Основные аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения в Республике Беларусь
Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования. [22, с. 136]
Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны. Существенная часть монетарной деятельности Национального банка ранее была связана с предоставлением ресурсов правительству для покрытия дефицита республиканского бюджета и временных недостатков бюджетных средств - так называемых кассовых разрывов. Наряду с допустимым ростом денежной массы определяющими (промежуточными) монетарными целями выступают лимиты и направления денежной эмиссии, а также уровень цен денежного рынка, включая процентные ставки и обменный курс. Национальный банк - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь - действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь и является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Место нахождения Национального банка - город Минск. Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Цели и принципы деятельности Национального банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь. Основными целями деятельности Национального банка являются: • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; • развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка. Национальный банк выполняет следующие функции: • разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь; • осуществляет эмиссию денег; • регулирует денежное обращение; • регулирует кредитные отношения; • организует функционирование платежной системы Республики Беларусь; • является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование; • осуществляет валютное регулирование; • выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь; • осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка; • осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
• осуществляет лицензирование банковской деятельности; • регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней; • устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций; • согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; • регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь; • определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах; • осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка; • осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях; • проводит анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных отношений; • заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств; • выполняет другие функции, предусмотренные Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.[13] Национальному банку Республики Беларусь в организации и реализации денежно-кредитной политики помогают его структурные подразделения. Главное управление Национального банка Республики Беларусь, является одним из структурных подразделением Национального банка Республики Беларусь. Главное управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Банковским кодексом, законодательством Республики Беларусь, Уставом Национального банка Республики Беларусь и действует на основании Положения о Главном управлении Национального банка Республики Беларусь.Главное управление подотчетно Национальному банку Республики Беларусь, находится на обособленном балансе, имеет круглую печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Республики Беларусь.
Первоочередная задача Главного управления - реализация денежно-кредитной политики Республики Беларусь на территории РБ и контроль за ее выполнением. Главное управление выполняет следующие функции: взаимодействует с местными органами государственной власти и управления, территориальными контролирующими и правоохранительными органами по вопросам денежно-кредитной политики; организует и регулирует наличное денежное обращение в соответствии с денежно-кредитной политикой Республики Беларусь, направленной на обеспечение внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля; прогнозирует и анализирует показатели наличного денежного обращения, эмиссии наличных денег, отслеживает происходящие в наличном денежном обращении тенденции, разрабатывает предложения по его упорядочению и ограничению эмиссии наличных денег и представляет их руководству Национального банка; осуществляет мониторинг проводимой филиалами (отделениями) банков работы по привлечению денежных средств населения и кредитованию экономики в рамках государственных программ; осуществляет надзор за соблюдением филиалами (отделениями) банков требований законодательства Республики Беларусь; осуществляет кассовые операции, проводит определение подлинности и платежности банкнот в соответствии с установленными Национальным банком правилами; организует в регионе инкассацию денежной наличности, подкрепление и вывоз денежной наличности из банков; осуществляет валютно-обменные операции в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, проверку работы касс и обменных пунктов филиалов (отделений) банков на соответствие требованиям законодательства Республики Беларусь; организует работу по развитию системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек; рассматривает запросы, обращения и жалобы граждан, банков, предприятий и организаций, выполняет другие функции, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых Правлением Национального банка Республики Беларусь. Другой уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Главной его составляющей являются коммерческие банки, деятельность которых носит многосторонний характер. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов. К важнейшим их функциям традиционно относятся:
аккумулирование временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений; обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота; кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственных оборотов; учет векселей и операции с ними; хранение финансовых и материальных ценностей; доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции). При наличных расчетах в РБ используются кассовые операции, которые проводятся Расчетно-кассовыми центрами или коммерческими банками. [22, с.51] Кассовые операции - это совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег. Кассовые операции различных субъектов значительно отличаются. Предприятию (юридическому лицу) для того, чтобы использовать наличные денежные средства, необходимо согласовать с банком, в котором открыт расчётный счёт, следующие вопросы: определить порядок и сроки сдачи наличных денег; определить порядок использования наличных денег; установить лимит хранения наличных денежных средств в кассе предприятия. С этой целью субъект хозяйствования подаёт заявку в банк. Заявка на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки, размера расходования наличных денег действительна в течение года. Субъекты хозяйствования могут сдавать наличные деньги в кассы банков, работникам службы инкассации, эксплуатационным предприятиям Министерства связи РБ. Субъекты хозяйствования обязаны ежедневно сдавать наличные денежные средства в кассы банков, с последующим зачислением их на текущий расчетный счёт, исключение составляют субъекты, расположенные в населённом пункте, где нет банков или эксплуатационных предприятий Министерства связи РБ, в этом случае сроки сдачи наличных денег составляют один раз в несколько дней, но не реже одного раза в семь календарных дней. Лимит остатка кассы - предельный остаток, максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе предприятия по состоянию на конец рабочего дня. Лимит устанавливается банком в зависимости от конкретных условий работы предприятия. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги на конец рабочего дня в пределах лимита остатка кассы, установленного в соответствии с законодательством РБ. Лимит остатка кассы может быть пересмотрен в течение года на основании предоставленной заявки по обоснованной просьбе субъекта хозяйствования в случае изменения объёмов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и по другим причинам. Субъекты хозяйствования, которым установлен лимит остатка кассы, имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита только на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, дивидендов на срок не свыше трёх рабочих дней, для органов местного управления и самоуправления, расположенных в сельской местности, - не свыше пяти рабочих дней. Банки устанавливают размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу субъекта хозяйствования. Разрешение субъекту хозяйствования на расходование наличных денег из выручки для осуществления расчётов наличными деньгами между субъектами хозяйствования даёт обслуживающий банк в размерах и в порядке, установленных законодательством РБ. Для хранения наличных денежных средств и выполнения расчётов ими на каждом предприятии, в организации или учреждении создаётся касса. Касса представляет собой специально оборудованное помещение, имеющее сигнализацию, устройства, препятствующие проникновению туда посторонних лиц, несгораемые металлические шкафы для хранения денег и ценных бумаг. Двери в кассу во время совершения операций должны быть заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к её работе, воспрещается. Все наличные деньги и ценные бумаги должны храниться в несгораемых металлических шкафах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются кассиром. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, а учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах хранятся у руководителей предприятия. Кассовые операции осуществляет кассир, являющийся должностным лицом с полной материальной ответственностью за сохранность всех принятых на хранение денег и ценных бумаг и ущерб, причинённый предприятию, организации, учреждению как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. Для этого при приёме его на работу с ним заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности Под роспись руководителя предприятия должен также ознакомит его с Порядком ведения кассовых операций. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам, хранить в кассе деньги и другие ценности, не принадлежащие данному предприятию. Под кассовыми операциями понимаются поступление, выдача и временное хранение наличных денежных средств в кассе. Все вышеперечисленные операции должны быть оформлены документально в строгом соответствии с правилами ведения кассовых операций. Для получения наличных денежных средств с текущего расчётного счёта необходимо оформить, в установленном порядке денежный чек. Чековые книжки выдаются банком, в котором открыт текущий расчётный счёт по заявлению субъекта хозяйствования. Денежный чек - это документ установленного образца, по которому юридическое лицо через своего представителя может получить в банке наличные денежные средства. Денежный чек действителен в течении дней с момента его подписания. Денежный чек подписывается руководителем предприятия и главным бухгалтером. На обратной стороне чека указывается, на какие цели может быть использована денежная наличность (выплата заработной платы, стипендий, награды и т.д.), что позволяет банку контролировать целевое использование денежных средств. Для того чтобы использовать наличные денежные средства, полученные юридическим лицом в банке, их необходимо сначала оприходовать в кассу предприятия. Оприходование - это документальное оформление поступления наличных денежных средств из банковского учреждения в кассу предприятия. Для оформления данной операции используется приходно-кассовый ордер - документ типовой формы, которым оформляется поступление денежных средств в кассу предприятия. Для выплаты из кассы наличных денежных средств необходимо оформить в установленном порядке расходно-кассовый ордер - документ типовой формы, которым оформляется выдача (выплата) из кассы наличных денежных средств. Выплата из кассы может осуществляться и по платёжной ведомости (выплата заработной платы, стипендии и т.д.). В кассе предприятия разрешается хранить наличные денежные средства только с согласия банка, в котором открыт текущий расчетный счет. Для этого банком устанавливается лимит(предельная сумма) хранения наличных денежных средств в кассе предприятия. Превышение лимита хранения наличных денежных средств может повлечь за собой применение в отношении юридического лица штрафных санкций со стороны контролирующих органов. Поскольку в кассе можно хранить только определенную сумму денежных средств, установленную банком, то возникает вопрос: что же делать с остальными наличными денежными средствами? Для этого необходимо сумму, превышающую установленный размер лимита хранения, сдать в кассу банка с последующим зачисление этой суммы на текущий расчетный счет предприятия. Данная операция оформляется объявлением на взнос наличными- документом типовой формы, которым оформляется поступление от предприятия (через кассира) наличных денежных средств в кассу банка с последующим зачислением этой суммы на текущий счет предприятия. Все поступления и выдачи наличных денег субъекта хозяйствования учитываются в кассовой книге. Каждый субъект хозяйствования ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера субъекта хозяйствования. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег отдельно по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день и выводит остаток денежных средств. Не реже одного раза в квартал руководитель субъекта хозяйствования назначает комиссию из числа работников предприятия не менее трех человек для проведения внезапной проверки фактического наличия денежных средств в кассе. Данная проверка оформляется актом установленного образца. Национальный банк Республики Беларусь устанавливает не только Правила ведения кассовых операций, но и меры ответственности за их нарушения, которыми являются: нецелевое использование наличных денег, несвоевременное оприходование в кассу наличных денежных средств, превышение установленного лимита хранения наличных денежных средств в кассе, несвоевременное составление авансового отчета по выданным наличным денежным средствам в подотчет и другие нарушения.[14, с. 485]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|