Список использованных источников и литературы
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.,1985 2. Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 века. – М.,1990. 3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М.,1988. 4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М., 1999. С.88- 100, 126 – 138, 147 – 154, 168 – 175, 270 – 293, 306- 313. 5. Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М., 2000. С. 166- 192, 281-292, 294-307. 6. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. – Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 464с. 7. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. №6 8. Гребенщиков И. В. Основы семейной жизни. – М., 1991. 9. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьёй.- М.: Пед. Общество России, 2003.- 192с.- (школа в микросоциуме). 10. Перспективы: Сборник научных очерков. – М.: Флинта, 1998.- 224с. 11. Козлов А.А. Наркоманическая личность / А.А. Козлов // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2000.- N 7- (http//www.narkotiki.ru) 12. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1989. 13. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте.- СПб.: Алетейя, 2001.-225с. 14. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1951.—С. 215—216. 15. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. – М.,2003. С.59, 74, 77, 82, 85-86,120-121, 158 и др. 16. Макаренко А.С. Из лекции «Общие условия семейного воспитания», Педагогические соч.: В 8 т.—М., 1984.—Т. 4.—С. 60—62. 17. Макаренко А.С., Из лекций о воспитании детей. Дисциплина, Педагогические соч.: В 8 т.— М., 1984.— Т 4.—С. 80—86. 18. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М., 1989. 19. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999. С.86-93, 163
20. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2005. С. 119-149, 149-161 21. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2002. 22. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,1997. 23. Наумчик В.Н., Праздников М.А. Социальная педагогика: Проблема трудных детей. Теория. Практика. Эксперимент: Пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистрантов, аспирантов пед. Высш. Учебн. Заведений.- Мн.: Адукацыя; выхаванне, 2005.- 400с., ил. 24. Никитин В. А. Социальная педагогика. – М., 2002. С. 63 – 95,133-152. 25. Олиференко. Дети группы риска 26. Педагогическая энциклопедия в 4- х томах. – М., 1966. 27. Перешейкина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений.- М.: ТЦ Сфера, 2006.- 192с. 28. Проблемы измерения психологических характеристик девиантного поведения.- (http//www.center-razvitie.ru) 29. Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. – М., 1983. 30. Рабочая книга социального педагога / Авторы-составители Е.А.Романова, А.Б.Малюшкин.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 144с. 31. Российская педагогическая энциклопедия. – М.,1993. 32. Сухомлинский В.А. «Письмо к сыну». – М.,1979. 33. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. – М., 1974. 34. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: МПСИ: Флинта, 1999. – 672с. 35. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А.Фурманов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 351с. 36. Целуйко В.М. Психология семьи / В.М. Целуйко // Вы и ваши дети.- (http//www.azps.ru) 37. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002. С.89- 93. 38. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. Пособие. – Воронеж: изд. НПО «МОДЭК», 2003. – 928с. Приложение 1 (таблицы)
Табл. 1. | ||||||||
Содержание, стиль и последствия дисциплинирующих воздействий в семьях делинквентов: | ||||||||
Стили и способы воспитания | Результативность, последствия. | |||||||
- авторитарный стиль. Приказная, критическая форма реагирования как на девиантные, так и на недевиантные формы поведения ребенка. -частые принуждающие коммуникации. | «Социальные агрессоры» - дразнят и задирают сверстников и подвержены частым вспышкам гнева - принуждающий стиль поведения ребенка распространяется на ситуации в семье и за ее пределами. - зависимость от присутствия, наказывающего и страх перед ним. - 20% совершают преступления в юном возрасте. | |||||||
- безучастный, игнорирующий стиль, при котором наказываются только некоторые антисоциальные проступки. - недостаточный надзором за детьми. | «Ловцы внимания» - ложь, гиперактивность, поджоги и мелкое воровство. - 50% совершают преступления в юном возрасте. |
|
|
Табл. 3. | ||
Нарушения поведения у подростков по А.А.Александрову. | ||
Реактивно – обусловленные (побеги, суициды), связанные с психотравмирующей ситуацией. | Вызванные низким моральным уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизация, правонарушения), связанные с неправильным воспитанием. | Обусловленные с патологией влечений (садизм и др.), связанные с биологическими факторами. |
Табл. 4 | ||
Нарушения поведения у подростков по А.Е.Личко | ||
По форме проявления: Делинквентность, побеги из дома, бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальная девиация. | По наличию причин, факторов, мотивов: | |
- биологические основы: Генетические факторы, органические поражения мозга. | - социально-психологические факторы: Социальная среда и психологические особенности возраста. |
Табл. 5. | |
Факторы, ведущие к деформации процесса социализации (по Г.Г Шиханцову) | |
1. | Родители словесно и на деле утверждают аморальные или даже асоциальные образцы поведения. |
последствия | Усвоение ребёнком норм асоциального поведения. |
2. | Родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но противоречат этому своим поведением. |
последствия | У детей воспитывается лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки. |
3. | Родители словесно и на деле общепринятых нравственных норм поведения, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребёнка. |
последствия | Значительные затруднения в процессе коммуникации ребёнка со сверстниками и старшими, что затрудняет процесс социализации. |
4. | Родители применяют неправильные методы воспитания (на применении силы, унижении личности ребёнка) |
|
|
Табл. 6. | |||
№ | Стиль воспитания | Виды нарушения поведения | |
мальчики | девочки | ||
1 | Авторитарная гиперпротекция | ВА,ОА | ОА, АДН, ААН, КА, |
2 | Доминирующая гиперпротекция | АДН | |
3 | Требовательная гиперпротекция | ОА, ААН, ФА, ВА | |
4 | Ограничивающая гиперпротекция | ОА, ААН | |
5 | Снисходительная гиперпротекция | ФА, ВА | АДН |
6 | Потворствующая гиперпротекция | АДН | ААН, ВА, Н, АДН |
7 | Потворствующая гипопротекция | АДН | |
8 | Скрытая гипопротекция | АДН | ФА |
9 | Гипопротекция с жестоким обращением | ОА, Н, ААН | |
10 | Скрытая гипопротекция с жестоким обращением | ФА | |
11 | Жесткая гипопротекция | АДН | КА |
12 | Жестокая гипопротекция | ФА | |
13 | Эмоциональное отвержение | ААН, ОА, ААН | ОА, ААН |
14 | Повышенная моральная ответственность | КА, Н | ОА |
15 | Требовательное обращение | ОА, КА, АДН | АДН |
16 | Жесткое обращение | АДН | АДН, ААН |
17 | Жестокое обращение | ОА, ААН | Н, ОА, ААН. |
Условные обозначения: ОА – общая агрессивность, АДН – агрессивность деструктивной направленности, ААН – агрессивность асоциальной направленности, ФА – физическая агрессия, ВА – вербальная агрессия, КА – косвенная агрессия, Н – негативизм. |
Рис. 1 Стили воспитания. |
1 – авторитетный, |
2 – потакающий, |
3 – авторитарный. |
4 – игнорирующий, |
Приложение 2
КАРТА
|
|