Организация и методы исследования
Исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы проводилось с 25 по 30 мая 2006 года на базе Нижнекамского филиала Института Экономики, Управления и Права, а также межрайонного психоневрологического реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями "Надежда". В исследовании приняло участие 26 испытуемых в возрасте 18-20 лет. Из них 6 юношей и 20 девушек, 6 учащихся 11 класса РЦ "Надежда" и 20 студентов второго курса НФ ИЭУП. Исследование проводилось в аудиторных условиях с 9 до 11 часов. Рассмотрев основные методики, используемые для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, с учетом их уровня сложности и доступности, а также других психодиагностических критериев, мы считаем целесообразным для диагностики мотивационно-потребностной сферы лиц юношеского возраста с ДЦП, использовать следующие: . Методика определения мотивационной сферы личности Р. Цветковой; . Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей . Методика диагностики мотивации аффиляции Дадим описание каждой из методик. В основу построения методики определения мотивационной сферы личности Р. Цветковой положена концепция системно-дедуктивного подхода (В.А. Ганзен, К.Б. Малышев, 1995; К.Б. Малышев 1997). В содержании методики использовалось моделирование по теории групп с учетом таких достоинств, как структурность теоретико-групповых образований, операционность групповых структур, внутренняя динамика в элементах групп подставок и их объединениях, нейтрализация взаимно обратных элементов в структурах групп. Базовые структуры мотивационной сферы личности (активность, потребности, система мотивов, направленность, установки) у субъекта постоянны, меняется только порядок базовых компонентов в процессе функционирования сферы личности. Это обстоятельство наводит на мысль о возможности применения симметрических групп подставок n-ой степени для изучения динамики структурных элементов в объектах психологии.
Теоретико-групповая модель изучаемого объекта строится в следующей последовательности: переход от вербальных обозначений к символическим, обнаружение соответствия и несоответствия элементов содержательного и формализованного описаний, внесение полноты в содержательное описание, выполнение групповых операций с содержательным материалом. В содержании модели мотивационной сферы личности использовался индуктивный (эвристический) путь. На основе контент-анализа результатов опроса студентов с помощью кластерного анализа были выделены часто встречающиеся признаки, которые являются существенными для успешного мотивационного выбора и обучения в вузе. Корреляционный и факторный анализ мотивации позволил сгруппировать мотивационно-значимые признаки в блоки и включить их в процесс моделирования. На основе эмпирически индуктивного (эвристического) исследования были выделены психологические компоненты, которые определяют позитивную мотивационную сферу личности студента вуза: высокая потребность в познании, активная самостоятельность, мотивационно-ценностные отношения, эмоционально-волевая регуляция поведения, активное самосознание и рефлексия, направленность и установка. Мотивационная сфера личности чаще всего имеет негармонический профиль и определенные доминанты в наборе из шести состояний. Личность, имеющая индивидуальный стиль мотивационной сферы, стремится к определенному порядку в реализации личностных психологических состояний. Вопрос о ранжировании этих состояний будет решаться каждой личностью по-своему и, скорее всего, будет соответствовать его индивидуальности. Нет "плохого" или "хорошего" стиля мотивационной сферы личности, а есть определенный индивидуальный стиль мотивационной сферы личности, соответствующий конкретному индивидууму.
Например, в результате диагностики установлен следующий профиль мотивационной сферы личности: (___________) есть направленность и установки (----------------) нет активной самостоятельности (___________) есть высокая потребность в знаниях (___________) есть мотивационно-ценностные отношения (----------------) нет эмоционально-волевой регуляции (----------------) нет самооценки и рефлексии При подобных условиях возникает необходимость обратить внимание на нулевые показатели и в будущем работать по развитию личности с учетом возникающих трудностей. Если личность обладает всеми шестью состояниями мотивационной сферы (гармоничный профиль, соответствующий "идеальной" личности), гексаграмма будет выглядеть так: (___________) есть направленность и установки (___________) есть активная самостоятельность (___________) есть высокая потребность в знаниях (___________) есть мотивационно-ценностные отношения (___________) есть эмоционально-волевая регуляция (___________) есть самооценка и рефлексия Всего можно построить 64 профиля (64 гексаграммы) мотивационной сферы личности, в которых обозначается наличие (цифра 1 и сплошная линия) и отсутствие (0 и прерывистая линия) выраженности мотивационного компонента. Личность обычно имеет негармоничный профиль и определенные доминанты в наборе из шести состояний. Личность с узкой мотивационной сферой должна стремиться к сотрудничеству с людьми, обладающими противоположным профилем психологических состояний мотивационной сферы. Для каждого психологического механизма мотивационной сферы личности, было составлено пять утверждений, таким образом, в итоге получилось 30 утверждений. Экспериментатор зачитывает утверждения, а испытуемые в протоколе исследования отмечают свое согласие (1) или несогласие (0). Блок оценивается "1" или "0" в зависимости от большинства "1" или "0" по утверждениям. В итоге получается двоичное шестиразрядное число, соответствующее профилю мотивационной сферы личности.
Ключ к методике:
Обработка результатов: 1. Подсчитать сумму ответов "1" для каждого из шести факторов. 2. Подсчитать коэффициент выраженности мотивационной сферы испытуемого. . Чтобы оценить выраженность базовых компонентов мотивационной сферы личности, используется шкала, содержащая четыре уровня: низкий (0-0,4); ниже среднего (0,5); средний (0,6-0,7); высокий (0,8-1). . Индивидуальный профиль мотивационной сферы личности испытуемого можно изобразить с помощью гексаграммы, ломаных линий, круговой диаграммы. . Если получится средний или высокий уровень оценки, то мотивационная сфера считается выраженной. Описание качеств личности: 1. Направленность и установки. Это высокий уровень устойчивости мотивов. Готовность к устойчивой, последовательной, целенаправленной деятельности. Направленность психических процессов личности. Содержательность желаний, стремлений, влечений, интересов, склонностей, убеждений и идеалов. Саморегуляция, устойчивость и согласованность социального поведения, процесса социализации личности и изменения установки 2. Активная самостоятельность. Стремление личности к преобразованиям в себе или поддержке жизненно значимых связей с окружающим миром. Способность личности самостоятельно производить общественно значимые преобразования. Достижения самосовершенствования личности в творчестве, волевых актах, общении, коммуникациях. . Высокая потребность в знаниях. Стремление личности постоянно работать над собой, в области приобретения знаний, интерес к учебной деятельности, любознательность, контакты и сотрудничество на научной основе. Умение поддерживать деловые, интеллектуальные отношения. Переживание личных достижений и успехов. Переживание удовольствия от познавательной деятельности, требующей приложения усилий. Умение анализировать сложную ситуацию и получать удовольствие от решения проблем, особенно трудных. Умение позитивно преодолевать неудачи и идти вперед после поражения.
4. Мотивационно-ценностные отношения. Побуждение личности к раскрытию развитой модели поведения в рамках определенной культуры и общества. Направленность на реализацию качеств личности как члена общества за счет раздельной социализации. Цель личности - овладение и управление собой с учетом моральных и этических ценностей общества. Ярко выраженная эмоциональная окрашенность поведения и деятельности личности. 5. Эмоционально-волевая регуляция. Внутренняя, личная, эмоционально окрашенная способность личности к свободному совершению выбора поведения, деятельности или действия. Способность личности действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия. Регуляция психической деятельности и поведения, направленная на удовлетворение актуальных потребностей. Проявление функции положительного и отрицательного подкрепления в приобретении положительных и устранении не оправдавших себя форм поведения. Выражение оценочного отношения личности к складывающимся или возможным ситуациям в своей деятельности. Идеаторные проявления - мысленное построение будущей ситуации, предвосхищение ситуаций и событий в связи с актуализацией представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Возникновение эмоциональных переживаний в общении с людьми. 6. Самосознание и рефлексия. Система представлений индивидуума о самом себе. Осознанное отношение человека к своим потребностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Эмоционально-смысловая оценка субъективных возможностей, целесообразных действий и поступков. Способность человека отличать себя от собственной жизнедеятельности в общении. Не только знания и понимание субъектом себя, но и выяснение того, как другие понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Исследование ответов 540 студентов первых - пятых курсов Педагогического университета позволяют судить о надежности и валидности разработанной методики. Результаты диагностического исследования мотивационной сферы личности студентов дали возможность диагностировать шесть основных параметров с учетом степени их выраженности, а также определить глубину их субъективности [17].
Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей включает в себя 15 утверждений, которые нужно оценить, попарно сравнивая между собой. Для определения главных потребностей необходимо подсчитать количество баллов, выпавших на каждое утверждение. Пять утверждений, получивших наибольшее количество баллов и расположенные по иерархии, и являются главными потребностями испытуемого. Для определения степени удовлетворенности пяти главных потребностей нужно подсчитать сумму баллов по пяти секциям по следующим вопросам. 1. Материальные потребности: 4, 8, 13; 2. Потребности в безопасности: 3,6, 10; . Социальные потребности: 2, 5, 15; . Потребности в признании: 3, 9, 12; . Потребности в самовыражении: 7, 11, 14. Подсчитав суммы баллов по каждой из пяти секций, отложим на вертикальной оси графика результаты. По точкам-баллам построим общий график результата, который укажет три зоны удовлетворенности по пяти потребностям: зону неудовлетворенности, зону частичной неудовлетворенности и зону удовлетворенности [12]. Модификация тест-опросника мотивации аффиляции (ТМА) А. Мехрабиана проведена М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМА предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих в структуру мотивации аффиляции: стремление к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Методика применима для измерения интенсивности мотивов СП и СО у школьников, студентов и взрослых. Тест представляет собой опросник, состоящий из двух шкал: шкалы мотива СП и шкалы мотива СО. При обработке проводится подсчет определенных баллов, а не содержательный анализ ответов на отдельные пункты теста. По каждой из шкал подсчитывается суммарный балл. На основе двух индексов СП и СО выделяются четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки испытуемых ранжируются как по шкале для СП, так и по шкале для СО. Далее выделяются четыре подгруппы испытуемых: высокий-низкий (СП выше медианы, а СО ниже), низкий-низкий (СП ниже медианы и СО ниже), высокий-высокий (СП выше медианы и СО выше), низкий-высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы). Для испытуемых группы "высокий-низкий" характерен мотив "стремление к принятию", а для испытуемых группы "низкий-высокий" - мотив "страх отвержения". У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова. При этом у одной из них ("высокий-высокий") интенсивность обоих высокая, а у другой - низкая [15].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|