Научные основы МРР и ее связь с другими науками.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ 1. Методологическая основа (Лурия, Выготский, Рубенштейн) – положение материалистической философии положение о языке, как продукте общественно-исторического развития, положение о языке, как ср-ве взаимодействия людей, положение связи языка с мышлением. 2. Естественно-научная основа МРР – учение Павлова о 2ух сегментальных системах н/д чела, формирование речи. Физиологической основой речи служат временные связи, образованные в коре головного мозга, в результате воздействия на чела предметов и явлений действительности и слов, кот эти предметы и явления означают. 3. Психологическая основа – составляет теория речи и речевой деятельности. Психологическая природа речи раскрыта Леонтьевым и Выготским речь занимает центральное место в процессе психического развития. Развитие речи внутренне связано с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет полифункциональный характер, слово имеет предметную отнесенность и значение, т.е. явл носителем обобщения. Процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выраженных в увеличении словаря, а есть процесс качественных изменений, скачков. Языковая способность – совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок. Речевой навык – это речевое действие достижения степени совершенства. Речевое умение – особая способность человека, кот становится возможной в результате развития речевых навыков. Психологическая основа ТМРР базируется на концепции развивающего обучения (Выготский, Эльконин, гольперин, Леонтьев). 4. Учение о языке, как знаковой системе.
Ян Амос Коменский (1592-1672). Он большое внимание уделял правильному произношению, а после 3х до 6ти лет обогащению речи. Принцип последовательности лег а основу книг Мир в картинка, Открытая дверь языков.
Швейцарский педагог Иоанн Генрих Песталоцци (1746-1827) выдели 3 основные задачи обучения языку 1. обучение звуку как ср-ву развития органов речи. 2. обучение слову или ср-вам ознакомления с предметами. 3. обучение речиилс ср-ву ясно выражаться о предметах. Фридрих Фребель (1782-1852) ввел название детский сад (воспетки - садовницы). Он считал, что надо создать условия для развития и не мешать этому развитию. Ж-Ж Руссо большое внимание уделял развитию голоса, для этого использовал пение, музыку, правильную речь окружающих. Мария Монтессори (1870-1952). Она была стороннице свободного воспитания. Методика развития речи вкл в себя 1. сенсорное восприятие предметов и их признаков 2. распознание предмета по названию. 3. запоминание названия предметов. 3х ступенчатые занятия 1ая ступень – педагог показывает предмет и описывает его. 2ая ступень – педагог просит ребенка подать ему кубик (пассивный словарь). 3ья ступень – активный словарь (Маша, это что, это красный кубик). У Монтессори распространены беседа в кругу, игры в кругу. Большое внимание она уделяля гимнастике дыхания, зубов, языка. Также разработала метод Письмо и Чтение.
4. Развитие методики в России… Мысли о необходимости обучению родному языку содержаться в работах С. Полоцкого (1629-1680), Кантемирова (1708-1744), Ломаносова (1711-1765). Ломоносов осуществил реформу русского языка и выступал за национал общение и воспитание на родном языке. Л. Н. Толстой (1828-1910гг) Был ярким сторонником семейного воспитания. Обратил внимание на воспитание детей по средствам бесед и чтения. Главный труд для дош-ов – «Азбука». К. Д. Ушинский (1824-1870гг) Говорил, что обучение детей должно проходить на родном языке. Известные произведения: «Родное слово», «Детский мир».
В основу своей системы Ушинский положил принцип народности. Преподавание отечественного языка имеет 3 цели: 1. развитие дара слова, т.е. умение выражать свои мысли в устной и посменной речи. 2. усвоение форм языка. 3. усвоение грамматики или логики языка. Основ. теории положения Ушинского:
Ушинский изменил метод первоначального обучения родному языку. Е. Н. Водовозова (1844-1923гг) Была ученицей Ушинского и детской писательницей. Разработала методику воспитания в семье на родном языке и на родном творчестве. Известное произведение: «Умственное развитие детей…». 5. Становление и развитие методики как отрасли педагогической науки… Методика развития речи появилась в 20-30гг 20 века. Стали появляться всё больше и больше гос детских садов, в связи с тем, что женщина пошла работать. Именно в это время решили, что детский сад нужно внести в образовательную систему. Первый съезд по дошкольному воспитанию был в 1919 году. Основные тенденции освещённые на этом съезде:
Второй всероссийский съезд состоялся в 1921 году:
Третий всероссийский съезд состоялся в 1924 году:
В 1928г принимается решение о разработки программы для детского сада.
Н. К. Крупская (1869-1936гг) Она считала речь основой умственного воспитания. Предлагал больше читать художественной литературы. Е. И. Тихеева (1867-1944гг) Была последовательницей Ушинского и Толстого. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. Произведения: «Родная речь и пути её развития», «Несколько слов о развитии речи». В 1920 году Тихеева становиться профессором института им. Герцена в Санкт-Петербурге. Она первая приняла теорию «Развития речи» к дошкольному возрасту. Теоретические основы:
Тихеева определила основные задачи работы по развитию речи в детском саду:
Система работы по развитию речи Тихеевой состояла из 2-х разделов:
а) разговоры с детьми б) поручение в) беседы г) чтение д) заучивание стихотворений Е. А. Флёрина (1889-1925гг) Эстетическое воспитание рассматривается ею как средство развития творческих сил ребёнка, которое должно осуществляться на лучших образцах подлунного искусства: художественное слово, художественная картина, художественные игрушки. В 40-е годы проводятся собственно-методические исследования положившие начало накопления экспериментальной базы исследования. Дальнейшее её развитие связанно с изучением проблем дидактики. А. П. Усова Процесс обучения родному языку рассматривала в связи с ознакомлением с окружающим, с усвоением знаний приобретаемых ребёнком в общении со взрослым.
Л. П. Пеньевская Занималась содержанием обучения родному языку, обучение рассказов. Е. Е. Радина Обучение детей правильному произношению звуков. Р. И. Жуковская Чтение, рассказывание и заучивание наизусть литературных произведений. В конце 50-х годов активно исследуется и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Связанно это с появлением учреждения ясли-сад.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|