рассчитывают как соотношение сумы глубин всех ассортиментных подгрупп к их числу, например, Брестского электролампового завода в нашем примере средняя глубина составит: (20 + 30 + 1)/3 = 17.

В наиболее сложных товарных номенклатурах выделяется глубина ассортиментных позиций и марок, определяемая по аналогии с глубиной ассортиментных подгрупп.

В среднем углубление номенклатуры является боле приоритетным направлением, нежели её расширение, поскольку позволяет использовать преимущества освоенной технологии, действующих каналов распределения, не требует поиска поставщиков сырья и материалов.

Для отечественных предприятий это тем более целесообразно, так как число разновидностей товара в среднем низкое, сегменты искусственно укрупнены, а средств на освоение новых видов деятельности у предприятий нет.

Насыщенность номенклатуры – это общее количество разновидностей товаров, выпускаемых конкретным предприятием, т.е. количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах и подгруппах. Это максимальный показатель товарной номенклатуры, который определяется путём суммирования глубин ассортиментных подгрупп и/или марок. Этот показатель совпадает с количеством позиций в детализированной или развёрнутой товарной номенклатуре.

Гармоничность номенклатуры – это степень близости или сопоставимости между товарами различных ассортиментных групп и подгрупп. Наиболее высока гармоничность номенклатуры у предприятий, имеющих узкую специализацию, наименее – у диверсифицированных. Каждое предприятие самостоятельно выбирает стратегию развития согласно особенностям рынка, отрасли, перспективе и другим факторам.

Степень гармоничности номенклатуры может быть оценена с разных позиций: с точки зрения конечного использования, технологии производства, особенностей потребления, каналов распределения, сфер применения, сегмента потребителей и др.

Показатель гармоничности рассчитывается путём соотнесения количества сопоставимых, т.е. гармоничных ассортиментных позиций из всех ассортиментных групп и подгрупп к общему количеству ассортиментных позиций, т.е. насыщенности товарной номенклатуры.

 

Кт= Qг/ H · 100%,

 

где Кт – коэффициент гармоничности; Qг – количество гармоничных ассортиментных позиций; H – насыщенность номенклатуры.

Например, с точки зрения особенностей потребления продукция ООО «Белкосмекс» гармонична, так как предназначена для ухода. В данном случае коэффициент гармоничности равен 1. Однако продукция предприятия предлагается для конечных потребителей и предприятий сфер услуг – косметических салонов, поэтому с точки зрения сегментов потребителей коэффициент гармоничности определяется расчётным путём на основании соответствующих данных и будет меньше 1.

Коэффициент обновления товарной номенклатуры – это показатель, отражающий инновационную деятельность предприятия, степень изменения товарной номенклатуры с учётом изменения требований потребителей, развития научно-технического прогресса, деятельности конкурентов и др.

Для расчёта показателя определяется количество новых ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах и подгруппах, производство которых было освоено предприятием в течение рассматриваемого периода – обычно в течение года.

Коэффициент обновления рассчитывается путём соотнесения количества новых ассортиментных позиций всех ассортиментных групп и подгрупп к насыщенности товарной номенклатуры:

 

К0 = Qн / H · 100%,

 

где К0 – коэффициент обновления; Qн – количество новых ассортиментных позиций; H – насыщенность номенклатуры.

Рекомендуемый коэффициент обновления существенно различается в разных отраслях. Для удержания имеющихся позиций в мобильных, быстроразвивающихся, высокотехнологичных отраслях (IT-индустрия) необходимо поддерживать коэффициент обновления номенклатуры на уровне более 50%. Высокий коэффициент обновления характерен и для таких высоконкурентных и формирующих моду отраслей, как производство одежды, обуви, аксессуаров, косметики. В стабильных отраслях (приборостроение, машиностроение) достаточно высоким является коэффициент обновления на уровне 10-20%.

Рассмотрим методику расчёта показателей, используя в качестве примера ОАО «Минскмебель» – одно из предприятий Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности «Беллесбумпром», которое специализируется на производстве мягкой мебели.

 

Таблица 14.1 – Номенклатура продукции ОАО «Минскмебель»

Ассортиментная группа Количество моделей Количество видов тканей Количество цветорисунков
Наборы мебели для отдыха      
Диваны      
Тахта      
Кровати      
Матрацы      
Банкетки      
Диваны-кровати      

 

Определим основные показатели номенклатуры.

1. Широта товарной номенклатуры ОАО «Минскмебель» определяется количеством ассортиментных групп и равна 7 (семи).

2. Длина ассортиментных групп ОАО «Минскмебель» определяется количеством ассортиментных подгрупп, т.е. количеством различных моделей мебели в каждой ассортиментной группе. Минимальную длину имеет ассортиментная группа «Банкетки» – одна модель, максимальную длину имеет группа «Наборы мебели для отдыха» – девять моделей.

Средняя длина ассортиментной группы для предприятия (Дср) определяется как среднее арифметическое длин всех ассортиментных групп:

Дср. = (9 + 3 + 3 + 3 + 4 + 4 + 1 + 2) /7 = 3,06, т.е. 3-4 модели

Длина номенклатуры равна 25 моделям мебели.

3. Глубина ассортиментных подгрупп определяется исходя из того, что в каждой модели мебели варианты её предложения основаны на возможности использования различных видов ткани и рисунков.

Глубина для каждой модели:

- набора мебели для отдыха равна 96 ассортиментным позициям;

- тахты равна 26 ассортиментным позициям;

- кровати равна 14 ассортиментным позициям;

- матраца равна 6 ассортиментным позициям;

- банкетки равна 4 ассортиментным позициям;

- дивана-кровати равна 14 ассортиментным позициям.

Таким образом, минимальная глубина характерна для моделей банкеток – 4, а максимальная – для моделей наборов для мебели – 96.

Средняя глубина ассортиментных подгрупп по предприятию (Гср) определяется как средняя арифметическая с учётом того, что общее количество ассортиментных подгрупп составляет 25, а равные глубины характерны для нескольких моделей в каждой ассортиментной группе:

Гср. = (9*96+3*30+2*26+4*14+4*6+1*4+2*14)/25=44,7, т.е. 44-45 ассортиментных позиций

5. Насыщенность номенклатуры есть общее количество ассортиментных позиций и определяется по формуле:

Нном=(9*96+3*30+2*26+4*14+4*6+1*4+2*14) =1118 позиций.

Коэффициент (К0) рассчитывается при наличии сведений о количестве новых моделей или новых ассортиментных позиций в рамках отельных моделей, выпуск которых был освоен в течение рассматриваемого периода – обычно года. Например, зная о том, что в течение года был освоен выпуск пяти новых моделей, коэффициент обновления номенклатуры определяется следующим образом:

К0= 5*100% / 25 = 20%,

т.е. обновление модельного ряда выпускаемой мебели составило 20%.

6. Гармоничность представленной в примере номенклатуры можно оценить с точки зрения следующих признаков:

а) используемой технологии – гармоничность будет равна 100%, так как вся продукция предприятия выпускается по одной технологии;

б) назначения мебели – по данному признаку можно отметить, что вся продукция предприятия делится на две большие группы – мебель для отдыха (наборы мебели и банкетки) и спальная мебель (диваны, тахта, кровати, матрацы, диваны-кровати). Соответственно, если считать основным направлением предприятия производство мебели для отдыха, коэффициент гармоничности (Кг) находится по формуле:

Кг= (864 + 4)* 100% / 1118 = 77,6%

Рассмотренные выше показатели позволяют анализировать эффективность построения товарной номенклатуры промышленного предприятия, а также управлять номенклатурой и ассортиментом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...