Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее представление о мотивационно-потребностной сфере человека




Исследование мотивационно-потребностной сферы лиц юношеского возраста с ДЦП

 

Выполнила: Студентка 4 курса 206 гр.

Горынина В.С.

Руководитель: Талипова О.А.

 

 

Казань

г.


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование мотивационно-потребностной сферы лиц юношеского возраста с ДЦП

1.2 Общее представление о мотивационно-потребностной сфере человека

1.2 Основные закономерности развития мотивационной сферы

1.3 Психологические особенности лиц с ДЦП

1.4 Особенности мотивационно-потребностной сферы лиц с ДЦП юношеского возраста

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы лиц с ДЦП юношеского возраста

2.1 Организация и методы исследования

2.1 Анализ результатов исследования особенностей мотивационно-потребностной сферы

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

 

В последнее десятилетие в России происходят существенные изменения в отношении к лицам с отклонениями в развитии, отражающие новое понимание мировым сообществом их прав, - уважение к людям с проблемами в развитии и признании за ними прав, равных с другими гражданами. В связи с этим осуществляются изменения в системе специального образования - расширение интегративных подходов, индивидуализация обучения. Отражением новых тенденций является и становление психологической службы в образовании, так и совершенствование интегративных процессов может осуществляться только на основе расширения содержания диагностической и коррекционной работы, направленных на решение психологических проблем детей и подростков с отклонениями в развитии и их социального окружения.

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Важным условием формирования любой деятельности является мотивация. Мотивация связана с возрастными особенностями ребенка, но не возраст как стадия созревания определяет содержание мотивации, а характер деятельности ребенка и система его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте. Максимальный эффект успешности деятельности может быть достигнут при наличии внутренних побуждений и мотивов. Многие авторы отмечают, что в сложной структуре формирующейся личности ребенка с отклонениями в развитии мотивационно-потребностная сфера занимает существенное место. Поэтому мы считаем необходимым, своевременным и актуальным изучение особенностей мотивационно-потребностной сферы лиц с двигательными нарушениями юношеского возраста. Эти знания могут быть полезны специальным психологам для определения основных направлений помощи подросткам с ДЦП, более эффективной диагностики и коррекции их личностной сферы. Целью нашей работы является исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы лиц с ДЦП юношеского возраста.

Объектом исследования является мотивационно-потребностная сфера, а предметом - особенности мотивационно-потребностной сферы лиц с ДЦП юношеского возраста.

Для достижения цели мы поставили следующие задачи:

.   дать общее представление о мотивационно-потребностной сфере человека

2. рассмотреть основные закономерности развития мотивационно-потребностной сферы

.   изучить психологические особенности лиц с ДЦП

.   раскрыть особенности мотивационно-потребностной сферы лиц с ДЦП в юношеском возрасте

5. описать организацию и методы исследования

6. дать анализ результатов исследования особенностей мотивационно-потребностной сферы

7. сделать выводы

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что мотивационно-потребностная сфера у лиц юношеского возраста с ДЦП имеет специфические особенности по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками, в частности потребность в общении не удовлетворена, а мотив общения является ведущим в иерархии мотивов.

Теоретической основой для данной работы послужили труды И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна и других мэтров общей психологии и специальной психологии.


Глава 1. Теоретическое исследование мотивационно-потребностной сферы лиц юношеского возраста с ДЦП

 

Общее представление о мотивационно-потребностной сфере человека

 

Мотив (от лат. приводить в движение, толкать) - внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл [3].

Мотивация - совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность [13].

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Что касается побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом [10].

Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. В самом общем плане мотив - то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность [5].

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения.

Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии [5].

Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы - Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович, мотив - то, ради чего осуществляется деятельность, "в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность". Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. Понятие "мотива" уже понятия "мотивация", которое "выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности" [1].

Самым широким является понятие мотивационной сферы, включающее и аффективную, и волевую сферы личности, переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которой "стягиваются" такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается как совокупность, система психически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека [5].

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, интересах и т.д., а во втором о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях.

Диспозиционная и ситуационная мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционное и ситуационное. Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, осознаются им, а другие нет. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - мотивов, потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Следующая характеристика мотивационной сферы - иерархизированность мотивов. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы [9].

Мотивы человеческой деятельности многообразны, так как проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни. В своих вершинных формах они основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь, так что в своих высших, наиболее сознательных проявлениях поведения человека регулируется осознанной необходимостью, в которой оно обретает истинно понятую свободу.

Мотивы определяются задачами, в которые включается человек. Мотив для данного действия заключается именно в отношении к задаче, к цели и обстоятельствам - условиям, при которых действие возникает. Мотив как осознанное побуждение для определенного действия, собственно, и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия. Мотив - как побуждение - это источник действия, его порождающий; но, чтобы стать таковым он должен сам сформироваться.

Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели и переместиться:

на саму деятельность

на один из результатов деятельности.

Так, выполняя то или иное дело, человек может видеть свою цель не в том, чтобы сделать именно данное дело, а в том, чтобы посредством этого проявить себя или выполнить свой общественный долг.

Наличие мотивов деятельности, выходящих за пределы прямых целей действий, у человека как социального существа неизбежно и правомерно. Все, что человек делает, имеет помимо непосредственного результата в виде того продукта, который его деятельность дает, еще и какой-то общественный эффект: через воздействие на вещи он воздействует на людей. Поэтому у человека, как правило, в деятельность вплетается социальный мотив - стремление выполнить свои обязанности или обязательства, свой общественный долг, а также проявить себя, заслужить общественное признание [16].

Результативность проявления человека нередко рассматривается как функция от взаимодействия способностей и мотивации. Если один из компонентов недостаточно выражен, деятельность потеряет свою эффективность.

Для понимания мотивации людей необходимо отталкиваться от понятия "потребности". В наиболее простом смысле мотив - отражение потребности, то есть нужды, недостатка в чем-то, что человеку необходимо. Люди отличаются содержанием и интенсивностью своих потребностей. То, какое выражение получает та или иная потребность, зависит от общей структуры потребностей индивида. Различные потребности образуют констелляции, тесно связанные с ценностной сферой индивида. Для того, чтобы понять мотивацию индивида, важно учитывать общую структуру его потребностей в контексте его жизненной и организационной ситуации [4].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...