Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления совершенствования организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь




 

Рациональную организацию наличного денежного обращения, усиление контроля за потоками наличных денег следует рассматривать как одно из эффективных средств, способствующих решению острых проблем современного этапа развития экономики Беларуси. Основной целью Национального банка Республики Беларусь, как известно, является защита и обеспечение устойчивости рубля. Достижение этой цели на данный момент невозможно без рациональной организации наличного денежного обращения.

Национальным банком Республики Беларусь должна и в дальнейшем производиться работа по правовому регулированию порядка ведения кассовых операций в учреждениях банков, кредитных организациях и хозяйствующих субъектах.

Национальным банком Республики Беларусь должны разрабатываться новые и совершенствоваться действующие нормативные акты, что позволит:

создать необходимую правовую основу для оптимизации внебанковского оборота наличных денег;

содействовать ускорению оборота наличных денег:

способствовать обеспечению сохранности наличных денежных средств;

внедрять передовые технологии при работе с денежной наличностью.

В сфере денежного обращения необходимо принять следующие меры:

) укрепить и расширить сферу денежного обращения и таким образом ограничить использование альтернативных форм расчётов (бартер, иностранная валюта, денежные суррогаты);

) уменьшить долю налично-денежного обращения на основе совершенствования безналичных форм расчётов и устранения границы между наличным и безналичным оборотами;

) ликвидировать неплатежи, создав тем самым условия для экономического роста.

С целью стабилизации положения в налично-денежном обращении необходимо восстановить доверие населения и предприятий к банковской системе, создать условия для поступления денежных средств в кредитную систему. Одной из важных мер является обеспечение гарантирования банковских вкладов. [16, с. 115]

Во втором полугодии 2011 года были приняты меры для исправления сложившихся макроэкономических дисбалансов: обеспечен выход на единый курс белорусского рубля, прекращено эмиссионное кредитование Национальным банком экономики, ужесточена денежно-кредитная политика. В результате удалось переломить негативные процессы и заложить основу для развития позитивных тенденций. Возобновился приток срочных рублёвых депозитов населения в банки. С сентября начал восстанавливаться объём вкладов в иностранной валюте. [6, с. 2]

Национальный банк намерен проводить жесткую эмиссионную политику. Рефинансирование банков будет осуществляться исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. При необходимости будут производиться и стерилизационные мероприятия, направленные на недопущение избыточного роста денег в экономике.

Приоритетной целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

Стабильность обменного курса белорусского рубля оказывает ограничивающее воздействие на рост потребительских цен в стране через сдерживание импортируемой инфляции и снижение инфляционных ожиданий. Кроме того, стабильность обменного курса белорусского рубля повышает инвестиционную привлекательность экономики и белорусского рубля в качестве средства сбережения, а также является важнейшим условием обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования будут способствовать дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в направлении установления в качестве ее главной цели ценовой стабильности. Смещение акцента денежно-кредитной политики в сторону долгосрочных целевых ориентиров, таких как поддержание финансовой стабильности, которая кроме ценовой стабильности предполагает и надежную работу финансовых рынков и институтов, позволит повысить ее эффективность. [15]

В целях оздоровления финансового положения производственных предприятий и государства, создания условий для инвестиционной активности, недопущения рецидивов долгового кризиса должны быть приняты следующие меры по устранению узких мест и повышению эффективности системы государственного регулирования денежного обращения.

Во-первых, должны быть устранены основные причины платёжного кризиса и неудовлетворительного положения большей части производственных предприятий путём перехода от жёсткой политики количественного регулирования денежной массы к регулированию процентных ставок с их последовательным снижением и поддержанием уровня денежного предложения в соответствии со складывающимся спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы. Для этого наряду с действующими каналами денежной эмиссии необходимо использовать механизм рефинансирования банков под залог векселей платёжеспособных производственных предприятий. Это потребует от Национального банка организации мониторинга платёжеспособности крупных и средних предприятий и обеспечение прозрачности его эмиссионной политики. Что отражено в Стратегии развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011-2015 годы. В свою очередь, доступ к кредитным ресурсам Национального банка потребует от предприятий повышение прозрачности и эффективности своей деятельности, будет способствовать их реструктуризации в соответствии с требованиями повышения конкурентоспособности.

При такой организации политики денежного предложения обеспечивается главная функция денежной эмиссии - кредитование экономического роста. Снижая процентные ставки, Национальный банк стимулирует рост экономической активности; повышая их - ужесточает требования к экономической эффективности. Это даёт возможность проведения гибкой денежно-кредитной политики в соответствии с целями и приоритетами экономической политики государства.

Во-вторых, должны быть предприняты меры по расчистке экономики от завалов взаимных неплатежей:

завершена реструктуризация накопленной задолженности предприятий по процентам за просроченные долги перед государственным бюджетом при условии своевременного выполнения текущих налоговых обязательств;

проведён взаимозачёт и реструктуризация взаимной задолженности крупных предприятий с одновременным ужесточением ответственности должников за погашение просроченной задолженности.

В-третьих, должен быть наведён порядок в деятельности органов денежного регулирования. Для этого необходимо:

усилить государственный контроль за эмиссией денег с установлением соответствующих ориентиров по каналам денежного предложения и обеспечить приоритетность задач улучшения финансового положения производственной сферы;

прекратить использование гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих ресурсы из производственной сферы, включая эмиссию государственных ценных бумаг с доходностью, превышающей рентабельность производственной сферы, а также предоставление услуг Национальным банком по открытию депозитных счетов банкам.

Переориентация политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы - соответствующим регулирование процентных ставок обеспечивается её связывание в кредитовании производственной деятельности.

В-четвёртых, должны быть предприняты необходимые действия по улучшению структуры денежной массы, резкому сокращению его наличной составляющей. Для этого необходимо осуществление комплекса мер по электронизации платежей и расчётов, внедрения соответствующих информационных технологий в торговле и финансовых услугах, обеспечение надёжной правовой защиты сделок совершаемых в электронной форме.

Таким образом, банки Республики Беларусь продолжат работу по совершенствованию филиальной сети номенклатуре предлагаемых банковских услуг с учётом изменения спроса на банковские услуги по областям и перспектив экономического развития. Формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков будет проводиться путём поддержания информационной транспарентности банков.


Заключение

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.

Денежная единица - это исторически сложившаяся законодательно закрепленная национальная единица измерения количества денег, цен товаров и услуг.

Денежная масса - это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа.

Денежная система - форма организации денежного обращения в той или иной стране, сложившаяся исторически и закрепленная законом. Денежная система представляет собой форму организации денежного обращения, которая имеет исторический характер и изменяется в соответствии с сущностью экономической системы и основами денежно-кредитной политики.

Государственное регулирование денежного обращения осуществляется в рамках кредитно-денежной политики. В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы, обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (центральный банк, министерство финансов и т.д.).

Одним из важных условий денежно-кредитной политики Республики Беларусь является регулирование объема денежной массы в соответствии с потребностями оборота, что предполагает осуществление мер по предотвращению появления в обороте избыточной массы денег, наличие которой сопровождается увеличением спроса и возможным ростом цен. В равной мере необходимо предотвращать и образование недостатка платежных средств в обороте.

Для Республики Беларусь характерно вмешательство государства в экономику страны, что позволяет говорить об административном, а не рыночном методе регулирования финансового сектора. В такой ситуации, государство должно проводить жестко денежную политику и чётко следовать поставленной цели, иначе административный способ управления окажется губительным.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...