Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов исследования особенностей мотивационно-потребностной сферы




 

Анализируя данные, полученные по методике определения мотивационной сферы личности Р. Цветковой, мы смогли построить индивидуальные профили личности на каждого испытуемого, а также обобщить данные в следующей таблице 1.


Таблица 1

Результаты исследования мотивационной сферы по методике Р. Цветковой (%)

 Качество личности

Лица юношеского возраста с ДЦП

Нормативно развивающиеся сверстники

  Наличие качества (количество испытуемых) Отсутствие качества (количество испытуемых) Наличие качества (количество испытуемых) Отсутствие качества (количество испытуемых)
направленность и установки 83,3 16,7 55 45
активная самостоятельность 33,3 66,7 80 20
высокая потребность в знаниях 33,3 66,7 30 70
мотивационно-ценностные отношения 66,7 33,3 50 50
эмоционально-волевая регуляция 50 50 80 20
самосознание и рефлексия 83,3 16,7 80 20

 

Таким образом, высокий уровень устойчивости мотивов и готовность к устойчивой, целенаправленной деятельности присутствует как качество личности у 83,3% испытуемых с диагнозом ДЦП и лишь у 55% их нормативно развивающихся сверстников. Между тем, способность личности самостоятельно производить общественно значимые преобразования, достижение самосовершенствования в творчестве, волевых актах, общении актуальна для 33,3% юношей с ДЦП и 80% их сверстников-студентов.

Наличие мотивационно-ценностных отношений, направленности на реализацию себя как члена общества характерно для 66,7% лиц юношеского возраста с ДЦП и для 50% нормативно развивающихся сверстников. Эмоционально-волевая регуляция своего поведения, способность действовать в направлении достижения поставленной цели присутствуют как качество личности у 50% испытуемых первой группы и у 80% - второй. Необходимо отметить, что практически совпадают показатели в обеих группах по шкале "потребность в знаниях" и "самосознание и рефлексия". Для большинства испытуемых как первой, так и второй группы (83,3% и 80% соответственно) характерно наличие такого качества личности как самосознание и рефлексия, а потребность в знаниях, стремление работать над собой характерны для меньшинства испытуемых обеих групп (33,3% и 30% соответственно).

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что у юношей с ДЦП существует направленность на реализацию себя, готовность к этому, способность к самоанализу, и в то же время отсутствует способность производить социально значимые преобразования, способность к эмоционально-волевой регуляции своего поведения. Это обусловлено, в первую очередь, тяжестью двигательного дефекта, затрудняющего процесс социализации инвалидов, их самореализации.

Исходя из количественной оценки ответов испытуемых, мы подсчитали коэффициент выраженности мотивационной сферы, то есть наличие всех перечисленных выше качеств личности, каждого испытуемого. Обобщенные результаты представлены в таблице 2.

У 66,6% (33,3%+33,3%) лиц с ДЦП и у 60% (35%+25%) их нормативно развивающихся сверстников мотивационная сфера считается выраженной.16,7% испытуемых первой группы и 15% - второй имеют гармоничный профиль личности, то есть личность обладает всеми шестью состояниями мотивационной сферы, что создает предпосылки для успешности в поведении и деятельности. А также 16,7% юношей с ДЦП имеют дисгармоничный профиль личности, то есть человек не обладает ни одним из шести состояний мотивационной сферы.


Таблица 2

Результаты исследования выраженности базовых компонентов мотивационной сферы личности (%)

Уровень выраженности базовых компонентов мотивационной сферы личности Лица юношеского возраста с ДЦП Нормативно развивающиеся сверстники
Низкий 16,7 30
Ниже среднего 16,7 10
Средний 33,3 35
Высокий 33,3 25

 

Следующим критерием оценки была мотивация аффиляции. В зависимости от количества набранных баллов по двум шкалам: стремление к принятию (СП) и страх отвержения (СО) выделились четыре группы испытуемых:

1. высокий уровень стремления к принятию и высокий уровень страха отвержения

2. высокий уровень стремления к принятию и низкий уровень страха отвержения

.   низкий уровень стремления к принятию и высокий уровень страха отвержения

.   низкий уровень стремления к принятию и низкий уровень страха отвержения

Результаты в процентах по данным группам представлены на рис.1.

 

Рис.1 Результаты исследования мотивационной сферы лиц юношеского возраста по методике измерения мотивации аффиляции

 

Согласно результатам исследования по методике диагностики мотивации аффиляции мотив стремления к принятию характерен для 35% лиц юношеского возраста и лишь для 16,7% лиц юношеского возраста с ДЦП. Также и в отношении мотива страха отвержения: всего у 16,7% юношей с ДЦП он является ведущим и у 35% их нормативно развивающихся сверстников. В то же время у 33,3% испытуемых с ДЦП интенсивность обоих мотивов высокая и у 33,3% - низкая. Тогда как лишь у 15% их нормативно развивающихся сверстников интенсивность обоих мотивов высокая и у 15% - низкая.

Таким образом, у юношей с ДЦП отмечается крайняя выраженность интенсивности мотивов: либо высокий уровень стремления к принятию и страх отвержения, либо низкий уровень и того и другого мотива. Это может быть обусловлено либо низким уровнем критичности к себе, либо наоборот высокой степенью осознания своего дефекта.

Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей позволила выделить основные потребности в каждой группе испытуемых. Картина результатов, полученных по данной методике, представлена в таблице 3.

Мы подсчитали количество баллов (выборов), выпавших на каждое утверждение у каждого участника эксперимента. Затем выбрали пять утверждений, получивших наибольшее количество баллов. Таким образом, мы получили пять главных потребностей для каждого испытуемого. Мы обобщили и проранжировали полученные данные для того, чтобы иметь представление об основных потребностях в каждой группе испытуемых. Приведем утверждения, соответствующие основным потребностям:

1. Добиться признания и уважения

2. Иметь теплые отношения с людьми

.   Обеспечить себе будущее

.   Зарабатывать на жизнь

.   Иметь хороших собеседников

.   Упрочить свое положение

.   Развивать свои силы и способности

.   Обеспечить себе материальный комфорт

.   Повышать уровень мастерства и компетентности

.   Избегать неприятностей

.   Стремиться к новому и неизведанному

.   Обеспечить себе положение влияния

.   Покупать хорошие вещи

.   Заниматься делом, требующим полной отдачи

.   Быть понятым другими

Нам необходимо иметь представление об основных потребностях испытуемых для того, чтобы понять мотивы их поступков. А мотивы - движущая сила человека. Мотивом поведения, скорее всего, будет стремление удовлетворить те потребности, которые являются значимыми для данного человека. Таким образом, мы сможем предположить направление движения и действий человека.


Таблица 3

Результаты исследования основных потребностей по методике диагностики степени удовлетворенности основных потребностей

Группы испытуемых

Лица юношеского возраста с ДЦП

Нормативно развивающиеся сверстники

Виды потребностей   Количество выборов Ранг Количество выборов Ранг
  1 0 15 5 14,5
  2 1 12,5 8 10
  3 2 8 11 5,5
  4 4 3 10 7,5
  5 2 8 5 14,5
  6 2 8 8 10
  7 5 1,5 11 5,5
  8 1 12,5 14 1
  9 3 4,5 8 10
  10 2 8 7 12
  11 3 4,5 12 3
  12 1 12,5 12 3
  13 1 12,5 10 7,5
  14 2 8 6 13
  15 5 1,5 12 3

 

Как мы видим из таблицы, первый ранг у юношей с ДЦП получили потребность развивать свои силы и способности и потребность быть понятым другими. В то время как у их нормативно развивающихся сверстников на первом месте стоит потребность в обеспечении материального комфорта, а на втором потребность быть понятым другими, стремиться к новому и неизведанному и потребность обеспечить себе положение влияния. Во второй группе испытуемых мы видим явный акцент на материальную сторону жизни, тогда как в первой - на духовные аспекты. Хотя и для первых материальный комфорт имеет значение, так как потребность зарабатывать себе на жизнь получила в этой группе третий ранг. Сходное мнение в обеих группах испытуемых можно отметить лишь по двум показателям: потребность стремиться к новому и неизведанному в обеих группах получила высокие ранги (4,5 и 3 соответственно), а желание добиться признания и уважения не является актуальной потребностью ни для первой, ни для второй групп (15 и 14,5 ранги соответственно). В целом же основные потребности двух групп испытуемых различаются. Для более подробного анализа необходимо знать, насколько удовлетворены основные жизненные потребности испытуемых. Результаты исследования среди юношей с ДЦП представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Результаты исследования степени удовлетворенности основных потребностей у лиц юношеского возраста с ДЦП

Степень удовлетворенности Удовлетворены Частично удовлетворены Не удовлетворены
Основные потребности      
1. материальные 20% 60% 20%
2. в безопасности 40% 40% 20%
3. социальные 0 60% 40%
4. в признании 20% 80% 0
5. в самовыражении 0 80% 20%

 

Интересно отметить, что 80% испытуемых данной группы считают полностью или частично удовлетворенными потребность в безопасности и материальные потребности, у всех испытуемых удовлетворена потребность в признании. Обращает на себя внимание также и то, что ни у одного испытуемого не удовлетворена потребность в самовыражении и социальные потребности.

Данные по второй группе испытуемых - нормативно развивающихся лиц юношеского возраста - приведены в таблице 5.


Таблица 5

Результаты исследования степени удовлетворенности основных потребностей у нормативно развивающихся лиц юношеского возраста

Степень удовлетворенности Удовлетворены Частично удовлетворены Не удовлетворены
Основные потребности      
1. материальные 10% 70% 20%
2. в безопасности 0 85% 15%
3. социальные 25% 70% 5%
4. в признании 10% 65% 25%
5. в самовыражении 20% 65% 15%

У большинства юношей с ДЦП (40%) в зоне неудовлетворенности находятся социальные потребности, в то время как у их нормативно развивающихся сверстников - потребность в признании и материальные потребности. Никто из испытуемых с ДЦП не считает, что социальные потребности и самовыражении у него удовлетворены. А 20% и 25% их сверстников считают эти потребности удовлетворенными. Но как ни странно, никто из испытуемых второй группы не считает себя достаточно защищенным (не удовлетворена или частично удовлетворена потребность в безопасности). В то время как у 40% юношей с ДЦП эта потребность удовлетворена. Интересно заметить, что у всех испытуемых с ДЦП потребность в признании полностью или частично удовлетворена.

Это может быть обусловлено тем, что наши испытуемые обучаются в специальной школе-интернате, где для них созданы максимально комфортные условия. Им уделяется много внимания со стороны персонала, к ним относятся на равных. Поэтому они не чувствуют себя брошенными, никому ненужными. У них есть возможность развиваться, заниматься разными видами деятельности, найти себя. В целом же степень удовлетворенности основных потребностей в группах испытуемых кардинально не различается. Если составить график по средним значениям, то все базовые потребности окажутся в зоне частичной удовлетворенности. Мы знаем, мотив - то, что направляет нашу деятельность. Значит, исходя из полученных данных, внутренним побудителем деятельности у девушек и юношей с ДЦП будет стремление удовлетворить свои социальные потребности и потребности в самовыражении. А у их нормативно развивающихся сверстников - стремление удовлетворить материальные потребности и потребности в признании.

Полученные данные были подвергнуты математической обработке, проводился корреляционный анализ данных. Полученные в ходе этого анализа данные представлены в таблице 6.

Из возможных двадцати восьми связей значимыми оказались три, причем одна из них положительная и две отрицательных. Обнаружена статистически достоверная положительная связь потребности в самовыражении и страха отвержения (0,55691). То есть, чем выше у человека страх отвержения, тем выше потребность в самовыражении. Чем больше человек боится быть отвергнутым, не признанным, тем больше он пытается привлечь к себе внимание, сделать что-то необыкновенное, а следовательно раскрыть все свои возможности ради того, чтобы его приняли, чтобы не остаться одиноким. Интересно было бы проследить связь между означенными выше шкалами и страхами человека, в частности страхом одиночества.

 

Таблица 6

Результаты корреляционного исследования

  Материальные потребности Потребность в безопасности Социальные потребности Потребность в признании Потребность в самовыражении Выраженность базовых компонентов СП СО
Материальные потребности 1              
Потребность в безопасности 0, 19957 1            
Социальные потребности -0,24368 -0,21160 1          
Потребность в признании 0,01057 -0,23416 -0,44240 1        
Потребность в самовыражении -0,68265 -0,24897 0,09816 -0,04277 1      
Выраженность Базовых компонентов 0,16728 0,24461 0,00181 -0,07005 -0,28963 1    
СП 0,31774 0,33594 0,11544 -0,30407 -0,48005 0,16317 1  
СО -0,46812 -0,03590 -0,05160 0,13187 0,55691 -0,13195 -0,67287 1

Также обнаружена статистически достоверная отрицательная связь стремления к принятию и страха отвержения (-0,67287). Чем больше стремление к принятию, тем меньше страх отвержения. То есть чем более в поведении индивида выражено стремление к принятию окружающими, тем менее выражен страх отвержения. Если человек принят окружающими его людьми, то у него уже не будет страха, что его могут отвергнуть.

Статистически достоверная отрицательная связь материальных потребностей и потребности в самовыражении (-0,68265) свидетельствует о том, что чем более выражены у человека материальные потребности, тем меньше - потребность в самовыражении. Это подтверждает теорию А. Маслоу о том, что неудовлетворенность базовых (низших) потребностей не дает возможности реализоваться более высоким потребностям. Следовательно, только человек с удовлетворенными (на его взгляд) основными потребностями может помышлять и стремиться к удовлетворению высших потребностей.

Выводы:

Эмпирическое исследование показало, что существуют различия в мотивационно-потребностной сфере лиц юношеского возраста с ДЦП и их нормативно развивающихся сверстников. У юношей с ДЦП существует направленность на реализацию себя, готовность к этому, способность к самоанализу, и в то же время отсутствует способность производить социально значимые преобразования, способность к эмоционально-волевой регуляции своего поведения. В то время, как у их нормативно развивающихся сверстников на высоком уровне находится социальная активность и способность к эмоционально-волевой регуляции поведения.

Мотивационная сфера считается выраженной у одинакового процента испытуемых с ДЦП и их сверстников. У юношей с ДЦП отмечается крайняя выраженность интенсивности мотивов: либо высокий уровень стремления к принятию и страх отвержения, либо низкий уровень и того и другого мотива. В то время как для нормативно развивающихся юношей характерно преобладание одного мотива. Значимыми потребностями для лиц юношеского возраста с ДЦП являются потребности в развитии своих сил и способностей и потребность быть понятым другими. А для их нормативно развивающихся сверстников - потребность в обеспечении материального комфорта.

У всех испытуемых с ДЦП неудовлетворены социальные потребности и потребность в самовыражении. А потребность в признании удовлетворена у всех испытуемых данной группы. У нормативно развивающихся юношей неудовлетворенными являются потребности в безопасности и в признании, а в зоне удовлетворенности находятся социальные потребности. Мы знаем, что мотив - то, что направляет нашу деятельность. Значит, исходя из полученных данных, внутренним побудителем деятельности у девушек и юношей с ДЦП будет стремление удовлетворить свои социальные потребности и потребности в самовыражении. А у их нормативно развивающихся сверстников - стремление удовлетворить материальные потребности и потребность в признании.


Заключение

 

В целом можно сказать, что мы выполнили цель и задачи нашей работы. Мы исследовали мотивационно-потребностную сферу лиц юношеского возраста с ДЦП. Наша гипотеза подтвердилась: мы установили, что мотив общения является ведущим в связи с неудовлетворенностью социальных потребностей. В ходе выполнения задач мы пришли к следующим выводам.

В первую очередь, мы дали общее представление о мотивационно-потребностной сфере и ее роли в жизни человека. Мотивация - совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Зная, ради чего человек действует, то есть каков его мотив, можно адекватно оценивать его деятельность.

Далее мы рассмотрели общие закономерности развития мотивационно-потребностной сферы. Здесь мы отметили, что мотивы и интересы не возникают ниоткуда или из ничего. Вероятность возникновения интересов или мотивов поступков ребенка определяется той деятельностью, в которую он вовлечен, а также обязанностями дома и в школе.

Следующим пунктом рассмотрения стали особенности психического развития лиц с ДЦП. Созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Для таких детей характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

Для исследования мотивационно-потребностной сферы лиц с ДЦП мы использовали следующие методики:

. Методика определения мотивационной сферы личности Р. Цветковой;

. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей;

. Методика диагностики мотивации аффиляции.

Первая методика позволяет составить индивидуальный профиль мотивационной сферы личности человека. Вторая методика позволяет установить степень удовлетворенности основных потребностей. Третья предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих в структуру мотивации аффиляции: стремление к принятию (СП) и страха отвержения (СО).

Затем мы остановились на особенностях мотивационно-потребностной сферы лиц юношеского возраста с ДЦП. Мотивационная сфера ребенка с ДЦП, как и в норме, формируется в деятельности. Так как существуют проблемы у лиц с ДЦП в освоении движений (в двигательной сфере), то логично предположить и о проблемах в формировании мотивационной сферы. Определяющим мотивом является мотив общения, так как социальные потребности у юношей с ДЦП не удовлетворены. Значимыми потребностями для лиц юношеского возраста с ДЦП являются потребности в развитии своих сил и способностей и потребность быть понятым другими.

Но на этих исследованиях нельзя останавливаться. Не изучив мотивы деятельности человека, мы не можем изучать все остальное. Получается, что мы исследуем следствие, а не причину. Для увеличения эффективности коррекционной работы с лицами с ДЦП нужны дальнейшие разработки данного вопроса. Работ, посвященных подростковому и юношескому возрасту, значительно меньше, чем дошкольному и школьному. Именно в подростковом и юношеском возрасте лица с проблемами в развитии нуждаются в специальной помощи для того, чтобы достичь полноценного общественного бытия. На этих возрастных этапах закладываются основные социальные связи, отношения с обществом, происходит социальное становление человека, профессиональное самоопределение. От успешности психолого-педагогических и социальных мероприятий в этот период зависит дальнейшая судьба подростков. Ошибки в этой работе могут привести к нежелательным последствиям - уходу в болезнь, социальной изоляции и т.п. Поэтому мы считаем необходимым продолжать исследования этого вопроса.

 


Список использованной литературы

 

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. - Москва-Воронеж: МПСИ. НПО "МОДЭК", 2001. - 352 с.

2. Детский церебральный паралич. Хрестоматия: Учеб. пособие/ Сост.Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. - СПб.: Изд-во "Дидактика плюс", 2003. - 520 с.

.   Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 576 с.

.   Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие. - М.: Флинта; МПСИ, 2000. - 648 с.

.   Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник: Гриф МО РФ для студ. вузов. - М.: Логос, 2005. - 384 с.

.   Левченко И.Ю. Особенности мотивационно-потребностной сферы лиц с двигательными нарушениями юношеского и молодого возраста // Специальная психология. - 2005. - №2 (4). - С.5-11.

.   Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 192 с.

8. Левченко И.Ю. Система психологического изучения лиц с ДЦП на разных этапах социальной адаптации. Дис…д-ра психол. наук.М., 2001.

9. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник: Гриф. Мин. образ. РФ. - СПб.: Питер, 2002. - 592 с.

10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии. Изд.2-е. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. - 576 с.

.   Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов; Т.Е. Березкина; Н.А. Кислякова и др.; Под ред.Д. Д. Вачугова. - М.: Высш. школа, 2002. - 367 с.

.   Основы психологии: Практикум / Ред. - сост.Л.Д. Столяренко. Изд.3-е, доп. И переработ. - Ростов н/Д: "Феникс", 2002. - 704 с.

.   Психология: Учебник для экономических вузов / Под общ. ред.В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 672 с.

.   Психология человека от рождения до смерти / Под ред.А. А. Реана. - М.: Олма-пресс, 2002. - 656 с.

.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

.   Р. Цветкова Мотивационная сфера личности: методика изучения // Прикладная психология и психоанализ. - 2003. - №2. - С.66-72.

.   Специальная психология: Учеб. пособие / Под ред.В.И. Лубовского. - М.: - Академия, 2005. - 464 с.


Приложения

 

Приложение 1

 

Сводные результаты исследования по методике диагностики степени удовлетворенности основных потребностей лиц юношеского возраста с ДЦП

испытуемые материальные потребности потребность в безопасности социальные потребности потребность в признании в самовыражении
1 14 20 28 26 24
2 28 12 2 23 16
3 25 40 20 12 18
4 15 12 30 18 32
5 17 12 25 34 12
6 23 9 24 26 31

 


Приложение 2

 

Сводные результаты исследования по методике диагностики степени удовлетворенности основных потребностей лиц юношеского возраста

испытуемые материальные потребности потребность в безопасности социальные потребности потребность в признании в самовыражении
1 30 29 10 28 12
2 26 24 27 14 23
3 32 24 28 13 10
4 16 30 17 26 24
5 29 14 35 25 11
6 16 24 26 20 27
7 27 32 14 25 12
8 25 20 27 25 28
9 28 25 25 26 24
10 12 17 13 32 33
11 16 18 20 25 25
12 7 17 26 19 31
13 26 16 27 25 18
14 25 18 20 16 26
15 24 16 20 28 24
16 15 18 14 25 32
17 35 18 8 34 15
18 22 24 8 29 25
19 23 27 10 34 25
20 11 19 32 20 27

 


Приложение 3

 

Сводные результаты исследования по методике определения мотивационной сферы личности Р. Цветковой

Испытуемые

Выраженность базовых компонентов мотивационной сферы

Юноши с ДЦП

 

1

0,53

2

0,83

3

0,63

4

0,63

5

0,8

6

0,43

Нормативно развивающиеся сверстники

 

7

0,77

8

0,73

9

0,43

10

0,57

11

0,57

12

0,83

13

0,8

14

0,7

15

0,8

16

0,4

17

0,23

18

0,5

19

0,37

20

0,57

21

0,4

22

0,37

23

0,63

24

0,47

25

0,63

26

0,87
     

 


Приложение 4

 

Сводные результаты исследования по методике диагностики мотивации аффиляции

Испытуемые Стремление к принятию Страх отвержения
Нормативно развивающиеся сверстники    
1 167 98
2 162 100
3 161 118
4 157 110
5 154 72
6 142 129
7 141 121
8 134 132
9 130 147
10 127 160
11 124 117
12 124 144
13 123 132
14 122 115
15 122 139
16 117 144
17 113 121
18 112 170
19 111 141
20 90 167
Юноши с ДЦП    
21 148 144
22 140 114
23 140 157
24 131 137
25 131 140
26 118 165

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...